0
4728
Газета Шахматы Интернет-версия

28.09.2017 16:59:00

Левон Аронян выигрывает Кубок мира по шахматам

Сергей Макарычев

Об авторе: Сергей Юрьевич Макарычев – шахматный обозреватель.

Тэги: шахматы, кубок мира, аронян, вашьелаграв


шахматы, кубок мира, аронян, вашье-лаграв Левон Аронян в момент награждения. Фото Анастасии Карпович с сайта www.tbilisi2017fide.com

Глядя на то, как проходила борьба на завершившемся в минувшую среду Кубке мира, нельзя не поразиться тому, что судьбу большинства матчей, в том числе и «самых главных», решила не их основная, «нормальная» часть, а тай-брейки, в которых борьба шла в быстрых шахматах и блицах. Иными словами, одно из самых зрелищных соревнований международного шахматного календаря можно отныне называть не классическим, а, скажем так, смешанным – турниром, в котором наиболее важные, поистине судьбоносные события происходят в те мгновения, когда у соперников остаются считаные секунды, а ключевые решения принимаются ими, как говорили раньше, «на висячих флажках».

Но даже на этом непривычном, хотя и вполне предсказуемом фоне стоит выделить полуфинальный матч Левона Ароняна и Максима Вашье-Лаграва. Обе «медленные» партии очень именитых и исключительно сильных соперников закончились спокойными ничьими, когда же дело дошло до быстрых шахмат, эмоции стали зашкаливать. Впрочем, если бы после первой, безупречной в техническом отношении победы, одержанной французским гроссмейстером в стартовой партии «рапида», удалось сохранить хладнокровие, то, возможно, все в этом матче закончилось бы без драм и даже особых переживаний. Отдадим, однако, должное интуиции и тонкому психологическому расчету Ароняна, который, будучи обязанным по заказу обыгрывать соперника, пошел на очень любопытный вариант с позиционной жертвой фигуры, за которую (по мнению компьютеров!) белые не получили достаточной компенсации. Уверен, что если бы ничья для Вашье-Лаграва не была равносильна победе, то он бы эту партию как минимум не проиграл. Однако коварство спортивной ситуации привело к тому, что француз на 21-м ходу побоялся пойти на вариант, в котором соперник, жертвуя уйму материала, выгоняет его короля «во чисто поле», хотя и может после этого надеяться лишь на вечный шах. Вместо этого он решающим образом ослабил позицию черных, что уже через пять ходов привело к эффектной победе армянского гроссмейстера.

Счет сравнялся, а четыре следующие полублицевые и блицевые партии закончились вничью. Это означало, что судьбу матча, победитель которого завоевывал место в финале, а вместе с ним и путевку на турнир претендентов, должен был решить «армагеддон» – одна-единственная партия, в которой белые, имея пять минут против четырех у соперника, обязаны побеждать, поскольку ничья (согласно регламенту) равносильна для них поражению. Иными словами, в матче снова возникла спортивная ситуация, в которой Ароняну нужно было по заказу обыгрывать соперника белыми.

Впрочем, наряду с большим сходством у сюжетов этих двух партий имелись и существенные отличия. И дело даже не в значительном сокращении запаса времени, которым располагали соперники, а в том, что на этот раз Вашье-Лаграв разыграл не очень острый (хотя и тщательно проанализированный им!), а весьма спокойный вариант, в ответ на что белые начали «затевать затеи» и быстро попали в крайне неприятное положение. Однако сложившаяся ситуация побудила француза решать очень непривычную задачу: полностью исключить риск и в явно лучшей позиции постараться вместо игры на выигрыш доползти до победной для себя мирной гавани.

Призвав на помощь психологию, можно объяснить практически все случившееся – все, за исключением самоубийственного решения черных, принятого ими на 40-м ходу, когда вместо элементарного пути, форсированно приводившего к ничьей, они предпочли столь же форсированно проигрывающую альтернативу. В результате Аронян добрался до финала, в котором его уже поджидал Дин Лижень. Пожалуй, этот успех китайского гроссмейстера, ставшего заодно и участником берлинского турнира претендентов, можно считать главной неожиданностью кубка.

Матч Дина Лиженя с Уэсли Соу также изобиловал драматическими поворотами сюжета. Неделю назад я отмечал, что первая партия этого поединка едва не закончилась поражением фаворита, которым являлся американский гроссмейстер. Когда же ему удалось удивительным образом спастись, стало казаться, что, согласно шуточной формуле, придуманной шахматистами еще в советские времена, Соу «везет как первому призеру». Однако даже многократно проверенные жизнью приметы иногда дают сбой. Короче, в третьей партии тай-брейка экс-филиппинцу впервые крупно не повезло: его явно лучшая поначалу позиция стала сначала примерно равной, а затем и проигрышной. И хотя Соу еще имел шанс отыграться, но распорядился им весьма странно: в следующей партии жутко расстроенный гроссмейстер уже на девятом ходу предложил сопернику ничью, равносильную для того победе...

Помимо прочего, поражение американца, так и не добравшегося до финала, сохранило интригу в заочном споре Уэсли Соу, Фабиано Каруаны и Владимира Крамника за две путевки на турнир претендентов, которые получат обладатели наивысших среднемесячных рейтингов, полученных с января по декабрь 2017 года.

И вот – финал, в котором в отличие от всех предудущих этапов должно было быть сыграно целых четыре партии с «нормальным» контролем времени. Не скажу, что ни в одной из них не происходило ничего интересного. Более того, Левон Аронян, играя черными, даже упустил во втором поединке не слишком очевидный выигрыш. Однако на фоне полуфинальных драм эта вполне объяснимая в рамках обычной шахматной логики оплошность не выглядела чем-то экстраординарным. Когда же все четыре партии финала завершились вничью, в Тбилиси – в соответствии с установившейся на кубке традицией – все должен был решить перебой в быстрые, а если понадобится, то и в молниеносные шахматы.

Впрочем, до блица дело так и не дошло. Потому что обе партии с контролем 25+10 закончились яркими победами Левона Ароняна. Забавно, что и в первом, и во втором поединке черные, попадая под мощнейшие атаки соперника, допускали на 20-м ходу серьезнейшие ошибки. Но если армянский гроссмейстер блестяще воспользовался неудачным отступлением вражеского короля на g7 (нужно было играть Крh8!), то его оппонент, в ответ на неудачное на этот раз отступление черного короля в угол, не смог найти почти форсированный путь к победе, вместо чего, допустив пару неточностей, позволил Ароняну провести решающую контратаку.

Подводя итоги этого соревнования, можно сказать, что Кубок мира попал в достойные руки. Ведь на пути к своему яркому успеху победитель сокрушил таких соперников, как сильнейшая шахматистка мира Хоу Юфань, Максим Матлаков и Даниил Дубов (оба – Россия), Василий Иванчук (Украина), Максим Вашье-Лаграв (Франция) и Дин Лижень (Китай). И, несмотря на небольшую потерю в рейтинге, занимает сейчас – вслед за Магнусом Карлсеном – второе место в списке сильнейших.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1061
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
751
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
369
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
512

Другие новости