0
1193
Газета Концепции Интернет-версия

14.01.2000 00:00:00

Недееспособный документ


ПЯТОГО октября 1999 г. Совет безопасности РФ одобрил новый проект Концепции национальной безопасности РФ (далее - Концепция-99). Ее разработка осуществлялась келейно. И только когда в "Независимом военном обозрении" (# 46, 1999 г.) впервые был опубликован полный текст проекта этого важного государственного документа, о ней стало известно читателям.

Концепция-97 (действующая) менее чем через два года оказалась непригодной. Зачем понадобился новый проект документа? Ответ на этот вопрос в общем виде дан в статье Вадима Соловьева "Основополагающие документы по национальной безопасности не образуют единого пакета". Справедлив вывод о том, что в конечном счете широкое обсуждение проекта Концепции-99 послужит только успеху и не придется через два года разрабатывать ее вновь. Данный тезис имеет прямое отношение к важному теоретическому положению Александра Свечина о том, что "начальники и войска нуждаются в доктрине, но создание ее требует огромного общего усилия и подъема, большой работы..." Эти слова в полной мере относятся и к разработке Концепции национальной безопасности России.

Структура Концепции-97 и проекта Концепции-99 одинакова. Однако при тщательном изучении приходишь к выводу, что содержание разделов действующей концепции более предметно и конкретно, чем содержание тех же разделов в проекте.

Так, например, в Концепции-97 записано (раздел III), что "...расширение НАТО на восток и превращение его в доминирующую военно-политическую силу в Европе создают угрозу нового раскола континента, крайне опасного в условиях сохранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного оружия, а также недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира". Реальная значимость этого положения, характеризующего угрозы национальной безопасности Российской Федерации, в современных условиях, через два года после выхода в свет, резко возросла. Однако в проекте Концепции-99 оно не нашло отражения.

В первом разделе Концепции-97 определена одна из самых важных составных частей национальной безопасности России, а именно: "Сокращается экономический, научный и демографический потенциал страны". В проекте Концепции-99 "не существует" падения ни экономического, ни научного, ни демографического потенциала России, что совершенно не отражает действительного положения дел в этих сферах.

В Концепции-97, помоему мнению, определены и четко сформулированы основные направления по обеспечению национальной безопасности России в военной (оборонной) и экономической сферах. При этом выделено, что национальные интересы РФ в области экономики являются ключевыми, а Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении национальной безопасности нашей страны. Об этом в проекте Концепции-99 даже не упоминается.

Принципиально важным является содержание понятия "национальная безопасность".

В проекте Концепции-99 записано, что "Концепция национальной безопасности Российской Федерации - политический документ, определяющий основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, защищенности страны от внешних и внутренних угроз".

С таким содержанием понятия "национальная безопасность" согласиться нельзя. В проекте не раскрыто (даже не оговорено) содержание основополагающих элементов приведенного содержания этого понятия, а именно безопасность личности, общества и государства.

Национальная безопасность страны - ее способность сохранить и защитить свой суверенитет, территориальную целостность, национальные интересы в области экономики, культурное и духовно-нравственное наследие, исторические традиции и нормы общественной жизни; обеспечить укрепление российской государственности, совершенствование и развитие федерализма и местного самоуправления, безопасность в экологической сфере.

НЕОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА УГРОЗ

Одной из первостепенных задач Российской Федерации является укрепление безопасности в военной сфере. В свою очередь, при разработке вопросов обеспечения национальной безопасности России в военной сфере важно сделать наиболее достоверный прогноз вероятного масштаба и характера ожидаемых угроз извне. В действующей Концепции национальной безопасности РФ записано: "Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе не имеют военной направленности, носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены на внутриполитической, экономической, социальной, экологической, информационной и духовной сферах".

При такой оценке внешних угроз законодатели при рассмотрении и принятии закона о госбюджете вправе сокращать ассигнования на российские Вооруженные силы. Приведенный прогноз внешних угроз России неприемлем, так как является необъективным.

В проекте Концепции-99 угрозы национальной безопасности Российской Федерации сформулированы слишком в общем виде: "Международная ситуация, состояние отечественной экономики, социальная поляризация российского общества и обострение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз безопасности страны".

Если в действующей концепции внутренние угрозы поставлены на первое место, то в проекте как внешние, так и внутренние угрозы национальной безопасности России прикрыты, образно выражаясь, "широким спектром". И это сделано вопреки устойчивому продвижению НАТО на восток, реальной жестокой войне с международным терроризмом на Северном Кавказе, на защиту которого рьяно поднялись в одном строю "отцы демократии" США, Великобритании, Франции и других стран Запада с одной главной целью - подорвать национальную безопасность России как в военной, так и в экономической сферах, а также в сфере государственного устройства Российской Федерации.

В Концепции национальной безопасности РФ целесообразно однозначно изложить положение о том, что для России постоянно сохраняется военная опасность, которая при определенных условиях военно-политической обстановки в мире может перерасти в военную угрозу, а военная угроза, в свою очередь, - в агрессию против России. Отрицать это - значит отрицать необходимость обеспечения национальной безопасности России в военной сфере.

Некоторое смягчение международной обстановки, ликвидация Варшавского оборонительного договора, распад СССР, а вместе с этим и его Вооруженных сил, привели к распространению в широких кругах российской общественности, в том числе и военной, мнения, что обычные войны в современных условиях и на обозримую перспективу могут быть в основном локальными; отрицается возможность участия России в крупномасштабной обычной войне.

В качестве доказательства приведу следующие положения: в соответствии с официальными взглядами отечественного военного искусства обычные войны по масштабу в зависимости от размаха и состава воюющих сторон подразделяются на мировые, региональные и локальные.

Мировые и региональные войны относятся к крупномасштабным. Региональная война - война с участием двух или нескольких государств, ведущаяся в пределах одного региона, затрагивающая преимущественно интересы страны, расположенной в этом регионе. Война в Персидском заливе (1991 г.) - первая региональная обычная война, а следовательно, и крупномасштабная после прекращения холодной войны. В состав многонациональных сил (МНС), воевавших против Ирака, были включены объединения, соединения, части различных видов ВС тридцати государств мира, в том числе США, Великобритании, Франции, Египта, Сирии, Саудовской Аравии и др. Основу МНС составили Сухопутные войска, ВВС и ВМС США.

Соединенные Штаты и их союзники по антииракской коалиции в оперативном плане войны против Ирака сделали главную ставку на нанесение сокрушительных ударов с воздуха с широким применением высокоточных крылатых ракет морского и воздушного базирования (КРМБ, КРВБ). В соответствии с такой концепцией в районе Персидского залива была создана мощная авиационная группировка (АГ) в составе 2160 современных самолетов, в том числе 1800 американских. По количественному составу эта АГ была равнозначна составу двух воздушных флотов ВВС фашистской Германии, обрушивших свои удары в первый день агрессии против СССР - 22 июня 1941 г.

В таблице приведен состав сил и средств вооруженной борьбы Ирака и МНС к началу войны в Персидском заливе. Такой состав сил и средств характерен именно для крупномасштабной войны. Конфликт в Персидском заливе с учетом базирования ВВС и сил ВМС многонациональных сил охватила огромный регион (восточная часть Средиземного моря, Аравийский полуостров, Ирак, северо-западная часть Индийского океана и другие районы). При определенных военно-политических условиях в мире Россия может участвовать (быть втянутой) в региональной, т.е. в крупномасштабной обычной войне, подобной, к примеру, войне в Персидском заливе.

Это положение должно найти отражение в Концепции национальной безопасности РФ (Концепции-99) с вытекающими из этого направлениями по обеспечению национальной безопасности России в военной (оборонной) сфере (финансирование ВС, их оргструктура в общем виде, обеспечение мобильности и др.).

ПЕРСПЕКТИВЫ

СДЕРЖИВАНИЯ

Одним из основополагающих положений Концепции-97 является следующее: "Важнейшей задачей Вооруженных сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны..." Это положение концепции было и остается становым хребтом в действии высшего политического руководства СССР и России.

В проекте Концепции-99 нет речи о ядерном сдерживании. В ней сказано, что "национальные интересы России в оборонной сфере заключаются прежде всего в предотвращении военной агрессии и обеспечении военной безопасности всей совокупностью имеющихся в распоряжении государства сил, средств и ресурсов".

В современных условиях и на обозримую перспективу в качестве стратегического средства сдерживания следует рассматривать и высокоточное оружие (ВТО) в обычном снаряжении, т.е. крылатые ракеты воздушного и морского базирования большой дальности (порядка 3-5 тыс. км).

С нашей стороны сдерживающие действия наиболее эффективны, если они будут выполняться Дальней авиацией, ее стратегическими самолетами. Эта идея изложена в статье "Шаг назад" ("НВО" # 48, 1998 г.). Она получила обоснованное развитие в работе академиков РАН Евгения Федосова и Игоря Спасского "Высокоточное оружие заняло место бога войны" ("НВО" # 28, 1999 г.) и в других публикациях.

Качественно новый подход к решению проблемы стратегического сдерживания как ядерной, так и крупномасштабной обычной войны обусловливается: постоянным расширением так называемого клуба ядерных держав, катастрофическими последствиями для земной цивилизации в случае обмена между воюющими государствами массированными ядерными ударами, постоянно возрастающими боевыми возможностями КРВБ и КРМБ в обычном снаряжении по точности поражения любых объектов (целей) на разных театрах войны, без входа самолетов-носителей в зоны ПВО, а кораблей-носителей - в зоны противолодочной и противоракетной обороны.

Изложенное ни в коей мере не умаляет роли РВСН как основного средства ядерного сдерживания, учитывая при этом и то, что "главная гарантия безопасности стран НАТО обеспечивается стратегическими ядерными силами, особенно американскими". Это положение закреплено в "Стратегической концепции НАТО" (см. "НВО" # 16, 1999 г.).

В "Стратегии национальной безопасности США для нового столетия" имеется важный тезис, а именно: "Наша политика сдерживания с помощью ядерного и обычного оружия была эффективным инструментом в борьбе с большинством потенциальных противников". Таким образом, важным новым элементом политики сдерживания США в интересах собственной национальной безопасности в XXI в. становится не только ядерное, но и обычное оружие, и прежде всего высокоточное.

По имеющимся сведениям, к 2003 г. в ВМС США планируют иметь 198 кораблей-носителей КРМБ "Томагавк", в том числе все подводные лодки. Общее количество КРМБ типа "Томагавк" может составить порядка 4 тыс. Таким количеством ракет при их технической надежности 0,9 может быть поражено, как показывают расчеты, 900-1200 объектов противника. По планам военного командования США, в американских ВВС планируется иметь к 2000 г. 187 стратегических бомбардировщиков, которые способны за один массированный удар (техническая надежность систем класса "воздух-поверхность" не менее 0,9) применить порядка 500-600 КРВБ.

Таким образом, в случае военной необходимости ВМС и ВВС США способны, как показывают расчеты, в обычной крупномасштабной войне в короткий промежуток времени применить несколько тысяч (порядка 4,1-4,2 тыс.) высокоточных КРМБ и КРВБ с обычными зарядами и этим самым решить задачу стратегического сдерживания, поразив при этом военные оперативно-стратегические объекты, в том числе пункты управления и наземные пусковые установки стратегических ядерных ракет типа "поверхность-поверхность"

К 2003 г. в составе ВМФ России может быть не более трех кораблей-носителей КРМБ ближнего действия в обычном снаряжении с 64 крылатыми ракетами (см. "Красная звезда", # 132, 1999 г.). Ожидаемое (расчетное) соотношение КРМБ ВМФ РФ и ВМС США к этому времени может быть 62:1 в пользу американских Военно-морских сил.

Боевой состав стратегических бомбардировщиков Дальней авиации России значительно уступает приведенному выше американскому. При этом учитывается тот факт, что с распадом СССР на территории Украины осталась мощная группировка стратегических бомбардировщиков: 24 Ту-95МС и 19 Ту-160. В настоящее время имеется реальный шанс по возвращению примерно одной четвертой части этих самолетов в Россию на основе взаимозачетов между Украиной и РФ.

Ожидаемое расчетное соотношение стратегических бомбардировщиков ВВС США и ВВС России, способных принять КРВБ большой дальности с обычной боевой частью, на порядок выше в пользу американцев (2000-2005 гг.) И это не случайно. Одной из основных причин такого положения является следующее: согласно располагаемым данным ("НВО" #23, 1999 г.), серийное производство вооружений и военной техники в России прекратилось почти полностью, за исключением небольших партий на экспорт. В 1998 г. затраты МО РФ на НИОКР составили порядка 15 млрд. руб. против 32 млрд. долл. в США. Все это чревато потерей технологической базы, необходимой для создания новых поколений вооружений, в том числе ВТО и военной техники. Такое положение имеет прямое отношение к резкому снижению уровня национальной безопасности России в военной сфере.

ЛИЧНОСТЬ - ОБЩЕСТВО - ГОСУДАРСТВО

К сожалению, ни в действующей Концепции национальной безопасности РФ, ни в ее проекте (Концепция-99) нет ни слова о вкладе каждой личности в укрепление национальной безопасности России в военной сфере. Выходит, что концепция молчаливо благословляет "безопасность" молодых людей на уклонение от службы в Вооруженных силах - основе обороны Российской Федерации.

Это противоречит истории и традициям России. Данное положение усугубляется тем, что значительная часть общественности РФ уверовала в то, что защищать и умирать за Отечество должны только контрактники. Однако Россия еще не способна иметь такую армию. Призыв здоровых молодых людей на действительную военную службу в Вооруженные силы, а также в другие войска сохраняется на обозримую перспективу. И это должно найти отражение в проекте Концепции-99, учитывая при этом экономические возможности российской державы, а также ее непревзойденный исторический военный опыт.

В Концепции-97 определено, что "кризисное состояние экономики - основная причина возникновения угрозы национальной безопасности" и что это состояние характеризуется увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, увеличением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности, неконтролируемой утечкой капитала и т.д.

В проекте Концепции-99 ничего этого нет. Есть успокаивающий аспект, характеризующий экономическую составляющую: "Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого развития экономики".

Как в Концепции-97, так и в проекте нет места национальной идее, способной объединить миллионы россиян, направить их мышление и дела на активную, сознательную деятельность по возрождению и развитию исторического, культурного, государственного наследия, норм общественной жизни России, российской государственности. Концепция национальной безопасности в России должна заимствовать у морали ее методы, правила и заповеди, и она должна быть, прежде всего, концепцией русской души.

Российская Федерация, как и бывший СССР, имела, имеет и, естественно, будет иметь недругов, стремящихся подорвать национальную безопасность Отечества во всех ее сферах, применяя для этого различные силы (средства), приемы, как модно сейчас говорить, информационной борьбы (войны), которая, к месту будет сказано, занимала достойное место и во времена египетских фараонов, и в Древнем Китае и т.д.

Считаю целесообразным, подводя итог своим размышлениям, предложить такие варианты разработки Концепции-99:

1. В основу завершения разработки Концепции-99 положить текст действующей Концепции национальной безопасности РФ с внесением в нее предложений, сформулированных в данной статье, предложений других авторов (организаций).

2. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность России. В соответствии с этим положением вопросы обороны нашей страны определены Федеральным законом "Об обороне" (1990 г.).

Вполне правомерно разработать и федеральный закон "О национальной безопасности Российской Федерации", в котором были бы отражены основные положения по обеспечению национальной безопасности России (как и в Законе "Об обороне").

Первый вариант наиболее приемлем для конца XX - начала XXI вв.; второй может стать одним из важных звеньев законодательной деятельности вновь избранной государственной Думы России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
175
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
293
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
212
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
114

Другие новости