0
5449
Газета Люди и положения Интернет-версия

28.10.2016 00:01:00

Илья Кабаков вновь самый дорогой

Тэги: живопись, искусство, аукцион


живопись, искусство, аукцион «Кафе» Виноградова и Дубосарского погружает зрителя в подводный иллюзорный мир. Изображение с сайта www.vladey.net

На весенние и осенние торги – ключевые в сезоне – аукционные дома стараются подобрать самые интересные произведения. О том, насколько сейчас востребовано западное современное искусство, «НГ» неоднократно писала (см. «НГ-антракт» 14.10.16.). Имена отечественных художников второй половины XX–XXI века хорошо известны, но реальная стоимость их работ определяется именно на публичном аукционе. Так, на торги VLADEY представили 46 работ мэтров российского современного искусства: Сергея Браткова, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Ильи Кабакова, Павла Пепперштейна, Олега Целкова и др., а также молодых авторов: Crocodile Power, Дмитрия Аске, Кирилла Кто, Дарьи Кудиновой. В ходе торгов было реализовано 61% лотов.

161028-6-2-T.jpg
Episode 8 от арт-группы Crocodile Power.
Изображения с сайта www.vladey.net  

Топ-лотами аукциона стали работы самого известного в мире современного художника российского происхождения Ильи Кабакова. Произведения разных периодов с оценкой от 6 до 300 тыс. евро! (Устроители хотя и дублируют цены в рублях, итоговую продажу все равно указывают в евро). Самая дорогая картина Кабакова «Мальчик» имела эстимейт в 200–300 тыс. евро. Белый прямоугольник, аккуратно расчерченный черными линиями на сегменты и диагонали между ними, с необычным антропоморфным рельефом – так можно описать эту картину. В работе «Мальчик» автор намечает основные линии своего творчества: художник пытается выйти за границы станковой картины и подступает к созданию своего самого главного изобретения – тотальной инсталляции.

Возможно, что детский образ связан с адресатом его рисунков по линии основной, «официальной» деятельности художника – иллюстрирования детских книг. Первая версия «Мальчика» была создана в Москве в 1965 году и была приобретена коллекционером Владимиром Морозом. Работа неоднократно выставлялась в музеях по всему миру. После многочисленных повреждений реставрация «Мальчика» была невозможна, поэтому Илья Кабаков решил создать второй вариант большего размера, который и был возвращен в коллекцию Мороза. Картина, как и рассчитывали устроители, продалась, хотя и по нижнему эстимейту – 240 тыс. евро (с учетом комиссии аукционного дома).

161028-6-3-T.jpg
Самая дорогая картина торгов
VLADEY – Илья Кабаков «Мальчик».
Изображения с сайта www.vladey.net  

Важной вехой творчества Ильи Кабакова является «концептуальный» альбом «В нашем ЖЭКе» (оценка: 25–35 тыс. евро, но не продан), вручную собранный автором (всего известно 10 экземпляров) в 1981 году и с тех пор побывал в коллекциях художников Эрика Булатова, Олега Васильева и поэта Всеволода Некрасова.

В звездный состав авторов торгов VLADEY вошел Валерий Кошляков,чья масштабная персональная выставка «Элизии» сейчас проходит в Музее русского импрессионизма с двумя монументальными холстами «Сад Тюильри», 2015 (40–45 тыс. евро) и «Римский форум», 2013 ( 50–70 тыс. евро) – классическими для художника исследованиями на тему городского пейзажа. Однако коллекционеры на Кошлякова предпочитают пока любоваться в музее – обе его работы не продались. А вот пара небольших акварелей Виктора Пивоварова «Без названия» 1975-го и «Пейзаж с каплей дождя» 2010 года ушли за 7 тыс. и 9 тыс. евро соответственно.

Не продался интересный диптих «Мальчик с белкой» из серии «Анархический синтез» (138х92 см, оценка 25–30 тыс. евро) Виталия Комара и Александра Меламида, основателей одного из ярких стилей советского постмодерна, метко названного архитектурным критиком Паперным «соц-артом». Соц-арт использовал приемы коммунистического искусства, но высмеивал их, применяя для этого весь арсенал советского китча. Работы Комара и Меламида отличает неизменная ирония, которая была свойственна их перформансам и акциям: от покупки души Энди Уорхола вплоть до признания ответственности за все происходящие в мире катастрофы.

Диптих «Мальчик с белкой», решен в духе «анархического синтеза». На левой части полотна довольно экспрессивно изображен обнаженный мальчик в шапке-ушанке. Лица его мы не видим или его просто нет, зато хорошо понимаем, что он затерялся где-то в заснеженных краях. Вторая часть диптиха, следуя классическому искусству, должна бы изображать начало или продолжение его истории, но там расположилась крупная белка. В этом абсурдистском решении содержится неповторимая ирония Комара–Меламида, благодаря которой можно безошибочно определить работу художников вне зависимости от направления, которое они выбрали.

161028-6-4-T.jpg
Christmas II Виноградова и
 Дубосарского – веселый стеб над
 новогодними открытками.
Изображения с сайта www.vladey.net

Не заинтересовал покупателей и более жизнерадостный китч тандема Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Их работа Christmas II (20–25 тыс. евро) – веселый стеб над новогодними открытками. Негритянка в белоснежном бикини рядом с наряженной елкой радует зрителя уже в репродукции. Этот «дивный новый мир» прекрасен в своей безупречности, но малодостижим и обречен пребывать в статусе фантазии. Несколько сюрреалистическое полотно «Кафе» (2005 год, уход – 36 тыс. евро) за авторством тех же Виноградова и Дубосарского погружает зрителя в иллюзорный мир. Художники манипулируют пространством холста: оптические иллюзии становятся важнейшим средством для передачи изображения. Виноградов и Дубосарский показывают реальность, прошедшую через несколько условных фильтров: идеологию, фотошоп, розовые очки мечтателя, мировосприятие художника. Водная гладь как страница глянцевого журнала о роскошном образе жизни – это тот самый фильтр, отделяющий зрителя от идеала: изображение под водой искажается, в этой среде все предметы кажутся иными. Так, Виноградов и Дубосарский в своей монументальной работе помещают безлюдное кафе на дно бассейна: мечты о беспечной жизни тонут под натиском действительности, фантазии, вдохновленные массовой культурой, безжизненны. Поэтому за столиками кафе всегда будет пусто.

Помимо живописных произведений на аукционе представлены и скульптуры. Анатолий Осмоловский в дереве имитирует хлеб, который, по мнению автора, является воплощением хаоса. Фактура, заметная на поверхности хлебного среза – непредсказуемые повторения углублений, трещин, отверстий, выступает метафорой беспорядочной стихии. Хлебная корочка выполняет функцию рамы и замыкает объект на себе. Анатолий Осмоловский считает, что современные технологии достигли достаточно высокого уровня и теперь задача художника невелика: ему остается выбрать такой метод создания произведения, благодаря которому авторский замысел будет выражен ярче. В качестве материала использованы пористые деревянные доски, которые очень точно передают фактуру хлеба. Произведение выглядит настолько естественно, что его хочется потрогать. Возможно, для этого его и приобрели за 8 тыс. евро.

Небольшая скульптура недавно почившего классика Эрнста Неизвестного «Хиросима» осталась непроданной (1960-е годы, оценка 10– 12 тыс. евро). Мужской торс с поднятыми руками-обрубками, с обезображенным лицом, обращенным к «небесам, расплавленным в огне», не содержит указаний на место трагедии. Это общечеловеческая беда, и национальность не имеет значения в наступающем царстве смерти всего живого. Очевидец и участник событий на фронтах Отечественной войны, Эрнст Неизвестный хорошо знал то, что стремился претворить в пластике. А вот изящную бронзовую скульптуру «Модерн-балет» Вадима Сидура приобрели за 7 тыс. евро. После прошлогоднего погрома выставки Сидура в «Манеже» работы скульптора в цене только прибавляют.

Фантасмагорические картины молодых авторов Дарьи Кудиновой (р. 1982) «Джунгли» и Episode 8 арт-группы Crocodile Power (Петр Голощапов, Оксана Симатова, 1982 и 1979 г.р.) были оценены в 3–4 тыс. евро. Виртуальная среда фантастического леса или пространство ярких сновидений наполнены растениями – кабелями оптоволокна. Художники показывают место, где господствует первозданный хаос, призывают оказаться лицом к лицу со своими глубинными переживаниями, страхами и одиночеством. В общем, покупатели выбрали путешествие в неведомый мир вместе с Crocodile Power, заплатив за него 5640 тыс. евро (с учетом комиссии аукционного дома).

Торги за работу 30-летнего Кирилла Кто «Не знаю, как будет дальше» начались со 100 евро и завершились на отметке 1400 евро. Работа – надпись маркером на бумаге – может дать ответ, по сути, на любые вопросы его нового владельца. Да собственно, и на наши тоже.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
854
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1290
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
988
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
953

Другие новости