0
6235
Газета Кино Интернет-версия

03.09.2019 19:30:00

"Оно" вернулось. В прокат выходит второй фильм про клоуна-убийцу

Тэги: кинопремьера, оно, кинокритика

Полная Online-версия

кинопремьера, оно, кинокритика Клоун Пеннивайз в новом фильме опять вышел на охоту. Кадр из фильма

Спустя два года после премьеры первой части экранизации одного из самых известных романов Стивена Кинга «Оно» на экраны выходит продолжение – повзрослевшие герои возвращаются в родной город для финальной схватки со сверхъестественным злом в обличье клоуна. В режиссерском кресле по-прежнему Андрес Мускетти, под маской Пеннивайза – актер Билл Скарсгард, а вот главные герои, как и требовалось, выросли. Членов «клуба неудачников» 27 лет спустя играют в том числе звезды Джессика Честейн, Джеймс МакЭвой и комик Билл Хейдер. Последний – едва ли не главная удача и трагикомическая находка всего проекта.

На дворе 1985 год, и городской праздник в провинциальном Дерри заканчивается трагической гибелью молодого человека (его, к слову, играет режиссер Ксавье Долан). Возвращаясь с ярмарки с бойфрендом, юноша становится жертвой нападения местных хулиганов. Для всех случившееся выглядит как результат столкновения гей-пары с рэднеками-гомофобами, но только не для Майка Хэнлона (Айзая Мустафа), единственного не покинувшего Дерри члена детского «клуба неудачников». Приехав на место преступления, он видит знакомые красные шарики и надпись «Возвращайтесь домой» – и понимает, что клоун Пеннивайз, которого они с друзьями не добили в далеком 1958-м, снова вышел на охоту. Все эти годы Майк добывал информацию, которая пригодится для финальной схватки. И теперь обзванивает старых приятелей, напоминая о данной когда-то клятве вернуться. Билл (МакЭвой), Ричи (Хейдер), Бен (Джей Райан), Эдди (Джеймс Рэнсон), Беверли (Честейн) и Стэнли (Энди Бин) стали взрослыми и на вид успешными и состоявшимися людьми, напрочь позабыв обо всем случившемся. Но за внешним благополучием каждого скрываются детские травмы, незримо разъедающие изнутри и отравляющие существование. И как бы ни было страшно, придется вспомнить все – иначе Оно не исчезнет.

«Оно-2», под стать самому роману Кинга, получилось произведением объемным, многоуровневым и многословным. И формально фильм идет без малого три часа, и содержательно. Сцены, в которых повзрослевшие герои вновь встречаются на памятных местах из общего детства, перемежаются своего рода флешбэками-воспоминаниями, по большей части болезненными и пугающими. Наполненными как реальными ужасами, вроде насилия в семье и школе, расизма и гомофобии, так и кинговскими пугающими иллюзиями в исполнении меняющего формы и обличья Пеннивайза. В этом смысле поймать настроение и даже стиль автора романа, несмотря на неизбежные сокращения и изменения некоторых деталей оригинальной истории, второй части «Оно», кажется, удается лучше, чем первой.

Отдельного внимания заслуживает, безусловно, актерский состав. Повзрослевшему «клубу неудачников» выпадает куда более серьезная задача: на смену подростковой органике, за которую в том числе хвалили каст первого фильма, приходит куда более осознанная и сложносочиненная с точки зрения мотивации и арки каждого героя актерская игра. Потому и «химия» между ними возникает не сразу, а ближе ко второй половине фильма, да и не всем достается поровну внимания. Так Майк Хэнлон остается по большей части функцией, собирателем и носителем знания, Бен, превратившийся из пухлого ребенка в красавца-качка, всю дорогу одержим своим неугаснувшим чувством влюбленности в Беверли, не делая ничего более полезного для общего дела, еще двое трагически погибнут на благо общего светлого будущего, так что на первый план предсказуемо выходят персонажи МакЭвоя, Честейн и Хейдера.

Схватки каждого из этих троих с прошлым и настоящим по определенным причинам становятся ключевыми и сюжетообразующими для фильма. Будь то чувство вины лидера «клуба неудачников» Билла, с убийства младшего брата которого началось противостояние героев и Пеннивайза, или насилие в семье Беверли, которое протянулось за ней из детства во взрослую жизнь – сменился агрессор, но суть осталась прежней, или наиболее тонкая, по большей части рассказанная между строк, личная история Ричи, всю дорогу прячущего боль за шутками. Язвительный подросток (его играет звезда «Очень странных дел» Финн Вулфард) стал стендап-комиком, и в «Оно-2» именно он отвечает за юмористическую составляющую диалогов. И трудно представить лучшего кандидата на эту роль, чем обладающего уникальным трагикомическим талантом Билла Хейдера – «клоунада», которую устраивает его герой, пугает местами куда больше, чем та, за которую отвечает танцующий Пеннивайз.

С визуальной точки зрения «Оно-2» будто бы выросло вместе с персонажами. В этой части сам клоун появляется не так часто, уступая место видениям, местами очень точно попадающим в стилистику произведений Стивена Кинга (у него самого в фильме, кстати, есть очаровательное камео). Концентрация детских страхов, обретающих осязаемую форму и парализующих взрослых людей, к финалу становится наиболее плотной – и каждому герою достается отдельный кульминационный момент схватки с собой, с Оно, со стихией, с внутренними миром придумавшего их автора. Вода, земля, огонь, темный школьный коридор и задира-психопат с последней парты, зловещая старуха и отрубленная голова на паучьих ножках – трудно сказать, что из этого реальнее и страшнее. Беверли-Чейстейн, к примеру, и вовсе оказывается в какой-то момент словно внутри фильма «Сияние», причем весьма органично, что только подтверждает принадлежность фильма к уникальной вселенной произведений Стивена Кинга.

Более простой и стремящийся к хеппи-энду в сравнении с книгой финал – как, впрочем, и весь сюжет обоих фильмов «Оно», избавленный от некоторых противоречивых и неспособных в сегодняшнем мире пережить кинематографичекую цензуру кинговских пассажей – дарит необходимую эмоциональную разрядку, не лишая при этом историю ее ключевых идей и символов. Эта растянутая на 27 лет история взросления школьных друзей, изгоев, однажды вынужденно ставших неразлучными и навечно связанных очень персональными и в то же время общими для всех переживаниями, как нельзя лучше иллюстрирует выражение «все мы родом из детства» – самого страшного и удивительного периода жизни. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
748
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1178
Удар Ирана по Израилю может помочь Украине

Удар Ирана по Израилю может помочь Украине

Геннадий Петров

Байден предлагает, учитывая события на Ближнем Востоке, ускорить выделение финансирования союзникам Соединенных Штатов

0
987
Россиянам запретят часто жаловаться в госорганы

Россиянам запретят часто жаловаться в госорганы

Екатерина Трифонова

С бюрократическими отписками предлагают бороться отсевом заявителей

0
2017

Другие новости