0
4123
Газета Концепции Интернет-версия

22.10.1999 00:00:00

Реальность сдерживания

Владимир Сиволоб

Об авторе: Владимир Федорович Сиволоб - кандидат военных наук, профессор АВН, полковник.
Михаил Евгеньевич Сосновский - кандидат военных наук, профессор АВН, полковник запаса.


Ракета тактического комплекса Сухопутных войск "Точка" может оснащаться ядерным зарядом. Сегодня, возможно, имеет смысл разграничить полномочия на применение стратегического и тактического ядерного оружия.
Фото из каталога "Оружие России"
В СТАТЬЕ Станислава Воронина и Сергея Брезкуна "Стратегически выгодная асимметрия", опубликованной в "НВО" # 36, 1999 г., достаточно убедительно была подчеркнута исключительная роль ядерного оружия (ЯО) в обеспечении военной безопасности России в современных условиях. Заслуживают внимания и предлагаемые в статье принципы, определяющие приоритет ЯО в военном строительстве.

Тем не менее, на наш взгляд, представляются весьма спорными некоторые выдвинутые авторами тезисы, а именно: "┘необходимо ставить прежде всего задачу выявления и исследования не столько условий применения ядерного оружия, сколько создания положения, при котором количество и качество российских СЯС исключают реальное применение нашего ЯО в силу обеспечения его исключительно высоких сдерживающих свойств и качеств", а также "┘само понятие "условия применения ЯО" настолько деликатно, что вряд ли допустимо соединять его с понятием "роль ядерного оружия"┘".

Безусловно, основой обороноспособности любого государства являются материально-техническая база, в том числе качество и количество имеющихся вооружений. Но ведь самое грозное и совершенное оружие (каковым на ближайшую перспективу остается ЯО), даже, допустим, имеющееся у российских Вооруженных сил в достаточном количестве, будет всего лишь "бумажным тигром" и не выполнит функции сдерживания. Если только любой потенциальный агрессор не будет абсолютно твердо уверен, что в случае нападения на Россию или ее союзников у нашей страны есть реальная возможность при определенных условиях применить ядерное оружие, а у военно-политического руководства - воля и решимость его применить. Поэтому, полностью разделяя тревогу авторов за судьбу отечественного ядерно-оружейного комплекса и в основном поддерживая направленность статьи, мы все-таки считаем, что определение условий применения ЯО является отнюдь не второстепенным, а весьма важным проблемным вопросом.

В последние годы в нашей стране и в ВС активно обсуждаются вопросы, связанные с ролью ЯО, что обусловлено многими внешними факторами, повлекшими существенное нарушение баланса сил общего назначения не в пользу России и ее союзников. Суть дискуссии заключается в определении роли ЯО в сдерживании агрессии, условий и порядка его применения для ее отражения. Таким образом, в сложившейся принципиально новой военно-политической обстановке возникла острая необходимость в переосмыслении количественных и качественных соотношений обычных и ядерных вооружений как стратегических, так и нестратегических, а также поиска путей совершенствования выполнения задач ядерного поражения противника (ЯПП) в ходе военных действий.

Под "условиями применения ядерного оружия" следует понимать совокупность элементов складывающейся обстановки, при которой возникает необходимость применения ЯО.

Исходной базовой посылкой для определения возможных условий применения ЯО является государственная позиция России в области применения ядерного оружия, изложенная в п.1.24 проекта "Военной доктрины Российской Федерации", опубликованного 9 октября 1999 г. Ядерное оружие рассматривается как действенный фактор сдерживания агрессии против РФ и ее союзников, и Россия оставляет за собой право на применение ЯО в ответ на использование против нее и ее союзников любого вида оружия массового поражения, а также в ответ на широкомасштабную агрессию с применением обычного оружия.

Условия применения ЯО разделяются на политические и собственно военные. К политическим условиям относятся наличие договорной базы с агрессором или его союзниками; обладание агрессором ядерным оружием и существование концепции его применения; существующие взгляды на применение ЯО, в том числе система санкционирования его применения.

Возможными военными условиями применения ядерного оружия ВС РФ, по нашему мнению, могут быть следующие:

1. Применение противником оружия массового поражения или достоверно вскрытая в ходе военных действий непосредственная подготовка к этому.

2. Воздействие противником даже обычными средствами поражения на стратегические объекты (и не только военные).

3. Возникновение реальной угрозы нарушения устойчивости стратегической обороны.

Ядерное оружие в настоящее время и в ближайшем будущем необходимо рассматривать в качестве основного средства, обеспечивающего военную безопасность России и ее союзников, тем более что страна переживает экономический кризис, и силы общего назначения существенно ослаблены. В связи с этим именно ЯО служит основным сдерживающим фактором, способствующим предотвращению не только ядерного, но и неядерного нападения. Поскольку значительная часть носителей ядерных боеприпасов может использоваться и в обычном оснащении, то для отличия таких средств от непосредственно ЯО предлагается ввести термин "ядерные средства поражения" (ЯСП), подчеркивая двойное назначение такого оружия.

Основные задачи ядерного сдерживания выполняют СЯС, которые должны обеспечить применением стратегического ЯО нанесение заданного ущерба (вплоть до гарантированного уничтожения) любому агрессору - государству или коалиции государств. Однако решение задач сдерживания и отражения агрессии с использованием только стратегического ЯО далеко не всегда целесообразно. При определенных условиях наиболее эффективное региональное сдерживание может быть обеспечено средствами, которые, с одной стороны, были бы достаточно мощными для нанесения значительного ущерба агрессору и осуществления реальной угрозы таковым, а с другой - не настолько мощными, чтобы возникал эффект самосдерживания и их неприменимости.

Поэтому в современных условиях для нашей обороны объективно возрастает значение нестратегических ядерных сил. Они являются мощным дополнительным фактором сдерживания от развязывания войн против России и ее союзников. Такое положение будет сохраняться по крайней мере до 2010-2015 гг., поскольку из-за экономических трудностей наши ВС вряд ли до указанного срока будут в достаточной степени оснащены высокоточными обычными средствами поражения, которые могли бы стать альтернативой нестратегическому ЯО.

Для эффективного выполнения задачи военного сдерживания необходимо обеспечить реальную возможность нанесения неприемлемого для агрессора ущерба. Сдерживание агрессора на глобальном уровне, а также сдерживание противника от применения стратегического ЯО в основном обеспечивается СЯС. Задача сдерживания агрессии на уровне региональном выполняется ядерными силами, имеющими на вооружении нестратегических ЯО или ЯСП и входящими в состав сил общего назначения. Наличие у ВС РФ нестратегических ЯСП (НСЯСП) позволяет в современных условиях восстановить нарушенный баланс сил общего назначения. Применение их в ходе военных действий - компенсировать превосходство противника на отдельных стратегических (операционных) направлениях, не переходя при этом "порог задействования" стратегического ЯО, массированное применение которого чревато взаимным уничтожением противоборствующих сторон и даже исчезновением человечества.

В соответствии с существующими взглядами превентивный удар, и не только ядерный, направленный на срыв готовящейся агрессии против России и ее союзников, абсолютно недопустим в любой ситуации, а ядерное оружие является в первую очередь средством сдерживания. Таким образом, если агрессия все-таки состоялась, ЯО (ЯСП) следует рассматривать не только в качестве средства решительного разгрома противника, но и в качестве средства деэскалации военных действий. Реализация этой функции подразумевает реальное применение ЯО (ЯСП) как для демонстрации решимости, так и для непосредственного нанесения ядерных ударов (ЯУ) по противнику. Эту задачу целесообразно решать с использованием НСЯСП, что может сдержать "обвальную" эскалацию применения ЯО - вплоть до обмена массированными ЯУ, наносимыми стратегическим ЯО. При этом, как представляется, наиболее приемлемым для противника будет прекращение военных действий.

По степени воздействия по противнику считаем возможным различать следующие уровни применения НСЯСП: "демонстрация", "устрашение", "возмездие".

Под "демонстрацией" предлагается понимать предупреждение противника о готовности к полномасштабному применению ЯО на ТВД путем нанесения выборочных одиночных ЯУ с "нелетальными" последствиями; под "устрашением" - удержание противника от дальнейшей эскалации военных действий путем ограниченных по масштабу ЯУ на отдельных направлениях, принуждающих его к деэскалации (прекращению) агрессии; под "возмездием" - полномасштабное применение НСЯСП на ТВД для лишения ВС противника победы путем уничтожения его основных группировок войск (сил) и объектов, т.е. нанесения неприемлемого ущерба.

Конкретная комбинация задач ЯПП должна выбираться исходя из оценки конкретных условий обстановки. При этом максимальным объемом задач ЯПП на каждом уровне может быть, например, при "демонстрации" - разрушение горных перевалов, транспортных узлов и инженерных сооружений на коммуникациях, снижение проходимости местности, другие задачи по блокированию и поражению отдельных объектов, нарушение управления; при "устрашении" - дезорганизация управления в группировке войск (сил) вторжения, завоевание превосходства в воздухе, снижение потенциала ядерных сил театра войны, изменение общего соотношения сил в свою пользу, поражение резервов, срыв снабжения группировки войск (сил) противника материальными ресурсами и др.; при "возмездии" - срыв управления группировкой вторжения и ВС агрессора и его союзников, удержание (завоевание) огневого и ядерного превосходства, разгром ударных группировок войск (сил) агрессора, срыв формирования и выдвижения оперативно-стратегических резервов в район военных действий, а также поражение объектов промышленности и энергетики.

Масштаб применения НСЯСП должен соответствовать решаемым задачам, вытекающим из степени угрозы и ожидаемой реакции противника, а также минимизации побочного ущерба. Следует подчеркнуть, что принятие решения на применение и определение масштабов применения не только стратегического ЯО (в любом случае), но и НСЯСП (по крайней мере первое) является прерогативой Верховного главнокомандующего.

При необходимости на каждом уровне можно выделить дополнительные ступени эскалации применения НСЯСП для деэскалации военных действий. Для уровня "демонстрация" в качестве минимальной ступени применения можно предложить, например, нанесение одиночных демонстрационных ЯУ по пустынным районам (акваториям) или по второстепенным военным объектам противника с ограниченным военным персоналом, либо вообще не обслуживаемым. А в качестве максимальной ступени применения для уровня "возмездие" - нанесение массированного ядерного удара (ударов) по противнику в пределах всего театра войны (при необходимости с поражением отдельных экономических объектов агрессора) с максимальным использованием имеющихся сил и средств согласованно с ударами стратегическим ЯО, в случае привлечения к ЯПП стратегических ядерных сил. Достижение данной ступени эскалации будет означать, что задача деэскалации не выполнена.

Выбор масштабов применения НСЯСП будет зависеть от обстановки, складывающейся к моменту принятия решения на их применение и после нанесения ЯУ. Первоначальное применение НСЯСП осуществляется на основе решения Верховного главнокомандующего и только по отдельному приказу (сигналу) министра обороны (Генерального штаба). В случае необходимости решение на нанесение последующих ЯУ также принимается Верховным главнокомандующим или при наличии его указаний и в рамках установленных им ограничений по составу, типам применяемых средств и поражаемых объектов - указанными им лицами. Представляется, что они должны быть не ниже командующих оперативно-стратегическими объединениями. При достижении наивысшей ступени применения НСЯСП последующие (после первого массированного ЯУ) удары в отдельных случаях могли бы наноситься по решениям нижестоящих командных инстанций в пределах выделенных им ресурсов ЯСП и с санкции старшего начальника. На наш взгляд, это должны быть лица не ниже командиров оперативно-тактических объединений. В общем плане, чем ниже ступень применения НСЯСП, тем выше должен быть уровень командной инстанции, принимающей решение на нанесение каждого конкретного ЯУ.

Применение стратегического ЯО для нанесения одиночных (групповых) ЯУ с целью деэскалации военных действий неизбежно приведет к обнаружению наших ядерных средств еще при старте, что повышает риск нанесения противником полномасштабного ЯУ средствами СНС, тем более что решение будет приниматься им в условиях жесточайшего дефицита времени. Желательно, чтобы решение противник принимал апостериори, что может повысить взвешенность его реакции. Поэтому применение в этих целях стратегического ЯО целесообразно только в том случае, если имеются определенные гарантии, что противник не будет рассматривать эти удары как начало широкомасштабного ядерного воздействия по уничтожению его военного и (или) военно-экономического потенциала.

Наличие в ВС РФ двухуровневой системы ядерных сил, вооруженных стратегическим и нестратегическим ЯО (ЯСП) - важнейший фактор обеспечения военной безопасности России. В современных условиях нестратегическое ЯО (ЯСП) выполняет ведущую роль в предотвращении возможных региональных и в значительной степени локальных войн, а его дозированное, устрашающее применение в сочетании с демонстрацией готовности применить стратегическое ЯО может стать самым мощным для противника побудительным мотивом деэскалации военных действий в случае, если агрессия все-таки состоится. Исходя из вышесказанного принятие и открытое опубликование в доктринальных документах основных положений, определяющих условия возможного применения ЯО, будет, на наш взгляд, способствовать более эффективному выполнению ядерными силами ВС РФ именно функции сдерживания возможной агрессии - как ядерной, так и неядерной.

В заключение, нисколько не умаляя роли ядерных сил, хотелось бы отметить следующее. Ядерное оружие является в основном сдерживающим фактором крупномасштабных войн, а в предотвращении (отражении) агрессии в масштабах вооруженных конфликтов и локальных войн ведущая роль принадлежит силам общего назначения, вооруженных обычными средствами поражения. Поэтому даже в очень сложных современных экономических условиях предлагаемое уважаемыми авторами Станиславом Ворониным и Сергеем Брезкуном развитие асимметрии между обычными и ядерными средствами поражения в обеспечении военной безопасности России не должно становиться абсолютным, низводящим силы общего назначения до уровня некого "придатка" сил ядерных (как стратегических, так и нестратегических). Дальнейшее углубление этой реально существующей асимметрии может привести к неспособности наших ВС противостоять агрессии именно в конфликтах низкой интенсивности, поскольку возможность применения ЯО в вооруженных конфликтах и даже в локальных войнах представляется весьма проблематичной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
836
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1247
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
965
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
930

Другие новости