0
1580
Газета Концепции Интернет-версия

12.11.1999 00:00:00

Ракетные страхи Петагона


ПО ТРЕБОВАНИЮ американского конгресса, разведслужбы ежегодно предоставляют доклад о развитии баллистических ракет (БР). В нем анализируются потенциальные возможности некоторых стран, которые обладают баллистическими ракетами или космическими кораблями, либо намерены осуществлять программы по их строительству.

Разведсообщество США в этом году отмечает, что новые ракетные угрозы отличаются от угроз периода холодной войны. В тот период для США представляли опасность относительно точные, надежные и живучие ракеты, развернутые в больших количествах. Новые ракеты принадлежат странам, которые имеют меньшее количество ракет - менее точных, живучих и надежных, с более низкой полезной нагрузкой. Но они по-прежнему представляют угрозу, которая будет возрастать в течение ближайших 15 лет.

Во-первых, хотя большинство современных систем представляют БР средней и малой дальности, северокорейские "Тэпхо Донг-1" показали, что Пхеньян сможет преодолеть 5500-километровый барьер, если разработает жизнеспособное оснащение для этой системы. Другие потенциально враждебные страны могут перешагнуть этот барьер до 2015 г. Хотя кажется маловероятным, что какой-либо потенциальный противник способен нанести США или их ВС больший ущерб, чем Россия или Китай, появляющиеся системы могут убить десятки тысяч и даже миллионы американцев, в зависимости от типа боеголовок, точности и поставленной цели.

Во-вторых, многие из тех государств, в которых сейчас разрабатываются ракеты большой дальности, допускают, что сама угроза их использования может усложнить принятие решений в США в период кризисов. Хотя потенциальные противники Америки признают ее военное превосходство, они, возможно, считают, что растущие военные возможности могут повысить для Соединенных Штатов цену победы и удержать их от некоторых действий.

В-третьих, авторы доклада отмечают, что по сравнению с периодом холодной войны возросла возможность использования ракет с ядерными боеголовками против США. Например, БР применялись против США во время войны в Персидском заливе. Увеличилось число стран, которые владеют ракетами большой дальности и боеголовками оружия массового поражения (ОМП). Некоторые из них демонстрируют готовность применить такие средства. Использование ракет большой дальности, оснащенных боеголовками ОМП, позволяет слабым странам решить три задачи: устрашение, сдерживание и нанесение ущерба США. Для достижения этих целей не нужно разворачивать большое количество таких ракет, не имеет принципиального значения их точность и надежность - достаточно заложенной в них способности угрожать населению крупных городов.

Прогресс государств Азии и Ближнего Востока в развертывании баллистических ракет большой дальности был продемонстрирован в последние 18 месяцев.

Трехступенчатая северокорейская космическая ракета "Тэпхо Донг-1" способна доставлять небольшие грузы на значительные расстояния. Хотя попытка запуска спутника в августе 1998 г. провалилась, Северная Корея продемонстрировала некоторые из ключевых технологий, необходимых для создания МБР. Тем не менее разведсообщество США считает, что КНДР вряд ли будет пытаться поставить "Тэпхо Донг-1" на вооружение как межбаллистических ракет. Вместо этого предпочтение будет отдано скорее всего строительству более мощной "Тэпхо Донг-2", испытания которой можно ожидать уже в этом году, если не помешают политические причины.

Пакистан провел летные испытания своей ракеты, произведенной с помощью КНДР и имеющей дальность пуска 1,3 тыс. км. Кроме того, Пакистан испытал баллистическую ракету малой дальности.

Иран провел летные испытания ракеты дальностью 1,3 тыс. км - модификации северокорейской "Но Донг", построенной с помощью России.

Индия провела летные испытания своей "Агни-2", предполагаемый радиус действия которой около 2000 км.

КНР в августе 1999 г. завершила первые летные проверки мобильной межконтинентальной баллистической ракеты DF-31 с радиусом действия около 8000 км.

Вероятно, многие из этих стран имеют средства защиты от баллистических ракет. Россия и Китай уже не первое десятилетие развивают такие программы и, возможно, намерены передать некоторые технологии другим государствам. Сокращение программ летных испытаний (вполне вероятно, сводящихся к одному испытанию) и упрощение схем развертывания приводят к тому, что время между первым испытательным полетом и готовностью ракеты к военному использованию может значительно сократиться.


ПЕРСПЕКТИВА

В течение ближайших 15 лет основная ракетная угроза, какой ее видят разведслужбы США, будет исходить прежде всего от России, Китая, Северной Кореи и, возможно, от Ирана и Ирака. Российская угроза будет оставаться наиболее устойчивой и серьезной. МБР Северной Кореи, Ирана и Ирака будут первоначально малочисленными с ограниченной полезной нагрузкой, менее надежными и точными по сравнению с ракетами России и Китая. Новые обладатели МБР будут рассматривать свои малочисленные арсеналы скорее как средство устрашения и силовой дипломатии, чем как орудия войны, понимая, что их применение может привести к разрушительным последствиям.

Большинство американских аналитиков полагают, что КНДР уже в этом году проведет испытания "Тэпхо Донг-2". Двухступенчатый носитель сможет доставить полезную нагрузку в несколько сот килограммов на Аляску и Гавайи и более легкие грузы в западную часть США. Трехступенчатая "Тэпхо Донг-2" будет способна доставить груз весом в несколько сотен килограммов в любую часть США.

Иран может в течение второй половины следующего десятилетия испытать МБР, способную доставить груз весом в несколько сот килограммов во многие районы США, используя российскую помощь и технологии. Вероятно, Иран будет проводить программу "Тэпхо Донг" с помощью КНДР. Не исключено, что до 2010 г. Иран проведет испытания космической ракеты, которая может быть превращена в МБР, способную доставить груз в несколько сот килограммов в США.

Хотя война в Заливе и последующие действия ООН разрушили значительную часть ракетной инфраструктуры Ирака, тем не менее в ближайшие 15 лет он сможет испытать МБР, способную достичь США. Скорее всего это будет программа трехступенчатой "Тэпхо Донг-2". Если Ирак купит ее у КНДР, через несколько месяцев после этого он будет способен осуществить пуск. Если он закупит двигатели "Тэпхо Донг-2", он сможет провести испытание МБР до конца следующего десятилетия. Большинство специалистов предполагают, что, если Ирак начнет развертывание сейчас, он сможет испытать через несколько лет менее мощную МБР, используя компоненты оперативно-тактических ракет "Скад" и свой предыдущий опыт с космическими ракетами или "Тэпхо Донг-1". Аналитики не едины в том, что касается срока первого летного испытания МБР, способной угрожать США.

Стратегические наступательные силы России испытывают серьезные финансовые ограничения, но остаются основой военной мощи страны. От ракетных войск России ожидают способности сдерживать ядерные и неядерные угрозы и готовности наносить ограниченные ядерные удары для предупреждения действий противника или изменения хода боевых действий. В настоящее время у России имеется около 1000 стратегических БР с 4500 боеголовками. Стратегические силы РФ и после 2015 г. будут по-прежнему угрожающими, но они претерпят значительное количественное сокращение - намного ниже контрольных лимитов - из-за бюджетных ограничений. Россия сохранит столько стратегических ракет и ядерных боеголовок, сколько сможет себе позволить, но существенно меньше, чем лимиты договоров СНВ-1 и СНВ-2. Если Россия ратифицирует СНВ-2, запрещающий МБР с разделяющимися головными частями, она, вероятно, сможет сохранить только половину оружия, которую могла бы иметь без запрещения. Разведсообщество считает, что случайный или несанкционированный пуск российских стратегических ракет маловероятен, пока действуют технические и процедурные ограничения.

Стратегическая ядерная доктрина КНР предусматривает создание жизнеспособных ракетных сил большого радиуса действия, угрожающих значительной части населения США в акции возмездия. В настоящее время Китай имеет около 20 МБР CSS-4, способных достичь целей на территории США. Сейчас Пекин развертывает два новых автомобильно-дорожных твердотопливных комплекса МБР. Первое летное испытание мобильных DF-31 было проведено в августе 1999 г. По оценкам специалистов, радиус ее действия - около 8000 км, основные цели - Россия и Азия. В Вашингтоне считают, что она будет нацелена в первую очередь на США.

К 2015 г. КНР сможет иметь десятки ракет, нацеленных на США, не считая нескольких десятков (или более того) жизнеспособных мобильных ракет наземного или морского базирования с меньшими боеголовками, созданными частично под влиянием американских технологий, полученных с помощью шпионажа.

Китай обладает техническими возможностями развернуть ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) в течение 20 лет. Если в Китае решение об этом будет принято, то КНР сможет использовать головные части типа DF-31, чтобы развернуть головные части рассеивающегося типа без индивидуального наведения или РГЧ ИН для CSS-4 за несколько лет. Китай также совершенствует свои возможности на ТВД и увеличивает количество БР малой дальности, развернутых против Тайваня. Разведсообщество США считает, что несанкционированный пуск китайских ракет маловероятен.


ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ УГРОЗЫ

Иностранная помощь продолжает оказывать влияние на продвижение ракет в мире. Более того, многие государства, которые традиционно были получателями иностранных ракетных технологий, делятся ими друг с другом и проводят совместные ракетные программы. Российская помощь продолжает оставаться весьма значительной. Китай по-прежнему помогает некоторым странам осуществлять их ракетные проекты. Северная Корея может расширить объемы продаж. Более того, изменение региональной и международной ситуации, прежде всего испытания, проведенные Ираном, Индией и Пакистаном, могут усилить интерес к противоракетной обороне в регионе.

Продажа МБР или космических ракет-носителей с возможностями МБР может в будущем увеличить число государств, способных угрожать США ракетным ударом. КНДР демонстрирует готовность продавать свои ракеты и технологии и, вероятно, будет продолжать делать это, маскируясь продажей ракет-носителей. Политические условия делают маловероятной продажу МБР Россией и КНР, в будущем геополитическая ситуация не изменится настолько, чтобы такая продажа стала выгодной с точки зрения национальных интересов. Разведка США не обнаружила фактов передачи межбаллистических ракет РФ или Китаем, и у нее нет данных о наличии таких планов. Вероятность такой передачи в будущем очень неопределенна частично из-за непредсказуемости будущих экономических условий, восприятия Россией ее отношений с Западом, а также отношения Москвы и Пекина к американской защите от БР. Однако, по оценке разведки, вероятность того, что Россия или Китай решат, что финансовые и стратегические мотивы продажи МБР, ракет-носителей или технологий для создания МБР перевешивают политические и экономические риски, крайне невелика. Способность разведслужб предупредить развертывание МБР тем или иным государством зависит от возможности сбора данных. Например, в 1994 г. разведка предупредила за пять лет о попытках Северной Кореи обладать МБР. При этом имела место небольшая ошибка по срокам. По прогнозам, первые летные испытания МБР должны были состояться с середины до конца 90-х годов. Правильно предсказано время появления ракеты с потенциалом доставки грузов на расстояние 5500 км, однако недооценены возможности "Тэпхо Донг-1", связанные с применением третьей ступени.

Обнаружение или подозрение о наличии программы развертывания ракет и прогнозирование момента возникновения угрозы является делом более легким, чем прогнозирование конфигурации и технических данных ракет. Разведка не может предупредить появление в стране МБР, если государство уже обладает космическими ракетами. Тем не менее начало программы ракет-носителей является показателем потенциальной возможности осуществления программы МБР. Поэтому разведка рассматривает космические ракеты-носители, особенно в руках государств, враждебных США, как существенный потенциал баллистических ракет.

Разведка также считает, что невозможно предупредить угрозу США со стороны БР передового базирования или крылатых ракет (КР) класса "земля-земля", тем более что создание КР может основываться на технологиях двойного использования. Ожидается, что многие государства будут приобретать крылатые ракеты. Страны, имеющие космические ракеты-носители, могут довольно быстро превратить их в МБР, что вряд ли будет обнаружено до первого летного испытания. Такая конверсия будет включать разработку боевых частей.

Государство может попытаться приобрести космическую ракету-носитель с целью превратить ее в МБР. Обнаружение факта покупки может позволить предугадать за пять лет первое летное испытание, хотя нельзя быть уверенным, что разведка способна раскрыть завуалированную сделку. Следует отметить, что многие космические ракеты являются слишком громоздкими военными системами.

Страны могут маскировать свою деятельность по разработке МБР под космические программы. Они могут испытать разгонные ступени и систему управления, которая может быть перепрограммирована на полеты по траектории баллистических ракет. Хотя невозможно замаскировать возвращение в атмосферу боеголовок под космический запуск. Однако вполне вероятно, что будут разрабатываться средства возвращения в атмосферу, а затем их можно будет содержать без испытаний для использования в будущем. Если такая страна получит помощь от России или Китая - последние смогут быть больше уверены в том, что их боеголовки будут живучими и нормально функционирующими. Если то или иное государство разработает неиспытанную боеголовку без иностранной помощи, ее надежность будет намного ниже, но нельзя сказать, что такое начинание непременно потерпит неудачу. Сейчас в открытых источниках имеется немало информации о боеголовках. Логическим выбором для разработки МБР без испытаний или с минимальными испытаниями может быть боеголовка с низким аэродинамическим качеством.

У страны-разработчика будет некоторая уверенность, что система выдержит возвращение в атмосферу, хотя не факт, что можно будет должным образом доставлять оружие. Возможно, изобретены некоторые другие способы доставки ОМП в США, часть из которых более надежна, чем МБР, не прошедшие испытаний. По большей части эти средства не способны обеспечить уровень устрашения и силовой дипломатии, свойственный МБР, но они могут стать альтернативой для террористов.


ПЕРЕДОВОЕ БАЗИРОВАНИЕ

Несколько государств обладают техническими возможностями для разработки механизма запуска БР малой или средней дальности или крылатых ракет против США с кораблей передового базирования или других платформ. Некоторые страны смогут разработать и развернуть системы передового базирования в следующие 15 лет. Такая система для ракет малой и средней дальности может находиться на расстоянии нескольких сот километров от территории США. Для достижения более высокой точности ракета и пусковая установка могут быть установлены на стабилизированную платформу, чтобы ослабить действие волн, или поставить на ракету приемник космической навигационной системы.

Концепция, близкая к пусковой системе морского базирования, - запуск крылатых ракет с платформ передового базирования. Такой метод позволит использовать КР, приобретенные для региональных нужд, против целей в США. Ракеты могут быть запущены с истребителя, бомбардировщика или коммерческого транспортного самолета, находящегося вне пределов воздушного пространства Соединенных Штатов. Способность Америки обнаруживать самолеты, приближающиеся к побережью, а также ограниченный радиус действия самолетов большинства стран, возможно, помешает использованию военных самолетов для нападения. Скрытое нападение БР с коммерческого самолета выполнимо, но все же сложно.

Коммерческое надводное судно, тайно приспособленное для запуска крылатых ракет, является вероятной альтернативой пусковой платформе передового базирования. Подводные лодки имеют преимущество - относительная секретность. Техническая изощренность, требуемая для запуска КР из торпедных аппаратов или пусковых шахт, вероятно, потребует основательной помощи со стороны военной промышленности крупной морской державы.


АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ

Хотя неракетные средства доставки оружия массового поражения не дают уровня устрашения и силовой дипломатии, обеспечиваемых МБР, такие варианты вызывают серьезную озабоченность. Государства или организации могут добиваться возможностей неракетной доставки, которые:

- более дешевы, чем МБР;

- могут разрабатываться и применяться тайно;

- могут быть более надежны, чем не прошедшие полных испытаний МБР;

- могут быть более точными, чем МБР, которые появятся в течение ближайших 15 лет;

- возможно, будут более эффективны при распространении биологического оружия, чем баллистические ракеты;

- могут обходить противоракетную оборону.

Ракетная доставка оружия массового поражения выдвигает дополнительные, строгие требования вдобавок к и без того сложной проблеме конструирования такого оружия. Например, первоначальные образцы ядерного оружия собственной разработки слишком велики и тяжелы для баллистической ракеты среднего размера, но подходят для транспортировки судами, грузовыми автомобилями и даже самолетами. Более того, то или иное государство или организация скорее всего будет иметь небольшое количество ядерного оружия, по крайней мере в ближайшие 15 лет. Надежность доставки является важнейшим фактором; завуалированные способы доставки дают преимущество в надежности по сравнению с ракетами. Любое государство захочет, чтобы не только боеголовка достигла цели, но и чтобы не было инцидента с боеголовкой ОМП в районе запуска ракет. С другой стороны, корабль, заходящий в порт, может обеспечить секретную доставку в ограниченные пространства, и ядерный взрыв на судне или в доке может достичь поставленной цели. Самолет, как пилотируемый, так и беспилотный, также может доставить ядерное оружие до границы, а возможно, до пункта приземления. Наконец, ядерное оружие может быть перевезено через границу контрабандой или тайно доставлено на берег.

Иностранные организации, в том числе некоторые террористические или экстремистские группы применяли, имели или заинтересованы в приобретении оружия массового поражения или материалов для его производства. Большая часть таких групп угрожает США или их интересам. Мы не можем рассчитывать на предупреждение всех планируемых террористических акций, несмотря на предельное внимание к этой задаче.

Последние тенденции позволяют предположить, что террористические группы или отдельные лица будут осуществлять теракты против США, используя химические вещества или токсичные промышленные химические вещества, чтобы вызвать значительное число жертв, нанести ущерб инфраструктуре или посеять панику среди населения.


РЕГИОНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ

Распространение БР малой дальности, прежде всего в результате продажи северокорейских "Но Донг", создало серьезную и растущую угрозу ВС и интересам США, и их союзников на Ближнем Востоке и в Азии, сильно подорвало стратегический баланс в этих регионах. Летные испытания "Шихаб-3", разработанной Ираном на базе "Но Донг", могут подогреть интерес к БР малой дальности.

Пакистан имеет баллистические ракеты малой дальности M-11 из Китая и "Гхори" из Северной Кореи. Американская разведка допускает, что обе они могут выполнять ядерные задачи. Очевидно, что страны, разрабатывающие ракеты, рассматривают свои региональные проблемы как один из важнейших факторов формирования их программ. Эти государства рассматривают свои ракеты малой и средней дальности не только как средства сдерживания, но и как многоцелевое оружие, прежде всего в обычном снаряжении, но также с возможностями доставки биологического, химического и, возможно, ядерного оружия. В докладе американского разведсообщества допускается, что государства, разрабатывающие баллистические ракеты, будут искать и "ответы" на системы ПРО США, как национальные, так и на ТВД. У России и Китая в запасе немало таких контрмер и, возможно, они захотят продать технологии.

Многие страны - такие, как Северная Корея, Иран и Ирак, вероятно, в первое время будут использовать готовые доступные технологии: кассетные и стабилизированные вращением боеголовки, радиопоглощающие покрытия, создание ложных целей путем подрыва отработавшей разгонной ступени, станции активных помех малой мощности, дипольные отражатели, простые (на воздушных шарах) радиолокационные ловушки и др. для разработки средств противодействия ПРО. Эти страны могут разработать контрмеры, основанные на собственных технологиях, к моменту проведения летных испытаний своих ракет. Можно прогнозировать активизацию иностранного шпионажа и попыток сбора информации. Например, Китай получил значительный объем информации о ядерном оружии путем шпионажа, контактов с учеными из США и других стран, из публикаций и конференций, несекретных публикаций СМИ и рассекреченной информации США о вооружениях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
552
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
920
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
661
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
366

Другие новости