21.08.2009 00:00:00

Роман Смирнов
Шеф-редактор НГ-Online

Об авторе: Роман Смирнов, шеф-редактор НГ-Интернет

Тэги: инопланетяне, смс

Департамент инноваций, промышленности науки и исследований Австралии совместно с Национальным научным еженедельником и журналом «Космос» оганизовали в сети любопытную акцию под названием «Hello from Earth» (Привет с Земли).

Суть мероприятия. Пользователям hellofromearth.net предлагается написать смс-сообщение, адресованное инопланетянам. Свое привествие нужно уложить в 160 знаков (с пробелами). После окончания приема сообщений, учредители акции отправят в калифорнийскую Лабораторию реактивных двигателей НАСА, где специалисты переведут их в бинарный радиокод. Затем "корреспонденцию" перешлют обратно в Австралию, и уже 24 августа Комплекс дальней космической связи под Канберрой начнет их трансляцию адресатам. Сообщения будут приниматься до 23 августа.

Команда организаторов во избежание хулиганства строго модерирует все сообщения, принимаемые только по-английски. На вечер═20 августа земляне написали своим братьям по разуму уже 21782 сообщений общим объемом 2.385,658 байт. Предполагаемый получатель «Привета с Земли» обитает в 20 световых годах от Солнечной системы на планете в системе звезды Глизе 581, что в созвездии Весов. Планета называется прозаично - Глизе 581d (Gliese 581d ). По мнению ученых, на ней при условии наличия атмосферы вполне могла возникнуть и сохраниться жизнь в привычных нам формах. Поскольку сигнал идет примерно со скоростью света, то смски дойдут до глизиан в 2029 году.

Предположим примерно: год (наш) им, чтобы прочитать, еще год ≈ чтобы ответить. И наши потомки в 2051 году могут получить ответ. Хотя кое-кто может быть до этого времени и доживет, если глизиане не будут тянуть с ответом.

Что же из себя представляет система Gliese 581? Сама звезда по классификации ≈ красный карлик. Наше Солнце ≈ тоже. Это один из факторов, на который ученые обращают внимание при поиске планет, на которых возможна жизнь. Такие планеты называют экзопланетами. В апреле 2007 года вблизи Gliese 581 было обнаружено две экзопланеты, которым дали литеры «с» и «d». С учетом их расстояния от светила, эти планеты являются главными кандидатами на звание «предположительно обитаемых». Видимо, сей факт повлиял на выбор организаторов акции «Привет с Земли».

Ученые, опубликовавшие свои исследования по системе Gliese 581, говорят, что на Gliese 581c жизнь маловероятна. Планета расположена слишком близко к светилу. А вот на 581d в принципе может развиться жизнь. Но условия на планете не располагают к комфортному существованию. Во-первых, 581d расположена у самой границы условной обитаемой зоны, значит, там скорее всего довольно холодно. Во-вторых, вращение планеты скорее всего синхронизировано с ее обращением вокруг звезды. Это значит, что на свет смотрит только половина планеты (аналогия ≈ наша Луна: мы с Земли видим только одну сторону). В-третьих, современные приборы пока не позволяют с точностью определить состав атмосферы, но можно сказать, что из-за разности температур на 581d бушуют сильные ветры.

Что касается более точных исследований экзопланет, то они начнутся в 2014-2015 годах силами ЕКА и НАСА (было бы странно увидеть в проекте Роскосмос). Соответственно, у европейцев есть «Darwin», а у американцев The Terrestrial Planet Finder (TPF) - «Поисковик» экзопланет. Сроки запуска обоих проектов, вероятно, могут быть изменены в силу кризисной ситуации, потому что когда они принимались к разработке, кризисом даже не пахло. Однако сайт ЕКА говорит, что проект в стадии разработки. Имея схожие цели, космические аппараты двух агентств имеют различное оборудование и будут выводится на разные орбиты. Американский аппарат ≈ на околоземную, европейский ≈ на околосолнечную. Вероятно, австралийская инициатива «Привета» с Земли может обратить общественность к звездам. Известно, что общественное мнение на Западе играет большую роль, и положительное отношение населения к подобным исследованиям даст проектам шанс на осуществление.

Или вот, например, шотландский ученый Дункан Форган провел исследование, посвященное наличию разумной жизни во Вселенной. Форган утверждает, что ему удалось рассчитать количество разумных цивилизаций в нашей галактике. Если верить выводам ученого из Эдинбурга, то в пределах Млечного пути с нами соседствуют от 361 до 38000 разумных цивилизаций. Выводы Форгана основаны на созданной им модели галактики, похожей на нашу.

Так что же пишут земляне своим гипотетическим братьям по разуму? Предлагаем случайную выборку смс-сообщений с сайта проекта «Привет с Земли».

• Привет. Только что вернулись из Англии, где видели множество кругов на полях. Избавьте нас от страданий и объясните, как вы это сделали? (Дэйв Уиткомб, Брисбейн, Австралия).
  • Привет, это Жамель Карабалло из маленькой страны на планете Земля, которая называется Доминиканская республика. Вы можете принести мир на Землю?
  • Привет с Земли. Мы ≈ благородные люди. Не бойтесь. Гостям всегда ≈ добро пожаловать. (Кейл, США).
  • Можете прислать антиматерию для двигателей корабля, который я строю, чтобы слетать к вам? (Дрю Т. Сан-Антонио, Австралия).

Можно было бы и дальше переводить, но то ли модераторы постарались, то ли в массе своей земляне очень дружелюбные, гостеприимные и миролюбивые гуманоиды. Люди приглашают посетить свои страны, говорят о мире, любви, интересуются жизнью на 581d, мечтают общаться с братьями по разуму. Все очень приветливо и по-доброму. Географически, конечно, основная масса сообщений - от австралийцев и американцев. Но есть смски и от европейцев, азиатов. В общем, со всего мира. Баловство? А вдруг нет?