0
4607
Газета Люди и положения Интернет-версия

18.11.2016 00:01:00

Игра в философию

Тэги: выставка, рене магритт, искусство


выставка, рене магритт, искусство Королева Бельгии Матильда позирует рядом с картиной «Декалькомания» на открытии выставки Магритта. Фото Reuters

В Центре Жоржа Помпиду проходит выставка Рене Магритта «Вероломство образов» которая продолжает серию ретроспектив ключевых для ХХ века художников – центр уже показал монографические экспозиции Эдварда Мунка, Рене Матисса, Марселя Дюшана. Последний раз ретроспектива бельгийского сюрреалиста проходила здесь почти 40 лет назад, в 1979 году. 

Нынешняя выставка объединяет около сотни полотен, рисунков и архивных документов, предоставленных государственными и частными коллекциями разных стран, и предлагает совершенно новый подход к творчеству бельгийского художника.

Проект пытается исследовать интерес Магритта к философии. Название экспозиции дала знаменитая работа 1928–1929 годов «Вероломство образов», которая приехала в Центр Помпиду из Художественного музея Лос-Анджелеса. На картине изображена курительная трубка, под которой от руки написано «Это не трубка». Надпись кажется противоречащей изображению, но в действительности образ трубки не является самой трубкой – в этом и есть посыл художника зрителю. 

Выставка предлагает зрителю не ретроспективный рассказ, а поиск объяснения, разгадок творчества Магритта.	Фото Philippe Migeat/Centre Pompidou
Выставка предлагает зрителю не ретроспективный рассказ, а поиск объяснения, разгадок творчества Магритта. Фото Philippe Migeat/Centre Pompidou

На анализе этого полотна построил одно из своих эссе Мишель Фуко, исследовав сложные отношения реальности, изображения и текста (эссе было опубликовано в 1973 году). Художник впервые познакомился с одной из ключевых и неоднозначных работ Фуко – «Словами и вещами» в 1966 году и два года после состоял с ним в переписке. Как пишет Фуко, Магритт «вносит смуту во все традиционные взаимоотношения между языком и образом, действует через разъединение: разорвать между ними связь, установить их неравенство, заставить каждое из них вести свою собственную игру». 

Сюда же примыкает еще одно прославленное полотно – «Ключ к грезам» 1935 года. Оно изображает окно с четырьмя предметами, три из которых снабжены обманчивыми надписями: лошадь подписана дверью, кувшин – птицей, часы – ветром, и только чемодан получил собственное наименование. 

В лекции 1936 года Магритт называл поворотным пунктом в своем творчестве работу «Избирательные сходства», написанную четырьмя годами ранее. На полотне изображено яйцо, заключенное в клетку. Эта первая картина художника, в которой он пытает найти ответы на волновавшие его тогда философские вопросы, выход из хаотичности к логическому методу, от сюрреализма к магическому реализму. 

На своих полотнах художник оперирует реальными предметами, не меняя их формы и физических свойств, как это делали другие сюрреалисты. Сочетания одних и тех же повторяющихся мотивов скрывает как философский подтекст, так и чисто поэтическое звучание. 

Картина «Вероломство образов» дала название выставке и вдохновила Мишеля Фуко на написание эссе.	Фото ©Adagp, Paris 2016 ©Phototheque R. Magritte / Banque d’Images, Adagp, Paris, 2016
Картина «Вероломство образов» дала название выставке и вдохновила Мишеля Фуко на написание эссе. Фото ©Adagp, Paris 2016 ©Phototheque R. Magritte / Banque d’Images, Adagp, Paris, 2016

Экспозиция пытается раскрыть связь некоторых ключевых мотивов Магритта с историей мировой философии. Куратор Дидье Оттингер создал пять разделов, выбрав пять характерных элементов: огонь, тень, занавес, слова, фрагменты человеческого тела. Так, слова связывают с библейской историей о Золотом тельце, где противопоставляются текст закона и языческий образ. Огонь и замкнутые пространства вызывают ассоциации с платоновским мифом о пещере: изолированность пленников от мира искажает их представление об этом мире. Драпировки отсылают к историческому анекдоту о состязании между древнегреческими живописцами Парразии и Зевксисе. Последний так реалистично написал кисть винограда, что к ней слетелись птицы. Парразий же обманул даже соперника великолепно написанной занавеской, которая казалась реальной. Тени отсылают к фрагменту из «Естественной истории» Плиния Старшего о происхождении живописи (Плиний пишет о прорисовке человеческой тени). 

Парижская выставка предлагает зрителю не просто ретроспективный рассказ, но поиск объяснения, разгадок творчества Магритта, которые он сам, впрочем, отвергал. Легко играя символами, он строит настолько запутанные смысловые ассоциации, что раскрыть их не под силу даже самым лучшим искусствоведам. Недаром сам Магритт утверждал, что не нужно пытаться разгадать его картины, достаточно их просто рассматривать. 

В Париже выставку можно посмотреть до конца января, затем в несколько измененном виде она переедет в Ширн Кунстхалле во Франкфурте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
293
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
492
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
356
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
204

Другие новости