0
6181
Газета Кино Интернет-версия

01.08.2018 12:55:00

Жар смелых. Погиб документалист Александр Расторгуев

Тэги: расторгуев, режиссер, убийство, цар, документалистика


juri29_t.jpg
Фото с официального сайта премии "Лавровая ветвь" /
lavrdoc.ru

Режиссер Александр Расторгуев, журналист Орхан Джемаль и оператор Кирилл Радченко были убиты в Центральноафриканской республике (ЦАР), куда они отправились несколько дней назад для съемок фильма о частной военной компании «Вагнер».

Для документалиста Расторгуева, как и для его коллег, эта командировка была не первой поездкой в горячую точку – одна из ключевых работ в его фильмографии, «Чистый четверг» (2003), посвящена войне в Чечне. Точнее солдатам, судьбам людей, попавших в мясорубку и живущих на грани жизни и смерти. И чем не горячая точка – Россия, охваченная протестным движением в 2011-2013 годах? О ней – совместный документальный проект Александра Расторгуева, Павла Костомарова и Алексея Пивоварова «Срок». Вышедший с подзаголовком «Начало большой истории», снятый, смонтированный, сложенный из множества кадров и интервью, с бескомпромиссной верой в то, что это и правда начало. Что бы ни произошло, «Срок» останется важнейшим документом эпохи, смелой, в духе ее авторов, летописью героев и героизма нашего времени.

Творят историю люди – в каждой работе Расторгуева именно они всегда в центре внимания. Будь то ростовские ребята, которым в руки будто бы попали милицейские камеры и которые снимают свою жизнь – еще один совместный с Костомаровым документальный эксперимент, срежиссированный так, что герои сами пишут «сценарий», а потому непредсказуемый, честный, настоящий. Или «Жар нежных», над которым Расторгуев работал вместе с Виталием Манским, – горькая, местами почти абсурдистская комедия о жизни российского побережья, местом, обитатели которого сегодня участвуют в пляжных оргиях, а завтра – наблюдают за официальным визитом президента в лагерь «Орленок». И там, и там, несмотря ни на что, находится место для здоровой иронии, но, что важно, не перерастающей в цинизм. Кино Расторгуева, наблюдательное и исследовательское, любопытствующее и смелое, снятое с любовью, страстью, сочувствием (будь оно со знаком минус или плюс) к героям, оно рассказывает и показывает – лоскутное, как сама российская действительность, полотно образов и историй. Из которых в итоге получается сложить цельную картину действительности.

Без спекуляций, как и положено истинной документалистике – да и художественному кино не мешало бы поучиться. Именно потому Александра Расторгуева стоит называть режиссером без приставок, определяющих жанр или вид кинематографа, но зато с большой буквы. Такого, который и в этот раз не побоялся отправиться в одно из самых опасных мест в мире – кто, если не он. И получилось бы наверняка большое кино. И неужели больше будет некому.

«НГ» 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Несогласные эпохи воинствующей Реформации

Несогласные эпохи воинствующей Реформации

Владимир Попов

Что дали европейской цивилизации анабаптисты Швейцарии и Германии

0
4102
Киев надеется заполучить представителя Индии на "саммит мира"

Киев надеется заполучить представителя Индии на "саммит мира"

Наталья Приходко

В Нью-Дели Дмитрий Кулеба постарается смягчить негатив в отношениях с Пекином

0
4288
О возвращении смертной казни

О возвращении смертной казни

Вводя высшую меру, не стоит медлить с созданием комиссии по реабилитации

0
6314
Почему исламисты атаковали Россию

Почему исламисты атаковали Россию

О возможной стратегии международных группировок в текущей геополитической ситуации

0
13712

Другие новости