0
1976
Газета СНГ Интернет-версия

20.11.1999 00:00:00

Проблема Нагорного Карабаха осталась нерешенной

Тэги: Карабах, ОБСЕ, саммит


ОКОНЧАТЕЛЬНОГО решения карабахской проблемы на стамбульском саммите ОБСЕ не ждали ни в Баку, ни в Ереване, ни в Степанакерте. Несмотря на то что именно ОБСЕ является главным посредником в урегулировании конфликта в НКР, эта проблема была лишь кратко отражена в итоговой декларации саммита, которую подписал и глава МИД РФ Игорь Иванов. Напомним, что в 1992 г. было принято решение о созыве в Минске конференции по Нагорному Карабаху под эгидой ОБСЕ, которое до сих пор не выполнено. С июня 1992 г. из государств - участников конференции сложилась Минская группа, которая работает над разрешением конфликта. На саммите ОБСЕ в Будапеште в декабре 1994 г. был введен институт председательства из участников ОБСЕ, сначала обеспечиваемого Россией, с апреля 1995 г. - Финляндией, а позднее - совместно Россией, Францией и США.

Первоначально в Стамбуле планировалось подписать отдельный документ - Декларацию о намерениях в рамках разработки мирного договора между Баку и Ереваном. Однако еще до отлета президентов Армении и Азербайджана в Стамбул из столиц этих государств звучали предположения о невозможности перехода к очередному этапу урегулирования именно на данном саммите.

Довольно жесткую позицию в этом смысле занимал и Степанакерт. Накануне встречи в Стамбуле президент непризнанной республики Аркадий Гукасян, основываясь на опыте Лиссабонского саммита в 1996 г., решения которого не повлекли за собой реальных шагов по урегулированию конфликта, категорически исключил возможность подписания каких-либо документов в Турции - ведь там не будет представителей Карабаха. В Карабахе уверены: переговорный процесс зашел в тупик после того, как без согласования со сторонами тогдашний председатель ОБСЕ выступил с заявлением по НКР, которое в итоге оказалось недейственным. Гукасян заверил, что в вопросах внешней политики между Степанакертом и Ереваном нет никаких противоречий. "Нагорный Карабах не собирается отказываться от фактической независимости, завоеванной в начале 90-х годов в результате многолетнего армяно-азербайджанского конфликта, и намерен отстаивать свою позицию на переговорах по урегулированию в регионе", - заявил Аркадий Гукасян.

Тем не менее карабахская тема звучала в Стамбуле с высокой трибуны, главным образом в выступлениях представителей заинтересованных сторон - Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна. Первый раскритиковал деятельность Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, которая не смогла справиться с задачами, поставленными на Лиссабонском саммите. Именно поэтому, утверждал Алиев, он сел за стол переговоров с Робертом Кочаряном. Президент Алиев в очередной раз подчеркнул, что как сам конфликт, так и проблема статуса Нагорного Карабаха должны решаться на основе территориальной целостности Азербайджана с учетом права национальных меньшинств на самоопределение.

Между тем, как известно, в Ереване возлагали большие надежды на усиление позиции Армении в решении карабахского конфликта именно благодаря Роберту Кочаряну, который ранее занимал пост главы НКР, причем его вступление в эту должность практически совпало по времени с Лиссабонским саммитом. В Стамбуле же г-н Кочарян посетовал на то, что "Азербайджан отверг последние предложения посредников, которые были приняты за основу Арменией и Нагорным Карабахом". Говоря о продолжении прямых контактов со своим азербайджанским коллегой, он отметил, что "после достижения предварительных договоренностей стороны конфликта будут нуждаться в поддержке всех стран ОБСЕ". При этом ситуацию на Кавказе Кочарян назвал взрывоопасной и предложил создать общую систему региональной безопасности, которая объединила бы все заинтересованные государства, главным образом Закавказья. К слову сказать, это предложение поддержал и Гейдар Алиев. Он отметил, что в такой системе кроме закавказских государств должны участвовать Россия, США и Турция. При этом он ни словом не обмолвился об участии в этом альянсе Ирана.

Как и прогнозировали аналитики, личной встречи Кочаряна и Алиева в рамках саммита не проводилось, хотя еще накануне отъезда в Стамбул армянский президент не исключил возможности таких переговоров при участии глав государств или министров иностранных дел стран - сопредседателей Минской группы. Тогда Роберт Кочарян напомнил, что "мирный процесс по Нагорному Карабаху начался не в Вашингтоне, а в Москве" и его первая встреча с Алиевым прошла именно в российской столице при участии Игоря Иванова. "Если будет принято какое-то решение без ведома России, то его практически невозможно будет осуществить", - считает армянский президент. Напомним, что накануне стамбульского саммита и в Армении, и в Азербайджане побывал первый заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт, который пытался склонить стороны к компромиссу, причем, как теперь можно утверждать, не вполне успешно. Кстати, с активизацией посреднической деятельности Вашингтона некоторые аналитики связывали трагедию в армянском парламенте в конце октября. Именно событиями 27 октября Кочарян объяснял частично свою "нерешительность" в части подписания документов по Карабаху в Стамбуле.

Исходя из всего этого можно предположить, что, несмотря на формальное отсутствие результатов стамбульского саммита в отношении урегулирования карабахского вопроса, позиции президентов Армении и Азербайджана заставят мировое сообщество по-новому взглянуть на эту проблему. Не исключено, что по-иному будут выглядеть отношения Баку и Тегерана, а также контакты Еревана с Москвой и Вашингтоном.

Об этом свидетельствует и тот факт, что Гейдар Алиев счел необходимым задержаться в Стамбуле еще на день для проведения переговоров с высокопоставленными представителями европейских государств. Как стало известно, в ходе саммита представители Вашингтона постарались приложить максимум усилий для нормализации отношений между Ереваном и Анкарой, а на переговорах с Сулейманом Демирелем Билл Клинтон призвал турецкого президента активизировать отношения с Ереваном. Правда, на встрече с Кочаряном Демирель, как обычно, увязал вопрос армяно-турецких отношений с урегулированием карабахского конфликта.

Что же касается представителей России, то, будучи заняты отстаиванием позиции Москвы в плане борьбы с терроризмом в Чечне, они пока не высказали своего отношения к последним событиям, связанным с карабахским урегулированием. Известно лишь, что в Москве ратуют за активизацию личных контактов Алиева и Кочаряна, благодаря которым, как считают в МИД РФ, "укрепился режим прекращения огня, возрастает уровень доверия между сторонами в конфликте, идут обстоятельные разговоры на уровне министров иностранных дел, продолжается обмен военнопленными при содействии ОБСЕ".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1142
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1784
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1652
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3085

Другие новости