0
1354
Газета Концепции Интернет-версия

17.03.2000 00:00:00

Кризис ВПК: подмена понятий

Алексей Шулунов

Об авторе: Алексей Николаевич Шулунов - первый вице-премьер Лиги содействия оборонным предприятиям.


Сборка космического аппарата в НПО прикладной механики. По мере развития "реформ" подобную картину все реже можно наблюдать в цехах предприятий российского ВПК.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
В "Независимом военном обозрении" (# 49, 1999 г.) опубликована статья лидера блока "Единство" Сергея Шойгу "Новая идеология для оборонного комплекса" о новой роли оборонной промышленности, в которой автор попытался сделать глубокие выводы о причинах плачевного состояния и путях выхода из сложившегося положения.

Оказывается, все просто - необходимо вывести милитаризованный дух, сделать некоторые представления в ОБСЕ, совершить еще кое-какие несложные комбинации - и дело решено.

За девять лет разброда и нелогичности поведения в отношении оборонного комплекса страны, более слабой и беспомощной попытки обрисовать проблему выхода из кризиса, на мой взгляд, не было. Тщательный анализ ситуации и допущенных ошибок не проведен, нет предложений о мерах по исправлению положения, сложнейшие проблемы проигнорированы. Главное осталось за кадром, а первые впечатления выданы за истину в последней инстанции.

Например, автор утверждает, что среди военных и работников ВПК довольно популярна версия о международном заговоре против России с целью уничтожить ее военный и научно-технический потенциал. При этом нельзя сказать, что эта версия вовсе не имеет под собой оснований, развивает свой тезис Сергей Шойгу. Безусловно, до тех пор пока армия и ВПК России представляют потенциальную угрозу для всех без исключения государств мира, не только для Запада, было бы наивно ожидать, что не будут предприниматься усилия со всех сторон с целью ослабить российскую науку и высокотехнологическую промышленность. Но для того и существует государство в целом и его спецслужбы, чтобы отражать такого рода устремления, резюмирует господин Шойгу.

Не могу не парировать: никто Россию не разваливает, все, что в стране делается (в том числе приватизация ОПК в 1992-1995 гг. с помощью советников ЦРУ в Госкомимуществе), делается руками нас самих: высшего политического руководства страны (тезис - "у нас нет врагов"); правительства ("рынок все сам расставит на свои места"); высшего военного руководства и законодательной власти; руками некоторых недалеких директоров предприятий, взявших пример с коррумпированных представителей высших структур.


ПОТЕРЯННЫЕ ГОДЫ

Положение оборонно-промышленного комплекса при многократном снижении военного заказа, полностью свернутом гражданском производстве из-за отсутствия оборотных и кредитных средств, а также невозможности конкурировать на внутреннем рынке товаров, к концу 1999 г. обострилось до предела. И дело не в духе милитаризма, а в отсутствии государственной политики, проводившейся в стране последние 9 лет.

Прежде чем говорить об оборонном комплексе, путях его реформирования и дальнейшей судьбе, необходимо поставить перед ним стратегические задачи, вытекающие из политики государства.

Главнейшая составляющая внутренней политики - постановка задач в области национальной безопасности: военной, экономической, технологической, продовольственной и других. Рассмотрим военную составляющую.

Задачи оборонно-промышленного комплекса возникают не сами по себе. Они обозначены и закономерно вытекают из таких документов, как концепция национальной безопасности, военная доктрина, планы реформы Вооруженных сил и долгосрочная Программа вооружения. Также задачи возникают и при определении технических и технологических долгосрочных целей, планов научно-технического развития (хотя бы "критических технологий"), структурной политики (на длительный срок), при решении вопросов военного и военно-технического сотрудничества со всеми странами, прежде всего СНГ, и при распределении выделенных финансовых ресурсов. Важнейшим фактором является скоординированное управление всеми этими процессами. Перечисленные задачи чрезвычайно сложно решить даже в стабильно развивающемся государстве, что уж говорить о стране, в которой нет ни политической стабильности, ни нормативно-законодательной базы и т.п.

Базовым условием успешного выполнения этих государственных задач является постоянное управление на базе мониторинга, контроля и выработки решений по отклонениям, допущенным в ходе их реализации. Для достижения этой цели необходимо создание постоянно функционирующего органа. При этом необходимо помнить, что люди, работающие в ОПК и ставшие заложниками избыточности оборонного комплекса, не виноваты в том, что работали и продолжают трудиться на "почтовых ящиках".

Сергею Шойгу, как члену Совета безопасности РФ, должно быть известно, что практически ни одна из этих задач четко не поставлена и не выполнена до настоящего времени, а перманентно принимаемые решения по каждому элементу сложной системы между собой не согласованы и не реализуются. Например:

- в первые годы реформирования (1992-1995 гг.), а многие "идеологи" и до сих пор на этом настаивают, декларировалась идея, что у России нет врагов. Следовательно, необходимо не развивать и совершенствовать, а сокращать Вооруженные силы. Техники, созданной в СССР, хватит до 2010-2015 гг., значит, нет необходимости заниматься военной наукой, военно-технической политикой и развитием ВС РФ и ОПК. У многих проводников этой концепции есть еще более радикальные соображения: наш народ вообще не способен создавать культуру высоких технологий, удел России - сырьевой придаток развитых стран;

- за девять лет реформирования гособоронный заказ финансируется по остаточному принципу, а долгосрочная Программа вооружения отстает от утвержденного плана на 4 года (финансирование осуществляется на 15-20% уровня 1995 г.);

- программы конверсии 1993-1995, 1996-1997 гг. полностью провалены - их финансирование осуществлялось лишь на 11%. Также провалены целевые федеральные программы, в том числе президентские, например развитие гражданской авиации, а работа по программе поддержания "национальной технологической базы" практически не ведется;

- технологическая перестройка заводов (модернизация производства) и конструкторских бюро, являющаяся важнейшим фактором реформирования оборонного комплекса, не начиналась, так как основная составляющая структурной перестройки - техническое перевооружение - отсутствует. Деньги и капиталы ушли не в сектор про-

мышленности, а в западные банки и развивают чужое производство. Моральное и физическое старение основных фондов промышленности приобрело характер катастрофы;

- программа реструктуризации оборонного комплекса, принятая правительством в 1997 г., топчется на месте. Невозможно проводить реструктуризацию, не расчистив балансы предприятий, не обеспечив законодательно процессы реструктуризации. Энергичные попытки отдельных агентств провести реструктуризацию "силовым" методом вновь приведут к ошибкам;

- за последние 13 лет в стране проводится девятая перестройка высшего звена управления промышленностью, и если в 1987-1990 гг. это были поиски оптимальной структуры управления, то с 1992-го - метания, которые с каждым разом все более усугубляли положение дел. Представьте себе, что было бы с территориальными подразделениями МЧС при многократном переподчинении за 10 лет.

Решение всего спектра обозначенных и необозначенных проблем является стратегической задачей любого государства. Невнимание к этому отбросило оборонный комплекс на задворки экономической и технической жизни. Итогом стал системный кризис ОПК - финансовый коллапс, потеря сотен технологий. Наибольший урон был нанесен по кадровой позиции - в КБ, институтах и на заводах произошел массовый отток молодых и перспективных квалифицированных кадров.

К счастью, сегодня просматриваются принципиально верные подходы к преодолению проблем. Однако вопросы решаются робко и медленно, по сути, мы идем на ощупь методом проб и ошибок. Между тем в нашем распоряжении громадный опыт, накопленный во времена Советского Союза, современные наработки передовых стран Европы, Юго-Восточной Азии, Китая, США по широкомасштабным экономическим маневрам и перестройке промышленности.


ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛИ УПРАВЛЕНИЯ

По нашему мнению, на сегодняшнем этапе реформы ОПК необходимо ранжировать задачи по уровням решения: политический (президент), исполнительная власть (правительство и комиссия по военно-промышленным вопросам), законодательная власть (Госдума и Совет Федерации), субъекты Федерации, предприятия. Необходимо для каждого уровня выработать свои стратегические и тактические задачи. Как пример можно привести характерную задачу уровня исполнительной власти.

В течение длительного времени, из-за отсутствия специального подразделения в составе аппарата правительства выработка и реализация решений по вопросам национальной обороны и безопасности страны, по сути, были отданы на откуп министерствам и ведомствам. Могут сказать, что существует в правительстве департамент структурной перестройки ОПК, но его функции, а самое главное, "текучка" и нынешний кадровый состав не позволяют правильно организовать работу по выработке решений исполнительной власти. Руководство Минэкономики и Минобороны, занятое повседневной работой по макроэкономическим прогнозам и военными действиями (Таджикистан, Югославия, две чеченские войны), вопросами реформирования Вооруженных сил и сохранения высокой боеготовности, не в состоянии прорабатывать весь комплекс проблем, связанных не только с Программой вооружения, но и с фундаментальными исследованиями и технологическим отставанием России. Тем более что эти вопросы не являются прерогативой Минэкономики и Минобороны РФ.

В 1999 г. было принято принципиально верное решение о создании Комиссии по военно-промышленным вопросам (КВПК) под руководством премьер-министра, назначен вице-премьер и созданы агентства, отвечающие за комплекс проблем ОПК и другие жизненно важные вопросы силовых структур. Однако конкретные решения о функциях комиссии оставляют впечатление незавершенности. Комиссия как высший орган исполнительной власти страны по вопросам военно-технической политики не имеет рабочего органа, следовательно, от диктата министерств и ведомств мы пришли к диктату чиновников. На наш взгляд, необходимо создать обособленный секретариат комиссии, занимающийся организационными вопросами, создать аналитическое управление военно-технического и научно-технического развития при председателе комиссии под руководством освобожденного заместителя председателя (в ранге министра). Основными задачами управления должны стать выработка приоритетов и механизмов реализации концепции национальной безопасности и военной доктрины, решений президента и Совета безопасности РФ, других высших политических установок по вопросам национальной обороны, включая вопросы военного строительства, оснащения ВС, концептуальных вопросов Программы вооружения и других жизненно важных решений, лежащих на стыке военной науки и промышленности.

Управление должно обеспечить увязку и координацию:

- современных тенденций и уровня развития вооружения и военной техники ведущих стран;

- технического состояния и уровня оснащения современной техникой ВС РФ;

- планов фундаментальных исследований и Программы вооружения, включая вопросы модернизации ВВТ;

- соответствия технологического уровня промышленности для создания вооружения и военной техники новых поколений;

- развития так называемых критических технологий;

- проблем наращивания машинно-технического экспорта и валютозамещающих технологий;

- целевых федеральных программ конверсии и реструктуризации ОПК;

- контроль выполнения текущих планов и принятых решений.

Все эти вопросы перед вынесением на соответствующий уровень принятия решения должны проходить экспертизу и готовиться, как правило, в аппарате комиссии.

При управлении необходимо в качестве консультативного органа создать на общественных началах несколько групп по разным направлениям техники. В них должны входить представители промышленности и силовых структур для глубокой проработки вопросов по тематике КВПК, подготовки материалов и экспертных заключений для заседаний Научно-технического совета и комиссии.


РАСЧИСТКА ФИНАНСОВЫХ ЗАВАЛОВ

Что касается решения финансовых вопросов оборонного предприятия, то здесь хотелось бы показать участие всех уровней управления - от политического до руководителей предприятия.

Вопрос погашения задолженности за 1995-1999 гг. за выполненный гособоронный заказ в настоящее время является серьезной проблемой для страны и бюджета не только с точки зрения изыскания средств и механизмов расчета. Громадная проблема - отсутствие достоверных данных о структуре задолженности, а это, в свою очередь, связано с отсутствием четкой законодательной базы и подзаконных актов. Получается, что у семи нянек - Минобороны, Минфина, Минэкономики и отраслевых агентств - дитя без глазу. Парадоксально, но факт, что, называя примерно одинаковые цифры, никто не зрит в корень. То есть никто не знает структуры задолженности, а это приводит к принятию принципиально неверных решений в масштабах страны. К ним можно отнести, например, целевые зачеты 1999 г. или вышедший в январе того же года Указ президента #116 по расчетам с пенсионным фондом и амнистии начисленных пени и штрафов. У оборонного комплекса в целом задолженность перед пенсионным фондом равна астрономической сумме - 10 млрд. руб., а пени вдвое больше. Безусловно, преодолеть эту проблему с помощью Указа #116 невозможно. Решения, принятые на основе неточных исходных данных, дискредитируют принявших решение, а нас всех отбрасывают назад, обрекая тысячи предприятий и миллионы занятых в военном производстве людей на преодоление дополнительных трудностей. При наличии достоверных цифр по видам задолженности совершенно спокойно и смело можно выработать кратко-, средне- и долгосрочные механизмы решения проблемы, которые могут быть предложены коллективам предприятий ОПК и профсоюзам.

В 1999 г. к предприятиям, выполняющим гособоронный заказ и имеющим весь букет задолженностей (дебиторских, т.е. долгов государства, и кредиторских - всем, кроме федерального бюджета, которые регулярно гасятся через зачеты), ужесточены карательные меры "мытарей" со стороны органов исполнительной власти, коммунальных и других служб, а также надзорных органов прокуратуры. В Москве проводятся тотальные проверки предприятий, возбуждены десятки уголовных дел по фактам неуплаты в пенсионный и дорожный фонды. В настоящее время в целом по России возбуждены десятки дел по несостоятельности и банкротствам, от предприятий РАО ЕС и другим службам. Но это можно было предвидеть, так как еще 200 лет назад Ломоносов открыл закон сохранения вещества, в нашем случае - финансов: то, что не получено от бюджета, рано или поздно должно было где-то всплыть в виде кредиторской задолженности. Так где же эти семь нянек, которые, не рассчитавшись с предприятиями, должны были предусмотреть возникшие сегодня вопросы? Только не сегодня их надо было решать, а когда стало ясно, что эти вопросы неизбежно возникнут. Автор этих строк, пройдя через унизительную процедуру допросов, потеряв громадное количество времени и нервов, понял, насколько глубоко мы отброшены от комплексного подхода и координации усилий при решении задач, ОПК. Но есть и другая сторона медали - сотни тысяч напрасно потерянных человеко-дней.

К этому вопросу примыкает еще целый ряд проблем, связанных с государственным оборонным заказом, но напрямую не относящихся к нему - потери предприятий, так называемая незавершенка, которая, по разным оценкам, колеблется от 4 до 60 млрд. руб., вопросы индексации задолженности, платежей за пользование кредитом, полученным от оборонных предприятий в виде непогашенной задолженности за многие годы и т.д.

Все эти моменты не способствуют быстрой трансформации оборонного комплекса, наоборот, катастрофически его замедляют или отбрасывают назад. Мы топчемся на месте, а весь Запад и Восток помимо информационной революции провели еще и структурную революцию в течение 1995-1998 гг. Значит, наше вхождение в международное разделение труда значительно осложнится, и теперь уже нашим потомкам придется этот вопрос решать.

К сожалению, до настоящего времени ни один стоящий последовательно перед всеми составами правительства вопрос финансовых проблем ОПК с 1992 г. не решен, и сложность его не в отсутствии средств, а в упорном нежелании навести порядок в этой области.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1055
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
744
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
362
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
506

Другие новости