0
4015
Газета СНГ Интернет-версия

23.03.2000 00:00:00

Террор как метод решения проблем

Тэги: Гукасян, НКР, Кавказ, Карабах


Аркадий Гукасян охотно и часто общался с журналистами.

ВЧЕРА в ночь в самом центре Степанакерта в результате покушения был ранен в обе ноги президент Нагорно-Карабахской Республики 43-летний Аркадий Гукасян, возвращавшийся домой с работы. Одновременно тяжелые, опасные для жизни ранения получили его водитель Сергей Саркисян и телохранитель Самвел Гарибян. Раненые были оперативно доставлены в госпиталь, и это позволяет опытным военным хирургам надеяться, что всех пострадавших удастся спасти. Аркадий Гукасян потерял немало крови, ему пришлось срочно делать переливание. Сейчас он чувствует себя удовлетворительно.

Убитый осенью прошлого года премьер-министр Армении Вазген Саркисян был одним из ярких представителей "карабахского лобби" в Армении.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

По словам постоянного представителя НКР в Ереване Карена Мирзояна, паники и хаоса удалось избежать. Ситуация полностью контролируется властями. Почти сразу была создана оперативно-следственная группа, начался поиск террористов, которым удалось скрыться с места происшествия. Чуть позже стало известно, что по подозрению в причастности к теракту арестован экс-министр обороны НКР, бывший командующий Армией обороны 35-летний генерал-лейтенант Самвел Бабаян, а также, как утверждают осведомленные источники, его брат, мэр Степанакерта Карен Бабаян и группа их сторонников.

Долгие годы генерал Самвел Бабаян считался неофициальным, но общепризнанным фактическим лидером Нагорного Карабаха. Его авторитет героя войны был непререкаем. Возвышению генерала способствовала и явно гипертрофированная роль армии в непризнанном государстве, основной задачей которого было и остается обеспечение собственной безопасности. Со временем чисто армейские рамки стали для Самвела Бабаяна узки, он начал принимать все более заметное участие в экономической и политической жизни Карабаха и даже Армении, где под его патронажем и при непосредственной поддержке было создано предвыборное объединение, сумевшее получить несколько мест в Национальном собрании республики. Именно последнее обстоятельство вызвало настороженность в Ереване. Отношения между карабахским генералом и его ближайшими соратниками и патроном, премьер-министром Армении Вазгеном Саркисяном, явно охладели. Воспользовавшись этим, политическое руководство НКР начало процесс постепенного оттеснения генерала Бабаяна от реальных рычагов власти. Был арестован его ставленник, премьер-министр Ширайр Погосян. Вслед за этим последовала отставка Самвела Бабаяна сначала с поста министра обороны, а затем и командующего карабахской армией. Эти действия президента Аркадия Гукасяна, получившие, кстати, полное одобрение Еревана, явственно накалили обстановку в Степанакерте. Возникла опасность военного переворота. Подобного развития событий удалось избежать лишь благодаря жесткому вмешательству министра обороны Армении Вагаршака Арутюняна и авторитету предводителя карабахской епархии архиепископа Паргева, который с угрозой для собственной жизни принял активное участие в переговорах противоборствующих сторон.

Казалось, что удалось достичь компромисса. Во всяком случае, сам генерал Бабаян заявил, что не стремится претендовать на ведущие роли в силовых структурах, но и не скрывал, что намерен продолжать участвовать в политике. Многие наблюдатели полагали, что структуры, которые он начал исподволь формировать для участия в предстоящих в мае нынешнего года парламентских выборах в НКР, могли бы занять ведущие позиции в законодательном органе республики.

Разумеется, пока трудно сказать, имеют ли Самвел Бабаян и его единомышленники отношение к этому теракту. Несмотря на задержание генерала, доказать, что за преступлением просматривается именно его фигура, будет не так легко. Хотя общеизвестно, что отношения экс-командующего с президентом Гукасяном и новым премьер-министром Анушаваном Даниеляном по-прежнему оставляют желать лучшего. Следствие рассматривает сразу несколько версий происшедшего, муссируется и ряд возможных мотивов преступления, среди которых фигурируют не только "политико-экономические", но и чисто личностные.

Каковы бы ни были результаты проводящегося расследования, кто бы ни оказался действительным вдохновителем и организатором покушения на карабахского президента, происшедшее заставляет о многом задуматься. В частности, складывается впечатление, что индивидуальный террор становится расхожим методом решения всех и всяческих проблем. Первый председатель Верховного совета Нагорно-Карабахской Республики Артур Мкртчян погиб в начале 90-х годов при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия гласит, что он был убит своей женой на почве ревности. В результате аварии вертолета погиб также один из известных карабахских полевых командиров, председатель Шаумяновского райисполкома Шаген Мегрян. Обстоятельства его гибели также до сих пор окончательно не выяснены. В разгар боевых действий был убит крупный военный специалист, командующий юго-восточным фронтом Аво (Монте) Мелкоян. Некоторые компетентные источники утверждают, что он в свое время был одним из ярых представителей зарубежной армянской боевой организации АСАЛА, ставящей своей целью освобождение Западной (Турецкой) Армении, однако впоследствии покинул ее ряды. Доподлинно известно лишь, что Монте Мелкоян принимал активное участие в организации обороны армянских кварталов Бейрута в период гражданской войны в Ливане. Утверждается, что он был застрелен азербайджанским снайпером, и это кое-кем воспринимается с определенным сомнением. Известно также, что несколько покушений, к счастью неудавшихся, было совершено на архиепископа Паргева.

Наиболее громкий резонанс имел, разумеется, теракт в парламенте Армении 27 октября прошлого года, когда были убиты премьер-министр Вазген Саркисян, спикер Национального собрания Карен Демирчян, оба вице-спикера и ряд других известных политиков. Кстати, ведущееся следствие в числе других прорабатывает и так называемый "карабахский след". Однако до этого в течение года были убиты генеральный прокурор республики, один из заместителей министра обороны и командующий внутренними войсками МВД. Считается, что эти убийства (в одном случае - самоубийство) совершены на "экономической" или бытовой почве и к политике никакого отношения не имеют. А еще раньше, в начале 90-х годов, были убиты начальник Армянской железной дороги, отставной руководитель республиканского КГБ и некоторые другие известные в стране лица. В организации тех убийств подозревается бывший министр внутренних дел, депутат парламента Вано Сирадегян, однако следствие пока не спешит передать дело в суд, скорее всего из-за недостатка прямых улик.

Все это позволяет сделать неутешительный вывод: террор становится, если уже не стал, привычным фоном общественно-политической жизни Армении и Нагорного Карабаха. Излишне говорить, какое воздействие имеет все это на массовое сознание. В обществе формируются чувства апатии, безверия, страха и безысходности. Когда погибают видные представители нации, когда пули террористов настигают авторитетных харизматических лидеров, никто уже не может чувствовать себя защищенным. Складывается ощущение, что возрождается и на деле реализуется известная установка "отца всех народов", утверждавшего, что "нет человека - нет проблем". На самом деле каждое новое громкое покушение, каждый очередной теракт еще более усугубляют и без того неподъемные проблемы, без решения которых само здание армянской государственности начинает выглядеть неустойчивым.

И дело, конечно, не только в том, будут ли найдены, названы и наказаны организаторы множества успешных и неудавшихся покушений. Дело в формировании образа мыслей и образа жизни, весьма далеких от представлений современного порядка.

...Любопытный нюанс: никто из компетентных собеседников корреспондента "НГ" в числе возможных версий покушения на президента НКР не упомянул о возможности существования "азербайджанского следа". Во всяком случае, пока. Напротив, даже намек на такую вероятность воспринимался с недоумением. Кажется, в обществе крепнет убеждение, что "навредить нам хуже, нежели мы можем сделать это сами, не способен ни один противник". И это тоже можно было бы считать хоть каким-то результатом, если бы подобные умонастроения не возникали периодически на протяжении всей многовековой и богатой событиями истории армянского народа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
990
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
704
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
340
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
472

Другие новости