0
1141
Газета СНГ Интернет-версия

22.12.1999 00:00:00

Еще раз о постсоветской интергации

Тэги: Назараев, интеграция


В "НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЕ" 26 октября 1999 года было опубликовано интервью с президентом Республики Казахстан (РК) Нурсултаном Назарбаевым под названием "Верю, что в будущем мы вернемся к идее Евразийского союза". Данная статья является попыткой разобраться в некоторых положениях, высказанных президентом РК по проблемам интеграции.

Вряд ли следует напоминать об особом отношении к этой проблеме подавляющего большинства людей на всем пространстве бывшего СССР. По мнению многих политиков и экономистов, как в России, так и за ее пределами налаживание взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества между бывшими республиками Союза могло бы помочь им быстрее и с меньшими потерями преодолеть переходный период.

Повышенное внимание к позиции Назарбаева вполне объяснимо; читатели "НГ", конечно, знают, что именно президент Казахстана чаще других лидеров стран СНГ, за исключением, пожалуй, президента Белоруссии Александра Лукашенко, заявляет о необходимости интеграции на постсоветском пространстве. Разговоры об этом ведутся много лет. Казалось, что после создания в 1995 году Таможенного союза (ТС) его участники выйдут на новый уровень сотрудничества, который наконец позволит преодолеть инерцию распада.

В интервью "НГ" Назарбаев, в частности, напомнил, что Таможенный союз возник как "реакция на недовольство медленными темпами интеграции. Именно тогда, в 1995 году, возобладала выдвинутая Казахстаном концепция разноскоростной и разноуровневой интеграции". По мнению казахстанского президента, "она позволяла отдельным странам, входящим в Содружество, переходить к более глубокой степени интеграции, не дожидаясь остальных".

Первые шаги ТС были обнадеживающими: возрос объем взаимной торговли между странами ТС, удалось продвинуться в деле выработки единой таможенной политики, прорабатывался пакет документов для реального наполнения Договора о Едином экономическом пространстве. Однако в дальнейшем различные противоречия между странами ТС затормозили его деятельность. Состоявшееся в октябре с.г. заседание Межгосударственного совета стран ТС и принятые на нем документы на дают основания говорить о том, что Таможенный союз совершил ощутимый рывок на пути интеграции.

Сегодня очевидно, что ТС пока не справляется с возложенными на него задачами. Страны - члены ТС до сих пор не выработали единой таможенной политики. Таможенные тарифы согласуются в лучшем случае на 50-60%. Члены ТС зачастую предпринимают действия, которые не учитывают интересов партнеров.

Настоящим испытанием для ТС стал финансовый кризис в России в августе 1998 года. В идеале Таможенный союз должен был бы смягчить его последствия для стран - участниц ТС. В действительности этого не произошло. Так, например, взаимная торговля между участниками ТС понизилась до пределов, сопоставимых с параметрами СНГ. Члены ТС, вместо того чтобы согласовывать друг с другом меры по обеспечению защиты своего рынка, стали вводить односторонние барьеры против партнеров. Увы, именно Казахстан стал инициатором настоящей "тарифной" войны между странами ТС и, между прочим, Центральноазиатского союза (ЦАС). Справедливости ради следует отметить, что Казахстан исходя из собственных интересов пытался защитить собственного производителя. Но методы для этого были избраны не самые удачные.

Девальвация рубля повысила экспортный потенциал российских производителей. И, вполне естественно, казахстанские рынки стали заполняться дешевыми российскими товарами. Это вызвало беспокойство у руководства РК. На этот случай Таможенный союз предусматривает проведение консультаций для согласования торгово-тарифной политики в кризисных условиях. Однако вместо переговоров Казахстан в конце 1998 года в одностороннем порядке ввел 200-процентную пошлину на все российские продовольственные товары. Одновременно с этим такой же пошлиной были обложены товары, ввозимые из Киргизии, другого участника ТС. Кроме того, по указанию казахстанских властей была введена так называемая въездная плата на каждый въезжающий на территорию РК автомобиль из Киргизии и Узбекистана в размере от 150 до 300 долл.

Осенью 1998 года пресса РК с удовлетворением констатировала, что потрясения в России не затрагивают основ казахстанской экономики. Хотя серьезные экономисты предупреждали о том, что на Казахстан надвигается финансовый кризис, аналогичный тому, что произошел в России. Тенге "поплыл" уже в январе с.г. Попытки руководства РК удержать его курс не удались. На это было затрачено только в первом квартале текущего года почти 800 млн. долл., и тем не менее в апреле Казахстан вынужден был пойти на свободно плавающий курс. Произошел обвал тенге.

Финансовые проблемы Казахстана немедленно отразились на производственном секторе Киргизии, которая являлась основным торговым партнером РК. Бишкек вынужден был воспользоваться казахстанским опытом введения 200-процентной пошлины. Несколько позднее меры по защите своего рынка применил и Узбекистан. "Тарифная" война с переменным успехом ведется до сих пор.

Финансовый кризис в России сильно повлиял на страны ТС. Это было обусловлено взаимозависимостью государств - членов ТС. Экспорт и импорт Казахстана и Белоруссии в основном завязаны на Россию. Так, например, 73% экспорта и 83% импорта Казахстана приходится на Россию. Аналогичные показатели Белоруссии составляют соответственно 89 и 84%. С учетом этих данных, а также памятуя о том, что в странах ТС в течение нескольких лет не удалось приостановить падения ВВП, странно выглядит заявление Назарбаева о том, что объем взаимной торговли между ними возрос на 88%. Это противоречит элементарной математической логике.

Наоборот, несмотря на увеличение стоимости импорта из России и Киргизии на 200% (за счет импортных протекционистских пошли), суммарный объем взаимной торговли Казахстана со странами СНГ сократился до 30%. Причем эта цифра характерна для всех стран СНГ. Все это - на фоне резкого спада товарооборота государств СНГ с самой крупной его страной - Россией. В связи с этим опять же возникает вопрос о происхождении загадочной цифры 88%.

В чем же причина недостаточной эффективности Таможенного союза? Переход к более высокой степени интеграции зависит не от политической воли руководителей стран, а от объективных условий. В соответствии с положениями экономической науки Таможенный союз группы стран представляет собой механизм единого таможенно-тарифного реагирования на действия третьих стран, намеревающихся входить в таможенное пространство этого союза. По сути, все, что делается в Таможенном союзе и подразумевается в рамках концепции "разноскоростной и разноуровневой интеграции" в большей степени относится к созданию зоны свободной торговли.

Над Соглашением о создании зоны свободной торговли давно работают все страны СНГ. Однако этот важный документ до сих пор не готов и не вступает в силу главным образом из-за позиции России, которая считает пока невыгодным и преждевременным для себя переходить к международному принципу взимания косвенных налогов. Между тем без Соглашения о зоне свободной торговли идея Таможенного союза практически нежизнеспособна. Видимо, этим и объясняется пробуксовывание Таможенного союза. Здесь лежит главная причина того, что ТС не оправдывает своего предназначения. Нурсултан Назарбаев это невольно признает, когда говорит о том, что "применение разных принципов взимания НДС в странах ТС делает абсурдной саму идею единого таможенного пространства".

До тех пор пока страны ТС не определятся с этими важными вопросами, подобная разноскоростная интеграция вряд ли сможет стать "оживляющим стимулом для остальных" стран СНГ. На сегодняшний день, к сожалению, интеграция получается только на словах. А на деле в экономической политике стран ТС преобладают сиюминутные интересы. Они экономически и политически еще не "дозрели" до готовности преодолеть имеющиеся противоречия и, таким образом, создать условия для настоящей интеграции. Вот тут-то и непонятно, зачем в очередной раз говорить об интеграции, когда реальные действия государства, которое представляешь, абсолютно ей противоположны. Возможно, здесь мы имеем дело с элементарным заблуждением.

Нурсултан Назарбаев выражает надежду, что в будущем "мы вернемся к идее Евразийского союза государств". Складывается впечатление, что Назарбаеву мешают некие недобрые силы в Москве, которые только и мечтают о том, как бы ее, эту идею, похоронить. Однако реальное отношение Казахстана к партнерам по СНГ, и, в частности, по Таможенному союзу, вынуждают с серьезностью отнестись к высказываниям критиков Назарбаева, которые давно утверждают, что идеи наподобие ЕАС или "Десяти простых шагов навстречу простым людям" на самом деле выполняют роль дымовой завесы, за которой скрывается нежелание, чтобы интеграция произошла на самом деле. Этот вывод подтверждают откровенные мысли высокопоставленных чиновников РК, не предназначенные для широкой публики. В частности, один из них не так давно в приватной беседе с автором признался: "У нас была стратегическая цель: оторваться от России и снизить значение русского этнического фактора. Мы этого добились. А экономика - это не главное. Нефть есть - и ладно. Будем качать. А там разберемся. Главное - это власть".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1124
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1769
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1631
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3048

Другие новости