0
865
Газета Концепции Интернет-версия

04.02.2000 00:00:00

Губительный анархо-бюрократизм

Владимир Кудашкин

Об авторе: Владимир Васильевич Кудашкин - кандидат юридических наук.


В РОССИИ два с половиной года назад была стремительно сформирована модель государственного управления экспортом вооружений и военной техники президентско-правительственного типа, правовую основу которого составил Указ президента РФ от 20 августа 1997 г. # 907 "О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами".

Суть принятой концепции состояла в обеспечении прозрачности и подконтрольности государству всей сферы военно-технического сотрудничества (ВТС) при полной хозяйственной самостоятельности субъектов, осуществляющих внешнеторговую деятельность.

Созданная институциональная структура государственного управления характеризовалась децентрализацией воздействий на внешнеторговую деятельность субъектов ВТС и отказом от принципа единого руководства. Органом, аккумулирующим в себе все компоненты государственного управления, стало правительство РФ.

Опыт реализации президентско-правительственной модели позволяет констатировать, что при отсутствии полноценной правовой базы государственная монополия в сфере ВТС вылилась в административный произвол со стороны органов, регулирующих, координирующих и контролирующих внешнеторговую деятельность. Данный тезис подтверждается следующими примерами.

Указом президента РФ от 14 мая 1998 г. # 556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" правительству РФ поручено обеспечить проведение организационных мероприятий, направленных на осуществление правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении государственных контрактов. В результате реализации данного указа было создано Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Минюсте России (ФАПРИД). Это агентство само расширило свои полномочия и обязало всех субъектов ВТС заключать с ним договоры для проведения экспертизы всех вывозимых из РФ товаров, а не только произведенных по государственным контрактам. Обосновывается это необходимостью контроля за экспортом результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации.

Однако в соответствии с действующим гражданским законодательством проверка патентной чистоты не является обязанностью субъекта хозяйственной деятельности в ходе коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности. Подобная проверка в силу реализации принципа автономии воли субъекта (п.1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ) находится в ведении этого субъекта и применяется по его усмотрению для предотвращения ущерба собственным имущественным интересам при гражданском обороте объектов интеллектуальной собственности.

Понуждение хозяйствующих субъектов осуществлять проверку патентной чистоты в форме заключения соответствующих договоров с ФАПРИД противоречит п.1 ст. 421 ГК РФ, в соответствии с которым правовым основанием такой обязанности может быть только федеральный закон.

Характерными примерами неоправданного государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность субъектов ВТС являются постановления правительства РФ от 2 октября 1999 г. # 1109 и от 20 ноября 1999 г.

# 1273. Первым из них (носящим название "Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти военно-технического сопровождения и контроля разработки, производства и поставок продукции военного назначения") безосновательно изменен порядок осуществления ВТС и установлены дополнительные полномочия Минобороны России. Между тем в соответствии со ст. 9 Закона о ВТС подобные решения может принимать лишь президент РФ.

В результате произошло неоправданное вмешательство государственных органов во внешнеторговую деятельность субъектов ВТС на этапах рекламно-выставочной, маркетинговой деятельности, при проведении переговоров и подписании контрактов. Контроль за подобной деятельностью в соответствии с Указом президента РФ от 6 сентября 1999 г. # 1164 должен был осуществляться исключительно посредством предоставления инозаказчикам информации, касающейся тактико-технических характеристик продукции военного назначения или основных параметров НИОКР в объеме, предварительно согласованном с Министерством обороны России. Упомянутое постановление сферу контроля существенно расширяет. Отныне все перечисленные действия субъект ВТС должен осуществлять только совместно с представителями Минобороны России, причем передача сведений военно-технического характера и подписание контрактов не может происходить без участия этих представителей.

В соответствии с постановлением правительства РФ от 20 ноября 1999 г. # 1273 "О некоторых мерах государственного регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" объектом государственного контроля стал момент появления прав и обязанностей по внешнеторговым контрактам в отношении продукции военного назначения, который определяется исходя из общих принципов гражданского права соглашением сторон (ст. 421 ГК РФ). В соответствии с федеральным законом автономия воли в этом вопросе может быть ограничена введением государственной регистрации контрактов (ст. 164 ГК РФ). В данном случае такое ограничение было введено постановлением правительства РФ, что противоречит ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ.

В целом приведенные примеры позволяют охарактеризовать современный этап ВТС как анархо-бюрократический, основанный на громоздкой малоэффективной системе государственного управления, которая не позволяет реализовать в полной мере экспортный потенциал оборонного комплекса страны. Дело осложняется перманентной борьбой различных политических группировок и федеральных ведомств за контроль над сферой военно-технического сотрудничества.

Очевидно, что существуют сферы, которые в силу специфики объекта государственного управления требуют отказа от классических схем руководства. В полной мере это относится к сфере ВТС, на протяжении уже девяти лет являющейся испытательным полигоном для государственно-управленческих экспериментов, существенно подорвавших военно-экспортный потенциал государства.

Анализ эволюции системы ВТС показывает, что наиболее приемлемой моделью является президентская модель управления военно-экспортной политикой российского государства. Именно такая модель может обеспечить восстановление позиций государства на мировом рынке вооружений и эффективное прохождение адекватных обстановке управляющих воздействий государства на все аспекты военно-технического сотрудничества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
617
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
628
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
852
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
604

Другие новости