0
2719
Газета История Интернет-версия

14.05.2019 17:43:00

«Я вижу Христа вновь проданным»

К 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи (1452–1519)

Валерий Вяткин

Об авторе: Валерий Викторович Вяткин – кандидат исторических наук, член Союза писателей России.

Тэги: леонардо да винчи, художник, возрождение, искусство


8-16-9_a.jpg
Религиозные полотна Леонардо
сопровождают таинственные
происшествия – такие как неоднократные
похищения «Спасителя мира».
 Леонардо да Винчи.
Спаситель мира. Ок. 1499
Джорджо Вазари, историк искусства, писал о Леонардо да Винчи: «Он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая, по-видимому, быть философом, а не христианином». Духовный мир Леонардо отразился и в живописи, и в литературных трудах: баснях, притчах, фацециях, афоризмах.

Впечатляют его строки о монахах, «которые, тратя слова, получают великие богатства»: «Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни… и пойдет жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это есть средство подружиться с Богом». С монахами художник был знаком не понаслышке. В 1502 году, ввиду предстоящих живописных работ, ему отвели помещение в доминиканском монастыре Санта-Мария Новелла во Флоренции. 

В одной из фацеций рассказал о купце и двух монахах-миноритах, принадлежащих к ветви францисканского ордена, предъявляющего к своим членам особо строгие требования. За трапезой в гостинице купец, сев с миноритами за один стол, не поделился с ними курицей, сославшись на запрет монахам есть мясо. В дальнейшем, когда трое переправлялись вброд через реку, один минорит, неся купца на своих плечах, вдруг сбросил его в воду, разузнав предварительно о наличии у купца денег и сославшись на запрет монахам носить их «на себе». Вот такое «богословское» состязание.

Леонардо да Винчи был остер на язык и дерзал шутить даже о том, что и сегодня считается запретным для острословия. О священниках, потребивших (проглотивших) Святые дары за богослужением: «Тогда почти все дарохранительницы, в которых находится тело Господне, явно сами по себе побредут по всем дорогам мира». О каждении в храме: «Те, что в белых одеждах, будут расхаживать с высокомерными движениями, угрожая металлом и огнем тем, кто не причинял им никакого вреда».

Анатомические опыты, производимые Леонардо над трупами, злили инквизицию. Можно только удивляться его смелости: «И одного трупа было недостаточно… так что приходилось работать последовательно над целом рядом их, чтобы получить законченное знание…» Правда, художника опекали сильные мира сего.

В христианстве он видел противоречия: «Многие, исповедующие веру в Сына, строят храмы только во имя Матери». Поклонение святым вызывало иронию: «Фарисеи сиречь – святые отцы», «Люди будут обращаться с речью к людям, которые не будут слышать, у них будут открытые глаза, и они не будут видеть; с такими они будут говорить, и им не будет ответа; они будут просить милостыни у тех, кто, имея уши, не слышит; они будут светить тем, кто слеп».

Художник почти застал победное шествие Реформации. За 19  месяцев до кончины художника Мартин Лютер осудил продажу индульгенций. Леонардо называл эту папскую практику «торговлей раем». Наблюдая за продажей распятий, он выразился еще сильнее: «Я вижу Христа вновь проданным и распятым и святых его замученными».

Одной из вершин его живописного творчества стала роспись «Тайная вечеря», выполненная в 1495–1497 годы в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Апостолов он показал столь величественными и совершенными, что голову Христа так и не окончил, ведь требовалось создать нечто еще более возвышенное, чем образы его сподвижников.

Леонардо предлагал свое преставление о космосе, пытаясь примирить библейские предания с научным опытом и размышлением: «Земля… не в центре мира, а в центре своих стихий». Мог сомневаться в библейских сюжетах, таких как описание Всемирного потопа. В Книге Бытия повествуется, что сначала вода затопила землю, а затем отошла, когда Ноев ковчег пристал к спасительному месту. По мнению Леонардо, потоп не мог изменить сферическую форму Земли, и воде некуда было стекать, ведь всякая точка на сфере равноудалена от ее центра. Но однажды он назвал Писание «высшей истиной».

О последних днях художника сообщил все тот же Вазари: «Видя приближение смерти, он с усердием стал предаваться католичеству… с обильными слезами он исповедался и раскаялся. Не будучи в состоянии стоять на ногах и потому поддерживаемый своими друзьями и слугами, он благочестиво пожелал принять святое причастие вне постели». Впрочем, Вазари не был современником своего героя, и его свидетельства о кончине Леонардо могли быть плодом благочестивого воображения или преувеличения. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Люди «перекрестка»

Люди «перекрестка»

Татьяна Алексеева

Без опоры на традицию нет большого искусства, а без новаторства нет развития

0
314
Торжество русского вкуса в Париже

Торжество русского вкуса в Париже

Виктор Леонидов

Фейерверк встреч историка моды Александра Васильева

0
303
Крым как место рождения российского кинематографа

Крым как место рождения российского кинематографа

Борис Колымагин

От «Лолиты» Владимира Набокова и «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Девятой роты» Федора Бондарчука

0
790
Тайна да Винчи

Тайна да Винчи

Мари Литова

Вячеслав Чирикба о загадке происхождения великого художника, работорговле и неравном браке в Италии XV века

0
1182

Другие новости