0
1140
Газета СНГ Интернет-версия

19.11.1999 00:00:00

С Байконура будут запускать ракеты

Тэги: космос, Протон, Байконур


Российская ракета "Ангара" на стартовой площадке Байконура.

- АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, что предпринимает агентство для разрешения проблем с Казахстаном после неудачных пусков "Протонов"? Насколько Астана готова к контакту для решения этого вопроса?

- С Казахстаном ситуация достаточно непростая, потому что (и это ставится нам в упрек) Российская Федерация в течение определенного времени не вносила арендную плату. Да и сейчас решение возникающих проблем в Астане увязывают с регулярными выплатами аренды. Подписанное соглашение в определенной мере сбалансировало эти отношения. Во время работы правительственных комиссий после первой аварии "Протона" был подписан график платежей, который начал выполняться.

В принципе проблем вокруг космодрома много. Казахстанская сторона предъявляет претензии, связанные с необходимостью соблюдения национального законодательства по охране окружающей среды. Понятно, что запуски ракет влияют на экологию, хотя мы сейчас выполняем целый ряд работ по оценке этого влияния. Да, мы используем токсичные компоненты ракетного топлива. Но при штатном варианте, когда ступень падает в заданный район, с нашей точки зрения, негативное воздействие на окружающую среду не так велико. Потому что при полете по траектории выхлоп ракеты, которая использует токсичные компоненты топлива, как ни парадоксально, самый чистый. Например, с точки зрения воздействия на озоновый слой атмосферы все наши запуски в течение года оказывают значительно меньшее влияние, чем один запуск "Спейс шаттла". После двух аварий были проведены очень тщательные исследования, которые показали, что на земле и в приземном слое атмосферы этих вредных веществ нет.

В связи с этим 18 ноября должен быть подписан совместный документ, регламентирующий действия в аварийных ситуациях. Мы берем на себя конкретные обязательства, впрочем, как и казахстанская сторона. Договариваемся о том, что меры, вызванные авариями с "Протоном", не должны распространяться на запуски "Союзов". Сейчас они поступают не корректно - запретили запуски ракетоносителей всех типов, оставляя без внимания, что между выводами в космос "Союзов" и "Протонов" нет никаких связей - ни технологических, ни конструктивных.

- Если возникает столько сложностей даже на межгосударственном уровне, не было бы эффективнее использовать космодромы, расположенные на территории России?

- Технически это невозможно. И орбитальный комплекс "Мир" и международная космическая станция летают на одном и том же наклонении, которое просто не обслуживается космодромом Плесецк. Ракеты запускают, как правило, в определенной плоскости, и переход из одной плоскости в другую энергетически крайне невыгоден. Мы можем резко снизить грузоподъемность ракет. Кроме того, по возможностям стартовых комплексов и инфраструктуре Байконур стоит на порядок выше. Стартовые комплексы "Протон" позволяют осуществлять запуски на геостационарную орбиту, которая является самой востребованной с точки зрения коммерции, телевидения, радиовещания.

- Какую долю на мировом рынке космических услуг имеет Россия?

- 10-12%. Около 60% имеет Европа, далее идут США и Китай. На рынке по геостационарной орбите объединяются наши и американские усилия. Центр Хруничева и "Локхид-Мартин" совместно продвигают "Протон". Этот альянс показал, что решение было правильным, поскольку "Локхид-Мартин", во-первых, своим именем давал заказчику гарантии качественного выполнения контракта, во-вторых, они очень активно лоббируют в правительственных кругах США проект с "Протоном".

Сейчас для продвижения продукции нами используется эта схема и в других случаях. Мы ищем мощного западного партнера, который берет на себя маркетинг. В проекте с "Союзом" в качестве партнеров выбраны европейцы. Есть совместное предприятие "Старсем", в котором от Франции участвуют две фирмы: "Аэроспасьяль" (ведущий производитель ракет в Европе) и "Арианэспас". С российской стороны: разработчик и изготовитель ракет - самарский центр ЦСКБ "Прогресс".

Это совместное предприятие достигло значительных результатов. В этом году произведено пять коммерческих запусков на "Союзе". Развернута достаточно большая часть орбитальной группировки космической системы "Глобал стар". Это низкоорбитальная система спутниковой связи.

Сегодня на низких орбитах, где и используются "Союзы", формируется рынок, в котором нам принадлежит значительная доля. В рамках европейского совместного предприятия сейчас инвестируется дальнейшая модернизация "Союза", инфраструктура Байконура. Для "Протона" был переоборудован монтажно-испытательный комплекс, что обошлось в несколько десятков миллионов долларов. И с точки зрения работы с клиентами Байконур сейчас наиболее современный космодром мира. Пришлось построить и трех-четырехзвездочные гостиницы. После своего первого визита специалисты "Локхид-Мартина" написали книжку, где перечислили все, что необходимо сделать в области сервиса. Вплоть до автоматов со льдом и колой. Все рекомендации были четко выполнены: сделана система очистки воды по американским стандартам, введена другая система питания.

- То, о чем мы говорим, - это все-таки сегодняшний день. Есть ли заделы на будущее? Как вы оцениваете состояние отечественного ракетостроения, его научный и технологический потенциал?

- Во первых, с моей точки зрения, эти коммерческие пуски - нечто уникальное. Я не знаю такой области высоких технологий, где бы мы продавали продукцию в США и Европу. Это признание качества и надежности наших ракет. Мы умудряемся продавать услуги, не вывозя ракеты за рубеж и не передавая по ним никаких данных. Направление в РАКА, отвечающее за авиацию, все-таки продает самолеты в страны третьего мира. Причем деньги, которые мы получаем, вкладываются в развитие промышленности. Часть этих средств идет на создание перспективных ракетоносителей, в том числе семейства "Ангара". Не скажу, что все безоблачно, так как на этих предприятиях существует колоссальное количество проблем, но есть и очень хорошие примеры - мы получаемые средства не "проедаем", а развиваемся.

Имеется еще один пример - двигатели РД-170 для ракетоносителя "Зенит" и системы "Энергия-Буран", выпускаемые НПО "Энергомаш", были использованы в качестве прототипа двигателя РД-180, который выиграл тендер в США и сейчас используется в качестве базового для системы перспективных ракетоносителей фирмы "Локхид-Мартин". Сейчас идут его успешные испытания.

В ближайшее время будет произведен запуск американской ракеты с российским двигателем. Она будет использована как для коммерческих целей, так и в правительственных программах США. Это широкомасштабный проект - линейка ракетоносителей, которые будут оснащаться нашими двигателями. Если сейчас не произойдет каких-то глобальных изменений в отношениях с Америкой (а политика очень влияет на подобные проекты), то для "Энергомаша" на 20-25 лет это гарантированный рынок сбыта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1155
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1024
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1959
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
873

Другие новости