0
5736
Газета История Интернет-версия

04.12.2018 16:55:00

Gloria mundi. Знаменательные даты прошлого

Тэги: 5 декабря, храм христа спасителя, дворец советов, молот ведьм, инквизиция, колдовство, средневековье, история


5 декабря, храм христа спасителя, дворец советов, молот ведьм, инквизиция, колдовство, средневековье, история После двух мощных взрывов храм Христа Спасителя был уничтожен. Фото 1931 года

Когда в июле 1931 года выбор места для строительства Дворца Советов пал на Волхонку – храм Христа Спасителя, построенный в честь победы в Отечественной войне 1812 года, был обречен. 5 декабря 1931 года после двух мощных взрывов просуществовавший немногим менее полувека кафедральный собор Русской церкви перестал существовать. Белый мрамор его облицовки украсил архитектурные символы новой эпохи – здание Совета труда и обороны (нынешнюю Госдуму) и метрополитен. История строительства храма Христа Спасителя заметно перекликается с историей так и не увидевшего свет проекта Дворца Советов. Первый вариант собора-памятника разработал Карл Витберг, задумавший его как новый храм Соломона, в котором гармония форм мистически сочетала бы «единицу и множественность, Творца и творение». Он потерпел крах: обнаружилось, что вес циклопического сооружения не выдерживала мягкая почва Воробьевых гор, где началось его строительство. Именно на тот эскиз храма больше всего походил один из конкурсных проектов Дворца Советов, предложенный архитектором Германом Красиным и инженером Петром Куцаевым. Их многоярусная конструкция с куполом, по мнению ЦИК СССР, повторила «ошибку архитектора Тона, автора сносимого храма, механически увеличившего маленькую пятиглавую церковку до грандиозных размеров собора». Другие эскизы стилизовали дворец под серп и молот, звезду или буквы «СССР» – взорванный же храм в плане был равноконечным византийским крестом. Даже окончательному проекту не удалось порвать с религиозными мотивами: в 1940 году один из репортеров назвал будущий небоскреб оплотом архитектуры для пилотов и ангелов. А конструкции символа могущества пролетарской диктатуры стали частью истории новой Отечественной войны – в 1941 году из них были сделаны противотанковые укрепления.

21-16-92.jpg
Основными обвиняемыми в колдовстве стали
женщины. Джон Петти. Арест за колдовство в
древние времена. 1886. Художественная галерея
Вулвергемптона, Великобритания

Дела о магии и алхимии всегда были в поле зрения святой инквизиции, но обычно – на периферии, будучи компетенцией светских властей. По-настоящему масштабной и организованной охота на ведьм стала в XV веке. Многие считают, что новую эпоху открыла булла папы Римского Иннокентия VIII Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), изданная 5 декабря 1484 года. Понтифик, признавая существование ведьм, наделил исключительными полномочиями инквизиторов-доминиканцев Генриха Крамера и Якоба Шпренгера, поставив их над светскими властями Верхней Германии и Рейна. «Да не чинится никакой помехи названным инквизиторам при исполнении ими их обязанностей и да позволено будет им исправлять, задерживать и наказывать лиц, совершающих указанные преступления… Особым посланием мы повелеваем почтенному собрату нашему епископу Страсбургскому: кои будут чинить препятствия, какого бы положения эти лица ни были, он должен без всякого прекословия карать отлучением, запрещением в священнослужении, лишением таинств и другими еще более ужасными наказаниями», – гласила булла. Именно после оглашения Summis desiderantes affectibus основными обвиняемыми в колдовстве стали женщины. Хотя булла и признавала, что к колдовству прибегают лица обоих полов, в ней особо отмечалось, что ведьмы «причиняют женщинам преждевременные роды… препятствуют мужчинам производить, а женщинам зачинать детей и лишают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг». Это сделало потенциальными подозреваемыми всех повитух. Жалобы Генриха Крамера на недостаточность полномочий в борьбе с ересью в Майнце, Кёльне, Трире, Зальцбурге и Бремене положили начало масштабному преследованию ведьм в Новое время, перекинувшемуся и в Новый Свет. А в 1487 году Крамер и Шпренгер включили Summis desiderantes affectibus в качестве предисловия в свой трактат «Молот ведьм» – самое известное средневековое руководство по демонологии и методах охоты на колдуний. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
236
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
591
Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Владимир Скосырев

Около 800 статуй генералиссимуса Чан Кайши будут снесены

0
1470
Материаловедение Павла Флоренского

Материаловедение Павла Флоренского

Владислав Дмитриев

Как рождалась одна из важнейших отраслей современной науки

0
854

Другие новости