0
7553
Газета Кино Интернет-версия

28.11.2019 18:24:00

Карандашом по сердцу. В российский прокат выходит драма про учительницу рисования

Тэги: кино, простой карандаш, наталья назарова


кино, простой карандаш, наталья назарова Педагог из культурной столицы не всегда органично вписывается в провинциальные пейзажи. Кадр из фильма

Сценарист и режиссер Наталья Назарова известна по дебютному фильму «Дочь», а еще больше по своим короткометражным работам – одна попала в альманах «Петербург. Только по любви», вторая под названием «Светлячок» с успехом прокатилась по нескольким фестивалям. Новая картина Назаровой «Простой карандаш» стилистически и тематически находится в одном ряду с предыдущими – еще несколько больших драм маленьких людей на серо-голубом приглушенном фоне провинциального города. В главной роли – актриса Надежда Горелова.

Ее героиня – художница и преподаватель Антонина – переезжает из Петербурга в российскую глубинку, в город, половина населения которого работает на находящейся рядом карандашной фабрике, а вторая – отбывает срок в расположенной неподалеку колонии. Там же – и муж Антонины, художник Сергей Золотарев (Владимир Мишуков), осужденный на 8 лет по сфабрикованному, как объясняет всем женщина, делу. Приехав вслед за супругом, она устраивается в местную школу учительницей рисования и обнаруживает в своем классе немало одаренных детей, а одного – так и вовсе талантливого. Впрочем, карандашные зарисовки интересны не всем, хулиган Миша Пономарев (Александр Кольчевский) не только срывает занятия, но и вовсе терроризирует всю школу, вместе со своей «бандой» избивая и обкрадывая других школьников. Конечно, не от хорошей жизни: в качестве примера для подражания у Миши есть старший брат Алексей, бесчинствующий уже в масштабах не школы, но целого города. Дети, родители, школьные учителя боятся и стараются лишний раз не попадаться на глаза Пономаревым, но Антонина настроена любой, даже самой высокой, ценой изменить положение дел.

Россия в этом фильме одновременно и просится на акварельный пейзаж, и попахивает гнильцой. Выходящие на пленэр вместе с Антониной дети будто бы впервые в жизни оглядываются по сторонам, подмечая природную красоту родных мест. Она и сама давно не испытывала такого профессионального вдохновения. Впрочем, стоит зайти солнцу или героине зайти в любое помещение, как на нее обрушивается или затхлая безысходность местного быта, или грубое равнодушие мужа, или откровенная жестокость отдельных людей. Она носит красное пальто и учит детей рисовать портреты, то есть вглядываться друг в друга и любоваться друг другом. Но ее красное пальто – как красная тряпка для быка, ей то и дело твердят «уезжай!» (даже супруг), а вглядываться и любоваться никто не собирается. Да и куда там, если человеческая жизнь стоит пары помятых купюр и десятка монет.

Ничего нового написанная и снятая Назаровой история, конечно, не сообщает – набор вечных вопросов и архетипичных персонажей. Между тем интонация, кажется, выбрана верно: нет ни чрезмерного надрыва, ни слишком уж холодного взгляда автора сверху, каким грешат некоторые современные российские кинематографисты, описывающие трудные судьбы соотечественников. Режиссер не форсирует драму, позволяя ей потихоньку самой набирать обороты и идти к логическому завершению. Пожалуй, даже слишком логическому и предсказуемому (мало мы, что ли, видели русского кино?), зато реалистичному, этого не отнять.

Надеяться на тотальный хеппи-энд не приходится с самого начала, с такими-то исходными данными и обилием вставленных то тут, то там – от названия и слогана до кадров внутри фильма – карандашных метафор, сводящихся, в общем-то, к сравнению человека с карандашом. Хрупкий и вместе с тем прочный, может быть серым, а может – и цветным, вместе с ним можно творить красоту, а можно взять – и сломать пополам, просто так, потому что достаточно силы. Рассказывая очень локальную историю, Назарова, конечно, подразумевает более широкий и уже не вымышленный контекст с отсылками к реальным событиям и суровым реалиям, чуть ли не портрет целой страны – коробки с карандашами.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Крым как место рождения российского кинематографа

Крым как место рождения российского кинематографа

Борис Колымагин

От «Лолиты» Владимира Набокова и «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Девятой роты» Федора Бондарчука

0
725
Хэтэуэй и Честейн соревнуются в "Материнском инстинкте"

Хэтэуэй и Честейн соревнуются в "Материнском инстинкте"

Наталия Григорьева

Актрисы играют соседок, которые из лучших подруг превращаются в заклятых врагов

0
851
Как устроена индустрия развлечений для незрячих

Как устроена индустрия развлечений для незрячих

Кино любят все, в том числе люди, которые не видят, что происходит на экране

0
1693
Героями нового фильма Маттео Гарроне стали подростки-беженцы

Героями нового фильма Маттео Гарроне стали подростки-беженцы

Наталия Григорьева

Братья отправляются в опасный путь из Сенегала в Италию – за мечтой

0
1635

Другие новости