0
2583
Газета Концепции Интернет-версия

31.03.2000 00:00:00

Государство отдаст долги


Срочно нужна разработка долгосрочной стратегии, чтобы в первую очередь направить развитие ВПК в оптимальное для экономики и для безопасности государства русло. И здесь невозможно переоценить роль военной науки. Она не должна ограничиваться теорией собственно вооруженной борьбы.

Разработка военной стратегии - это дело государственного, а не ведомственного масштаба. И Верховному главнокомандующему, и Совету безопасности страны должны поступать предложения по-настоящему системного характера.

Только на этой основе можно поставить задачи для оптимального развития военно-промышленного комплекса страны.

Несмотря на все потери переходного периода, страна еще обладает громадным научно-техническим и промышленным потенциалом. Его вполне достаточно и для поддержания высокой боевой готовности стоящих на вооружении образцов военной техники, и для оснащения Российской армии новейшими видами вооружения, не имеющими пока аналогов в мире.

Однако на ногах российского ВПК еще до сих пор весьма серьезные гири.

Во-первых, огромная избыточность производственных мощностей чисто оборонного назначения. Во-вторых, долги государства. В-третьих, недостаточное финансирование мобилизационных мощностей. В-четвертых, отсутствие должной государственной поддержки конверсии.

Денег на все это у государства, конечно, нет. Более того, даже если бы и нашли эти деньги, то они все равно не пошли бы на пользу.

К сожалению, внутреннее состояние экономики многих оборонных предприятий еще не готово к обеспечению полноценной жизнедеятельности в рыночных условиях. Выделенные средства часто используются неэффективно, иногда на поддержание устаревших заделов. Но не надо мои слова воспринимать как отказ государства платить по своим долгам. Наоборот, эту работу мы продолжим и завершим.

Однако кредиторская задолженность многих оборонных предприятий даже без учета пени в несколько раз превышает долги государственного бюджета. Поэтому нельзя обеспечить дееспособность предприятий, производственных и научных объединений одним только погашением долгов. Нужна наша совместная кропотливая работа, требующая должной квалификации в области экономики, финансового анализа, маркетинга и так далее. Государство будет вам помогать в этой работе, но это мы должны сделать только совместно.

В частности, будут приняты совместные меры правительства России и Банка России по стимулированию кредитования инвестиционных проектов и инвестиций в основной капитал, и одновременно будет оказана помощь по выходу российской оборонки на новые рынки.

Сегодня оборонные предприятия - это сложные системы не только производств, но и организаций. К сожалению, типичная картина выглядит так. Все долги и убытки копятся на базовом, как правило, государственном предприятии, а весь приносящий прибыль бизнес выводится в дочерние юридические лица, а иногда и вовсе в неведомые структуры. Вы, как люди государственные, не можете не понимать, что это, мягко говоря, неправильно. Мы вместе еще раз должны проанализировать, что происходит, и порядок навести соответствующий.

Государство должно взаимодействовать с предприятиями ВПК не только экономически и финансово, а в целом, комплексно. На что бы мне хотелось обратить внимание?

Первое. Необходимо совершенствовать механизм государственного оборонного заказа. Нужно исключить дублирование в деятельности аппаратов ведомств - государственных заказчиков. В настоящее время это Минобороны, МВД, ФПС, ФАПСИ, ФСБ, МЧС и другие. При этом доля Минобороны России в заказе составляет примерно 88%.

Нам нужен единый государственный заказчик. В самое ближайшее время мы встанем перед проблемой унификации вооружений и военной техники. А при таком многообразии заказчиков это практически невозможно будет сделать.

Второе. Необходимо завершить инвентаризацию предприятий оборонной промышленности. Сначала выделить те, которые и в перспективе будут выполнять отвечающий потребностям страны оборонный заказ, работать в условиях высоких технологий будущего, а затем определить четкий механизм государственной поддержки таких предприятий.

Третье. Вооружения и военную технику рано или поздно приходится утилизовать. До сих пор у нас нет действенной системы управления этим процессом. На этапе НИОКР необходимо разрабатывать не только само оружие, но и технологию его последующей утилизации. Будет дешевле намного и эффективнее.

Четвертое. Перед ВПК стоит задача сокращения времени внедрения новейших технологий в производство гражданской продукции. Но это уже вопрос конверсии. Не только для акционерных обществ, но и для государственных предприятий ВПК это важный резерв спроса.

Пятое. На наш взгляд, очень важное. Недостаток или отсутствие государственного финансирования не является поводом для утечки наукоемких технологий за рубеж. Теперь бюджет свои обязательства выполняет. А потому и спрос за утечку технологий будет строже.

Шестое. Мобилизационная готовность предприятий значительно снизилась в основном из-за массовой изношенности основных фондов оборонных предприятий. В промышленности безвозвратно утеряно примерно 300 технологий производства вооружений.

Поэтому необходимо разработать план конкретных мероприятий по переоснащению основных фондов ключевых заводов, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности России, и мобилизовать для этого все необходимые ресурсы.

Седьмое. С 1996 года средний возраст работников ВПК увеличился с 47 до 58 лет. Задача, которую надо решать немедленно, - это создание условий для привлечения в ВПК молодых специалистов.

Восьмое. Как и по каким критериям расходуется валютная выручка предприятий ВПK? Если проанализировать финансовое состояние российских экспортеров вооружений и военной техники и предприятий, работающих на удовлетворение внутренних потребностей, то разница будет небольшая. Очень часто деньги расходуются неэффективно, нерационально и не на главном направлении.

Девятое. У нас отсутствует целостная система управления качеством выпускаемой продукции. Никто не отвечает за конечный продукт производства. Поэтому так часты выходы из строя техники, аварии и катастрофы из-за производственных дефектов. "Гарантийная ответственность не действует". Это прямая речь министра обороны.

Десятое. Давно наболевшая проблема - банкротство предприятий ВПК. Существующее законодательство не содержит специального правового регулирования этих вопросов. Отсутствует и четкий контроль в системе управления государственной собственностью оборонных предприятий.

Необходимо законодательно закрыть это белое пятно. Предприятия ВПК должны быть надежно защищены от недобросовестных коммерческих структур, желающих установить контроль над их деятельностью или получить собственную часть наиболее ликвидных их активов. Это в основном проблема правительства.

Нужны поправки в Закон о банкротстве. Речь об особом законодательном регулировании этой сферы должна идти только относительно предприятий оборонного комплекса, исключительно казенных предприятий, которые являются государственными, уникальными. Государство должно себя защитить, но по очень узкой, небольшой группе, даже в отрасли ВПК.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
603
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
667
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
949
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
777

Другие новости