0
970
Газета СНГ Интернет-версия

20.11.1999 00:00:00

Стамбульский цейтнот Москвы

Тэги: саммит, ОБСЕ, Стамбул


Схема основных транспортных магистралей энергоносителей из стран Средней Азии и Закавказья, соглашения по которым были подписаны в Стамбуле.

ПОЗАВЧЕРА в Стамбуле президенты Азербайджана, Турции и Грузии подписали пакет соглашений по основному экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. И хотя сегодня мало кто всерьез полагает, что данный проект вообще может быть реализован, а тем более к началу 2005 г., как это оговорено в документах, политический проигрыш Москвы здесь более чем очевиден.

Дело в том, что для строительства "трубы" протяженностью 1730 км и пропускной способностью 50 млн. тонн в год предполагается затратить 2,4 млрд. долл. И это при том, что в настоящее время экспортный потенциал Азербайджана едва достигает девятой части оговоренного в соглашениях объема. Реально же, как утверждают эксперты, строительство может начаться при гарантии 70% поставок. Более того, даже если это условие будет соблюдено, в чем пока нет большой уверенности, транзит сырья обойдется компаниям значительно выше 25 долл. за тонну. Для сравнения: на транспортировку тонны нефти по магистрали Баку-Новороссийск сейчас тратится 15,67 долл.

Вряд ли серьезно изменит положение и то, что в одном транспортном коридоре с нефтепроводом на Джейхан планируется построить Транскаспийскую газопроводную магистраль из Туркмении в тот же турецкий порт, документы по которой также были подписаны в Стамбуле. Восточная часть маршрута должна пройти по дну Каспия. Однако, как уже неоднократно отмечали представители российского МИДа, до тех пор пока не будет определен его статус, а для этого необходимо достичь компромисса с Россией, начать строительство будет невозможно.

Похоже, что подписание пакета соглашений по проекту Баку-Джейхан фактически формализует право Вашингтона косвенно влиять на внутреннюю политику Азербайджана и Грузии, правительства которых и без того последнее время успешно демонстрировали лояльность Соединенным Штатам. Только теперь главным обоснованием подобного курса станут не столько гуманитарные лозунги, сколько защита азиатского бизнеса американских компаний.

Вообще подписание пакета Стамбульских соглашений в определенной степени символизирует практическую сторону публичной полемики президентов России и США Бориса Ельцина и Билла Клинтона по чеченскому конфликту. В частности, многое проясняет заявление последнего относительно того, что нельзя критиковать операции альянса или другую подобную акцию "только потому, что она происходит в рамках территориальных границ одного государства".

Руководство России уже неоднократно отмечало, что существование "чеченского вопроса" вполне устраивает как Соединенные Штаты, так и Азербайджан с Грузией, на территориях которых, кстати, представители мятежной кавказской республики чувствуют себя вполне спокойно. Дело в том, что российская ветка трубопровода Баку-Новороссийск проходит по территории Чечни, и даже строительство обходного участка в принципе не гарантирует компаниям безопасности российского транзита, заставляя снова и снова возвращаться к теме строительства намного более дорогостоящей ветки на Джейхан. В этом смысле не случайно и резкое заявление министра иностранных дел Игоря Иванова, подчеркнувшего в беседе с Интерфаксом, что "компаниям-участницам (проекта Баку-Джейхан. - "НГ") это строительство было во многом политически навязано администрацией США, хотя для экспорта каспийской нефти существует немало альтернатив".

Сейчас, похоже, правительству России остается лишь прикладывать максимум усилий для стабилизации положения в Чечне. Это могло бы стать лишним аргументом в нецелесообразности финансирования строительства трубопровода Баку-Джейхан, которое серьезно усилит и без того огромное влияние США в этом регионе.

КАК И ОЖИДАЛОСЬ, на саммите ОБСЕ в Стамбуле политическое наступление Запада на Россию выразилось не только в вопросе чеченского кризиса, но и в фактическом отстранении Москвы от транспортировки каспийской нефти. Впрочем, обе эти проблемы настолько тесно связаны, что уже почти на официальном уровне признаются российским руководством как одна глобальная тенденция - политика США по вытеснению России не только с постсоветского пространства, но и с Северного Кавказа. Ведь начало чеченской войны 1994-1996 годов многими весьма информированными экспертами прямо связывается со стремлением не допустить укрепления позиций Москвы в вопросах перекачки каспийской нефти по "северному маршруту".

Настойчивость США в отстаивании "южного маршрута" тем очевиднее имеет политический характер, что экономическая целесообразность строительства нефтепровода Баку-Джейхан была отвергнута практически всеми участниками нынешнего "проекта века" еще в начале 90-х годов. Ясно, что финансовые убытки западные стратеги намеревались покрыть геополитическими успехами. И если в их планы входила общая дестабилизация обстановки на Кавказе, то им это, безусловно, удалось. Вот только новые стратегические партнеры США - Грузия и Азербайджан, строя свое светлое будущее, рискуют оказаться в жесточайшем кризисе. Даст ли Запад 2,4 млрд. долларов на строительство трубопровода и удастся ли до 2005 года соединить Баку с Джейханом, еще неизвестно, а вот поправить окончательно испорченные отношения с Россией Грузия и Азербайджан в уходящем тысячелетии уже не успеют.

Но прежде, чем грозит России прохождение нефти по "южному маршруту"? Безусловно, трубопровод играл на Северном Кавказе некую стабилизирующую роль. Местные политики и чиновники, даже не очень высокого уровня и даже не разбирающиеся в топливно-энергетических и геополитических проблемах, частенько повторяли: "Только бы нефть шла по трубе". Но Россия оказалась на Северном Кавказе уже в настолько глубоком кризисе, что несколько сотен миллионов долларов в год (плата за транзит) не решили бы проблему урегулирования ситуации. Кроме того, если Запад политическую целесообразность ставит выше экономической, то Москва тоже не намерена торговать своими интересами, и высокопоставленные российские чиновники уже говорят о возможности прекращения транспортировки каспийской нефти по нашей территории. Конечно, случись такое, это будет чисто политическим решением, нарушающим к тому же существующие международные договоренности. Но Москва в данном случае оказалась в унизительном положении, схожем с ситуацией, когда руководство какой-нибудь организации заявляет своему сотруднику, что ему осталось работать, например, три недели, а на его место уже присмотрена другая кандидатура.

Если же попытаться отвлечься от версии, связанной с коварными кознями Запада, и рассматривать планы проведения "южного маршрута" как вполне обоснованное стремление избежать потерь в неспокойном Северокавказском регионе, то Западу никто не сможет гарантировать, что 465 км трубы по Азербайджану и 255 - по Грузии пройдут по оазису стабильности на Кавказе. В политическом плане наиболее уязвимой остается Грузия, не решившая ни одной из своих внутриполитических и территориальных проблем. Тбилиси при всем своем стремлении дистанцироваться от России не может не признать влияние Москвы на грузинские проблемы. А разговоры о том, что заигрывание Грузии с чеченскими военно-политическими силами может обернуться для нее не менее острой проблемой, чем абхазская, южноосетинская и аджарская уже вообще стали общим местом, что нисколько не умаляет актуальности претворения подобных возможностей в жизнь.

России же в создавшихся условиях уже нечего терять, и даже перспективы прекращения военного присутствия в Грузии не смогут остановить Москву от ответных жестких мер. Не случайно Кремль, уже не церемонясь, выдвигает против Баку и Тбилиси открытые обвинения едва ли не в пособничестве международному терроризму в Чечне. Инициирование Москвой процесса введения визового режима со своими двумя южными соседями тоже встает в ряд политических маневров в разворачивающейся холодной войне. Очевидно, что Грузия и Азербайджан смогут ознакомиться еще с немалым количеством внешнеполитических "проектов" России, с которой их разделяет не Атлантика, а Кавказский хребет.

Подписание же в Стамбуле рамочного соглашения между Туркменией, Азербайджаном, Грузией и Турцией о строительстве Транскаспийского газопровода для транспортировки в Турцию туркменского газа, явно направленное против российско-турецкого проекта "Голубой поток", расширяет круг теряющихся для Москвы партнеров на постсоветском пространстве. У России пока нет эффективных инструментов для укрепления своих позиций в Ашхабаде, но тем интереснее стоит задача перед московскими стратегами. Не случайно именно в эти дни представители Москвы напомнили, что класть трубы через Каспий не получится до урегулирования его правового статуса, да еще и не обращая внимания на экологию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
347
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
387
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
557
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
473

Другие новости