0
1258
Газета История Интернет-версия

09.08.2000 00:00:00

Аспекты юбилея

Тэги: Собор, церковь, Филарет


- Приближающийся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви - значительное событие. Поскольку все важнейшие вопросы жизни и служения Церкви решаются именно на Архиерейских и Поместных Соборах, то естественно, что в отношении предстоящего Собора в церковной среде существуют большие ожидания. Впрочем, высказывается также критическое мнение о том, что созыв Собора в 2000 году превращает его в формальное юбилейное мероприятие и тем самым позволяет отложить решение назревших проблем церковной жизни. Что, по вашему, на самом деле будет представлять собой грядущий Собор, каково его значение и какие, на ваш взгляд, перед ним стоят задачи?

- Значение предстоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви весьма велико. Его суть определяется празднованием двухтысячелетия Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Юбилейный характер не только не снижает его значимости, но в наибольшей степени подчеркивает глубокий духовный смысл Собора. Что же касается высказанных опасений в его "формальности", то любое мероприятие, любой юбилей рискует оказаться "формальным" - и дело здесь конечно же не в юбилее, а в отношении к нему. Во внехристианской среде 2000 год "нашей эры" воспринимается как круглая дата, "миллениум", при этом тем, кто испытывает мистический ужас перед магией числа с тремя нулями, старательно разъясняют условность всякого летоисчисления. Но для христиан великий Юбилей - во всяком случае не формальность и не условность. Он является поводом для благоговейного и благодарного воспоминания истории нашего Спасения, молитвенных раздумий о великой благочестия тайне явления Бога во плоти (1 Тим: 3,16), свершившейся две тысячи лет назад в Вифлееме.

Великий Юбилей связан не с условностью летоисчисления и не с одним из многих, произвольно избранных исторических событий, а с совершенно уникальным историческим событием, центром, осью и смыслом мировой истории - воплощением Бога, в котором обретается смысл и цель существования каждого из нас и всего мира. Причем это событие имеет и метаисторический смысл: Бог, не оставив вечности, входит в человеческую историю, возглавляет и освящает ее.

Есть еще один важный аспект Юбилея, который, по всей вероятности, как-то отразится на Соборе. Юбилей - это не только две тысячи лет, прошедших со времени воплощения, но и две тысячи лет истории христианства. Это вполне закономерный повод для оценки пройденного пути и для раздумий о свидетельстве Церкви в наступающем веке и тысячелетии. И здесь возникает весьма серьезный вопрос о смысле и значении этого пути, и в частности, почему по истечении двух тысячелетий христианской истории после, казалось бы, полного и безраздельного торжества христианства мы сегодня являемся свидетелями того, что Церковь вновь превратилась в "малое стадо"? Если на рубеже XIX и XX веков европейскую цивилизацию вполне можно было назвать христианской, то ныне ее обозначают в лучшем случае "постхристианской".

В связи с Юбилеем важно осознать то, что мы действительно стоим на рубеже нового века и тысячелетия: мир радикально изменился за ушедшее тысячелетие и продолжает меняться. И дело здесь не только в прогрессе технологий и коммуникаций, прозрачности границ, новых политических реалиях или феномене "глобализации". Ощутимо меняется сама духовная атмосфера мира.

Сейчас часто говорится о том, что Церковь должна быть готова ответить на "вызовы нового тысячелетия". Что это значит? Приспособление к веку сему? Разумеется, нет. Лучшим ответом на разнообразные "вызовы" может стать утверждение подлинности Церкви и ее свидетельства на любых исторических изломах. Но для этого прежде всего необходимо понять и уяснить духовное значение совершившихся и совершающихся событий. Каков духовный смысл страшной трагедии, которую Русская Православная Церковь пережила в XX веке, веке гонений, веке поругания святынь, но и веке мучеников и исповедников? Какие выводы должны быть вынесены из церковной истории XX века? Эти теоретические вопросы требуют для себя вполне практических ответов, конкретных выводов, жизненно необходимых в сегодняшнем свидетельстве Русской Православной Церкви миру.

И наконец, в связи с темой "рубежа эпох" неизбежно возникает вопрос о подведении итогов десятилетия бытия Церкви в условиях вновь обретенной внешней свободы, периода, начало которого обычно связывают с празднованием тысячелетия Крещения Руси. Что удалось и чего не удалось сделать за этот период? Что необходимо сделать, для того чтобы "духовное возрождение", о котором так много говорили в последние годы, стало подлинной и неотъемлемой реальностью жизни нашей Церкви? Все это весьма практические вопросы, напрямую связанные с темой Юбилея, а значит и предстоящего Собора. Но еще раз повторю, раздумья о великом Юбилее должны основываться на твердом основании молитвенного приобщения к духовному смыслу праздника. Тому будет способствовать и исполненное глубокой символики время проведения Собора - Успенский пост, пост в честь Пресвятой Богородицы, пречистом и девственном источнике человечества воплотившегося Слова. Знаменательно также и то, что Собор завершается праздником Преображения Христова, праздником, духовная суть которого - призыв к святости, обожению, осиянию Божественным светом, к неустанным трудам по усвоению благодатных даров свершившегося боговоплощения и спасения человека. Символично и исполнено глубочайшего смысла то, что Собор увенчивается освящением Храма Христа Спасителя - зримого символа духовного возрождения Святой Руси, покаяния и обновления...

- Каким образом обозначенный вами духовный смысл и значение предстоящего Собора смогут быть переведены в практическую плоскость соборных деяний?

- Насколько мне известно, на Соборе предстоит довольно напряженная работа. Повестка дня включает в себя программное выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором, по всей видимости, будут присутствовать важные положения, касающиеся оценки пройденного пути и ориентиров на будущее. Думаю, что значительная часть доклада будет посвящена теме Великого Юбилея и Свидетельства Церкви на рубеже веков. Доклад Святейшего Патриарха задаст основной тон всей последующей дискуссии, а также выступлениям руководителей синодальных органов. По результатам обсуждения доклада Его Святейшества и иных выступлений будет принято определение Собора по важнейшим направлениям церковной жизни. Одним из наиболее важных деяний предстоящего Собора станет прославление для общецерковного почитания множества новомучеников и исповедников российских, а также общецерковная канонизация местночтимых святых и тоже, в основном, мучеников и исповедников периода гонений. Будет поставлен вопрос о канонизации царской семьи. Кроме того, Собору будут предложены для обсуждения и принятия три важнейших документа: новая редакция Устава об управлении Русской Православной Церковью, "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию" и "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви".

- На Соборе планируется и ваше выступление как председателя Синодальной Богословской комиссии. Чему оно будет посвящено?

- Прежде всего я представлю Освященному Собору отчет о работе Синодальной Богословской комиссии в межсоборный период, о выполнении поручений, возлагавшихся на нас Соборами и Священным Синодом. Среди основных результатов деятельности Комиссии вниманию участников Собора будет предложен обзор "Перечня актуальных проблем, стоящих перед православным богословием", составленного на основе отзывов преосвященных архиереев и ректоров духовных школ на запрос, направленный Синодальной богословской комиссией. Надо сказать, что этот перечень представляет собой весьма примечательное явление - и по содержанию, и по форме он довольно точно характеризует состояние богословских проблем современной церковной жизни. Но поскольку этот перечень весьма велик и содержащиеся в нем положения отнюдь не равноценны, то по рекомендации VI пленума нашей комиссии и на основании решения Священного Синода на Соборе мною будут зачитаны лишь самые главные положения. Богословская комиссия продолжит свою работу над этим перечнем. На его основании будет строиться работа Синодальной богословской комиссии в дальнейшем. Некоторые из положений перечня будут направлены для изучения в различные синодальные органы и духовные школы.

Кроме того, на Соборе будут представлены результаты Богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия" (7-9.02.2000), а также выводы и рекомендации V и VI пленумов Синодальной богословской комиссии. Если попытаться резюмировать суть этих рекомендаций, то она сводится к следующим положениям. Первое: важнейшие проблемы, возникающие в жизни и служении Церкви, в своей основе имеют вероучительный или богословский характер и поэтому для своего разрешения должны быть богословски осмысленны, должны рассматриваться в связи с неразрывной святоотеческой традицией, в свете Предания Церкви. Второе: необходимо приоритетное развитие богословской школы в Русской Православной Церкви. Третье: необходима общецерковная координац ия и программа развития богословской науки. Четвертое: необходима регулярная, открытая общецерковная богословская дискуссия.

Важным результатом работы Синодальной богословской комиссии, о котором мне также предстоит доложить Собору, является документ "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию".

- Не могли бы вы подробнее рассказать об этом документе? Содержатся ли в нем рекомендации о продолжении или прекращении участия во Всемирном Совете Церквей?

- На протяжении многих лет в Синодальной Богословской комиссии шла острая дискуссия о членстве Русской Православной Церкви в международных христианских организациях, о результатах богословского диалога с различными инославными конфессиями. Трудности, обнаружившиеся в ходе этой дискуссии, показали, что частные вопросы отношений с инославием требуют для своей оценки доктринального документа, который давал бы ясные ориентиры и указания для разрешения существующих проблем именно с богословских, а не эмоциональных, практических или каких-то иных позиций. "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", разработанные Богословской комиссией во исполнение соответствующего решения Священного Синода, как раз и являются таким документом.

В "принципах" резюмируются важнейшие экклесиологические положения православной догматики и каноники. Документ основывается на официальных решениях и постановлениях высшей церковной власти, учитывает опыт православной миссии и свидетельства. В нем не содержится непосредственных практических рекомендаций для действий священноначалия в отношении, скажем, Всемирного Совета Церквей. Но в нем присутствуют ясные критерии возможности и невозможности участия Русской Православной Церкви в каких бы то ни было международных христианских организациях, на основании которых, в случае их принятия Собором, и будет действовать церковное священноначалие и, в частности, органы Русской Православной Церкви, отвечающие за отношения с инославием.

- Как вы полагаете, станет ли предстоящий Архиерейский Собор новой вехой в истории Русской Православной Церкви? Окажется ли он "первым в новом тысячелетии", или же останется "последним в тысячелетии уходящем"?

- Мне бы не хотелось гадать о том, чем закончится Собор. Я верю в то, что этот Собор будет иметь особое значение в истории нашей Церкви. Главное - следует помнить о том, что подлинный Церковный Собор - это прежде всего большое духовное событие, это, если хотите, - чудо зримого явления соборного единства Церкви, торжество единодушия, осуществляемое действием Духа Святого, восполняющего и укрепляющего человеческую скудость и немощь. Поэтому, взирая на неизреченное милосердие Божие, я верю в то, что силою и действием Святого Духа архиереи Русской Православной Церкви, участники Освященного Собора, смогут с дерзновением апостолов и древних отцов сказать в отношении принимаемых ими соборных деяний: "Изволися Духу Святому и нам". Что же касается места этого Собора - будет ли он в "новом" или в "ушедшем" тысячелетии - не так уж и важно, потому что главное - всегда быть со Христом. Впрочем, как я уже сказал ранее, в моем понимании этот Собор находится на рубеже эпох - и в этом его уникальность и духовная специфика.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
306
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
279
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
410
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
261

Другие новости