0
700

12.11.2008 00:00:00

День, когда умрут газеты

Об авторе: Роман Смирнов - шеф-редактор НГ-Интернет Станислав Минин - обозреватель НГ-Интернет


Американская газета со столетней историей Christian Science Monitor с апреля следующего года переходит на Интернет-формат: вместо ежедневного печатного издания – печатный еженедельник, ежедневные e-mail рассылки и новостной сайт. Мера вынужденная. Затраты на бумагу, типографию, логистику, распространение делают издание ежедневной газеты убыточным бизнесом, а финансовый кризис лишь ускорил давно назревавшее решение. В редакции «Монитора» считают, что на этом пути они станут первопроходцами, за которыми вскоре потянутся другие издания. Например, издатели New York Times не уверены, что через 10 лет их газета по-прежнему будет выходить на бумаге.

Газета – не книга. Дело в том, что чтение книги – это не просто получение актуальной информации. Не менее важны сами способы чтения, читательские привычки, комфорт и проч. Формат книги, гениальное человеческое изобретение, адаптирован к этим способам, привычкам и запросам – поэтому в обозримом будущем книгу едва ли вытеснят CD-ROM или тексты литературных произведений в Интернете. В свою очередь, газета – не более чем носитель актуальной информации. Это медиа. Грубо говоря, ее отличие от других медиа (радио, ТВ) заключается в том, какие органы чувств получателя информации задействуются в этом процессе и каким образом. Если бы радио изобрели раньше, чем печатный станок, то газеты могли бы и вовсе никогда не появиться┘

Если книга адаптировалась к практикам чтения, то газета сама их формировала. И если практики, породившие книгу, оставались прежними, то практики, порожденные газетой, со временем, в контексте менявшегося быта, новых социо-культурных условий переставали быть актуальными, превращались в реликт «добрых», но «старых» времен. Таблоидный формат стал реакцией газетного бизнеса на эту ситуацию. Дело не только в размере страниц (попробуйте развернуть «настоящую» газету в вагоне московского метро!), но также в самой организации материалов, сокращении объема публикаций, способах размещения иллюстраций и т.д.

Среди всех печатных изданий таблоиды в эпоху Интернета неизбежно окажутся самыми живучими. В первую очередь это касается «желтой» прессы, наиболее адаптированной к таблоидному формату и, по сути, создавшей себе читателя, пассивного в поиске актуальной информации. Серьезным газетам придется куда сложнее. К формату таблоида с его короткими текстами легче адаптировать новостной листок. Однако этот листок неизбежно будет уступать по популярности веб-сайтам, подающим новости онлайн. Если газета желает быть конкурентоспособной в новостном пространстве, она по необходимости должна перекочевать в глобальную Сеть. Потому что новость, сообщенная с 12-часовым опозданием, - уже не новость.

Еще сложнее адаптироваться к таблоиду (повторюсь, речь идет не только о размере страницы, но и о подаче материала) газетам, делающим ставку на серьезные, развернутые, вдумчивые аналитические статьи. Публицистику. Комментарии. Журналистские расследования. Для «умных» изданий Интернет – большой соблазн. Дело не только в сокращении затрат на производство печатного издания. «Умная» газета всегда претендует на роль opinion maker’а – равно как всякая политическая партия по определению борется за власть. Сегодня для того, чтобы быть opinion maker’ом, недостаточно попадать в обзоры СМИ на радиостанциях. Необходим охват. Интернет – это миллионный охват. Что касается журналистов и публицистов, «формирующих мнение», то сейчас они во многом выезжают на реноме, заработанном в эпоху ТВ и печати. Лет через 10 их сменят журналисты-блоггеры.

Если российские «умные» газеты (как это уже делают американские) захотят перейти на новый формат, главной проблемой для них станет консервативный подписчик из числа интеллигенции старой прослойки, так и не освоившей Интернет. Не готовый отказаться от своих консервативных читательских привычек. Его ситуация и потенциальные чувства вполне понятны, однако их никак нельзя считать нормой. Это может прозвучать банально, но в XXI веке всем придется, хотя бы на самом примитивном уровне, освоить Интернет (Ведь сегодня даже дремучие старухи в состоянии включать телевизор и снимать трубку телефона). Возможно, переход любимого издания на новый формат стимулирует в «добровольных консерваторах» стремление к освоению новых технологий. Еженедельное печатное издание вместо ежедневного и продвинутые родственники, готовые распечатать для «консерватора» свежие материалы из Интернета – приметы переходного периода.

Перспективное отмирание печатных версий ежедневных газет вполне возможно еще и потому, что технический прогресс в сфере АйТи идет вперед семмемильными шагами. Интернет из закрытого средства обмена информацией за пару десятков лет превратился в глобальное пространство. Постоянно увеличивающиеся скорости обмена данными и огромный пакет предложений по методам вхождению в сеть вполне может в итоге «похоронить» бумагу окончательно.

Сегодня для того, чтобы узнать новости, передаваемые посредством глобальной сети вовсе не нужно иметь под рукой компьютер в классическом представлении. Порой достаточно мобильного телефона или КПК. Оба этих продукта с каждым годом предосталвяют все больше и больше возможностей для быстрого доступа в сеть и адекватного отображения информации, удобного для пользователя. Не стоят на месте и провайдеры мобильных и интернет услуг. За ними подтягиваются и те, кто, собственно, предоставляет информацию. Крупные информационные порталы и сайты газет имеют по нескольку версий для просмотра с помощью различных устройств. Можно предположить, что в конце концов произойдет определенная унификация программного обеспечения, которая будет сама адаптироваться к устройству, запрашивающему информацию. Другой технологической «подножкой» для бумажных газет может служить перспективная OLED-технология. Согласно прогнозам на основе OLED можно создавать гибкие мониторы, кторые сворачиваются в трубочку и складываются. Купил один раз такую «газету» и в режиме реального времени тебе постоянно поступает информация ≈ красочно, наглядно, а главное ≈ оперативно.

Уже сейчас современные программные технологии позволяют сделать такой сетевой продукт, что ни газетам, ни телевидению за ними не угнаться. А средства отображения информации очень скоро догонят «софтовую» часть. В конце концов глобальное информационное пространство вероятно прекратит свое деление на виды доставки: телевидение, газеты, журналы, блоги, чаты объединятся в рамках отдельных проектов.

Кажется очевидным, что Россия на столь высокий техлогический уровень перейдет не так быстро как Запад, и традиционные газеты продолжат выходить до тех, пока они будут востребованы даже если будут убыточны, потому что у нас в стране газеты, в силу технической недооснащенности, продолжат занимать информационную нишу вместе с телевидением. Но те издания, основная масса читателей которых пользуется глобальной сетью, начнут переход на он-лайн версии хотя бы потому, что это экономически оправдано. Вероятно так же и то, что солидные и богатые издания все же сохранят минимальный печатный тираж как дань традиции газетного бизнеса. Стоить печатные эземпляры будут дорого и продаваться будут либо по подписке, либо в киосках, которые станут похожи на своеобразные бутики. То есть печатное издание вполне может превратиться в весьма дорогой, красивый, солидный, но, увы, бесполезный предмет.

Переход из типографий в Интернет-пространство едва ли как-то существенно отразится на самих принципах написания журналистских текстов. В то же время для индустрии СМИ, для прессы это – поворотный этап. Если не смена парадигм, то, во всяком случае, преодоление психологического барьера. В этом один из плюсов финансового кризиса – он помогает сделать сложные с психологической точки зрения шаги, которые прежде откладывались «до худших времен».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
604
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1287
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1130
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2157

Другие новости