0
783
Газета СНГ Интернет-версия

16.12.1999 00:00:00

Отношения - на подъеме

Тэги: Путин, Узбекистан, Ташкент


Халат - залог российско-узбекской дружбы.
Фото ИТАР-ТАСС

ВИЗИТ председателя правительства РФ Владимира Путина в Ташкент, состоявшийся на прошлой неделе, и подписание российским премьером и президентом Узбекистана Исламом Каримовым соглашения о сотрудничестве, в частности в военной области, породили много разговоров. Некоторые наблюдатели сразу же стали объяснять новое соглашение о военном сотрудничестве между Ташкентом и Москвой разочарованием узбекского руководства Западом и переориентацией Узбекистана на Россию. Ведь еще в марте этого года Узбекистан заявлял о своем выходе из Договора о коллективной безопасности стран СНГ, подписанного, кстати, в мае 1992 г. в том же Ташкенте. Однако если внимательно проанализировать события последних лет, определяющие отношения Узбекистана с мировыми державами, в том числе Россией и США, то можно убедиться в том, что ничего экстраординарного в соглашении, подписанном на прошлой неделе Владимиром Путиным и Исламом Каримовым, на самом деле нет. Сегодняшние отношения Узбекистана как с Россией, так и со странами Запада определяются объективными обстоятельствами, диктующими условия взаимоотношений Ташкента с ведущими странами мира. Это - обеспечение территориальной целостности Узбекистана, стабильности как в Узбекистане, так и в Центральной Азии (ЦА) в целом, экономическое возрождение республики с помощью привлечения иностранных инвестиций, социальная защищенность населения как гарантия общественно-политической стабильности в стране и обеспечение безопасности конституционного строя Узбекистана. Конечно, достижение этих целей требует от руководства Узбекистана проведения максимально гибкой внутренней и внешней политики, а не участия в геополитических играх, как это делают некоторые президенты стран СНГ, создавая интригу между Москвой и Западом.

Сегодня практически невозможно однозначно говорить о прозападной или пророссийской внешней политике Ташкента. Во-первых, открыто ущемляя интересы России или США и ведущих стран Европы в ЦА, невозможно решить ни одной глобальной проблемы этого региона. Во-вторых, Ташкент не заинтересован портить отношения ни с Россией, ни с Западом, поскольку без помощи России ни одна страна не в силах обеспечить прочный мир в ЦА и предотвратить угрозу распространения религиозного экстремизма, сепаратизма и международного терроризма в страны этого региона. В то же время без поддержки Запада трудно привлечь в экономику Узбекистана крупные инвестиции со стороны индустриально развитых стран мира. Опыт Белоруссии показывает, что антизападная внешняя политика чревата экономической изоляцией любого государства и дестабилизацией обстановки внутри страны. Ныне Россия сама нуждается в иностранных инвестициях, поэтому она не в состоянии оказать экономическую помощь даже своим стратегическим партнерам.

Кроме того, сегодня Узбекистан воспринимается как региональная держава и ключевая страна в процессе демократических преобразований в ЦА. Поэтому ведущие страны мира, в том числе Россия и США, вынуждены прислушиваться именно к мнению Узбекистана и учитывать его значительный экономический потенциал и стратегическое географическое расположение. Страна, имеющая хорошие отношения с Узбекистаном, будет иметь больше влияния во всем Центральноазиатском регионе. Именно с этими обстоятельствами и связаны попытки России укрепиться в Узбекистане.

В настоящее время интересы и позиции Москвы и Ташкента по многим региональным вопросам совпадают. Кроме того, эти страны столкнулись с одинаковыми проблемами, требующими взаимной помощи, политики открытости и взаимного доверия. Это - религиозный экстремизм, сепаратизм и международный терроризм. Вылазки религиозных экстремистов в августе этого года в Дагестан и на юг Киргизии, нападение террористов на милицейский пост вблизи города Янгиабад на юге Узбекистана и последние события в Чечне показали, что вооруженные силы исламских боевиков финансируются и управляются из одних и тех же источников и религиозных центров. Сегодня вооруженные исламские фундаменталисты представляют серьезную угрозу безопасности не только для Узбекистана, но и России. Такие крупные мусульманские регионы России, как Северный Кавказ и Поволжье, при отсутствии совместных действий постепенно могут оказаться под влиянием исламских экстремистов. Поэтому сегодня крайне необходимо объединение усилий России и Узбекистана в этой области.

Следует отметить, что российско-узбекские отношения имеют свои особенности. Так, вопросы безопасности России для Узбекистана ближе, чем для Европы. Определенная обида Ташкента на Запад связана с тем, что ОБСЕ, призванная обеспечивать стабильность и прочный мир в Европе, больше занята правовыми вопросами, чем реальными проблемами безопасности на постсоветском пространстве. Конечно, это никак не может устраивать Ташкент. Сегодня, когда угроза исламского фундаментализма для стран ЦА становится реальной, для Узбекистана проблема безопасности важнее других вопросов. В связи с этим и на последнем саммите ОБСЕ президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что "Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе должна активно участвовать в борьбе с терроризмом, так как, не обеспечив стабильность, невозможно добиться экономического возрождения". По словам господина Каримова, "безопасность - основа всех других условий".

Между тем Россия и Узбекистан уже имеют определенный опыт урегулирования конфликтов в регионе. Так, именно с помощью Москвы и Ташкента между руководством Таджикистана и лидерами Объединенной таджикской оппозиции было подписано соглашение о национальном примирении, положившее конец многолетней изнурительной гражданской войне в этой стране.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
715
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1216
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
896
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
465

Другие новости