0
1368
Газета Концепции Интернет-версия

18.05.2001 00:00:00

Денежное содержание военных повысится в "разы"

Тэги: Совбез, денежное, содержание, военнослужащие


Затратив почти год на выяснение облика будущих Вооруженных сил России, Совбез, наконец-то, задумался над главным вопросом их существования - социальной защитой военнослужащих и членов их семей. Положение катастрофическое, армия тает на глазах не потому, что планово сокращается, а потому, что самопроизвольный отток молодых перспективных кадров разрастается прогрессирующими темпами. Из-за бытовых неурядиц большинство военнослужащих находится сегодня в состоянии социального дискомфорта, а зачастую, можно говорить, и за гранью нищеты.

На заседании Совбеза, прошедшем 11 мая и рассматривавшем вопросы социальной защиты военных, президент Владимир Путин высказался вполне определенно: реализация предложений по улучшению дел в этой сфере потребует нескольких миллиардов рублей, но "откладывать нельзя". Речь уже не идет о том, делать это или нет, а о сроках, уточнил он.

ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

По данным мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, начиная с 1999 г., среднедушевой прожиточный минимум в стране за прошлый год вырос более чем на 34%, а доход среднестатистической семьи военнослужащего почти вдвое меньше - на 19,6%. При этом, уровень инфляции составил 22%. В результате - почти половина семей офицеров по денежным доходам опустилась ниже уровня прожиточного минимума (см. схему 1).

Складывается парадоксальная картина, когда стоимость льгот и компенсация для военнослужащих (сегодня в среднем - почти 1700 руб.) приближается к уровню собственно денежного довольствия (2600 руб.) В связи с этим можно с достаточной долей вероятности спрогнозировать, что реформирование льгот и компенсаций военнослужащих без адекватного повышения размеров их денежного довольствия еще более обострит социальные проблемы Вооруженных сил.

В ходе заседания Совбеза наиболее целесообразным путем решения проблемы совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих признано установление окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в размерах не ниже уровня должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностным окладам за квалификационные разряды соответствующих категорий федеральных государственных военнослужащих (см. схему 2).

Нововведение планируется учредить в два этапа: с 1 января 2002 г. устанавливаются оклады по воинским должностям применительно к должностным окладам федеральных государственных служащих, а еще через год устанавливаются оклады по воинским званиям военнослужащих применительно к размерам надбавок за квалификационный разряд федеральных государственных служащих (см. схему 3).

Кроме того, в целях повышения уровня денежного довольствия военнослужащих в связи с особым характером военной службы предлагается в течение 2003-2010 гг. провести мероприятия, позволяющие установить размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, превышающие в полтора раза размеры надбавок за квалификационный разряд федеральных государственных служащих, а по воинским должностям - превышающие в два раза размеры должностных окладов федеральных государственных служащих. Все это позволит увеличить денежный доход военнослужащих еще в 1,6-2 раза.

Однако, дополнительные средства будут найдены не только за счет уменьшения штатной численности офицерского корпуса на объявленные 360 тыс. человек, а и за счет некоторых перерасчетов в действующей системе денежных выплат. Отменяется пенсионная надбавка и денежная компенсация взамен удерживаемого налога на доходы с физических лиц, планируется изменить порядок определения размеров некоторых дополнительных выплат, устанавливаемых законодательством. Так, единовременное денежное вознаграждение по итогам года и премия за образцовое выполнение воинского долга будут исчисляться только из оклада по воинской должности, то есть без учета оклада по воинскому званию. В целях снижения нагрузки на федеральный бюджет предусматривается также подготовка соответствующих предложений по изменению порядка исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим военную службу. Понятно, что больше всего от этой реформы выигрывают младшие офицеры, им до пенсии далеко.

Как было заявлено на Совбезе, реализация этой программы начнется уже при составлении бюджета на следующий 2002 г.

Другие социальные вопросы остались менее разработанными в материалах Совбеза.

ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС

Принимаемые государством в 1993-2000 гг. меры не позволили коренным образом изменить ситуацию с обеспечением жильем военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

Установленные законодательством меры по обеспечению военнослужащих в период прохождения ими военной службы по контракту служебными жилыми помещениями и лишь после выполнения условий контракта - постоянными квартирами, без создания надежного экономического механизма обеспечения выполнения гарантий со стороны государства привели только к замораживанию данной проблемы.

По данным Главного управления воспитательной работы, количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет около 170 тыс., из них 95 тыс. - бесквартирные. Кроме того, 160 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы, ожидают получения жилья по избранному после увольнения месту жительства (см. схему 4).

Специалисты полагают, что сохранение финансирования строительства жилья на нынешнем уровне не позволит в 2001-2010 гг. изменить положение с решением этой острейшей проблемы в Вооруженных силах (см. схему 5).

В ближайшие годы требуется сформировать новую систему обеспечения жильем "государевых людей" с тем, чтобы после 2010 г. жилье военнослужащим для постоянного проживания после завершения службы предоставлялось не в "натуральном виде", а в денежном эквиваленте с учетом сроков службы и достигнутого служебного положения. В период прохождения службы по контракту военнослужащие должны обеспечиваться служебными жилыми помещениями, но сегодня это дело не идет, поскольку служебный фонд формируется по остаточному принципу.

Новая система обеспечения постоянным жильем при увольнении, основанная на принципах постепенного накопления средств, должна позволить гарантированно и своевременно предоставлять адресные субсидии военнослужащим, которые в период прохождения военной службы обеспечиваются для проживания служебными жилыми помещениями. При этом размер таких субсидий должен зависеть от качества и количества военной службы.

Это предложение можно было бы осуществить в рамках государственного жилищного страхования военнослужащих, когда накапливаемые деньги образуют к моменту увольнения резерв, достаточный для приобретения жилья.

Требует совершенствования порядок реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты". Основной целью данной программы является обеспечение в 1998-2002 гг. жильем 210 тыс. военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Однако из-за ограниченных возможностей федерального бюджета было выпущено всего 56 тыс. ГЖС или 42% от заданий программы.

Вместе с тем в последнее время имеет место тенденция к сокращению количества желающих участвовать в программе из-за несоответствия некоторых ее положений действующему законодательству.

С целью повышения привлекательности программы, усиления социальной защищенности ее участников предлагается осуществить корректировку нормативной правовой базы программы "Государственные жилищные сертификаты", уточнить ее параметры и продлить срок ее действия до 2010 г.

Тем более, что государственный жилищный сертификат является практически единственной возможностью решения проблемы обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и ожидающих получения жилья по избранному месту жительства.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Серьезные проблемы накопились в области медицинского обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей. Крайне недостаточно финансирование военной медицины, составляющее треть от потребности. Износ же материальной базы и парка лечебно-диагностического оборудования достиг уровня в 80%. Возникло противоречие между задачами, которые должна решать военная медицина, и ее возможностями по обслуживанию около 7,6 млн. человек, имеющих законодательное право на получение медицинской помощи (см. схему 6).

Несмотря на сокращение Вооруженных сил, количество обслуживаемых военной медициной лиц продолжает увеличиваться за счет роста числа ветеранов, расширения льготных категорий граждан. При этом доля военнослужащих продолжает снижаться, достигнув в 2001 г. 20%.

Реальные возможности военно-медицинских учреждений позволяют охватить медицинской помощью в полном объеме только военнослужащих. При этом около 50% ветеранов и более 70% членов семей не могут реализовать свое законное право на получение в системе военного здравоохранения медицинской помощи и льготное лекарственное обеспечение (см. схему 7).

И тем не менее Совбез прошел мимо этой проблемы, в какой-то мере понятно: ставка делается на молодых офицеров, но и им, и членам их семей требуется медицинская помощь. Рано или поздно она станет необходимой. Более того, молодые офицеры видят, каково отношение к старшим товарищам и делают свои выводы.

К сожалению, без должного внимания со стороны государства остались семьи военнослужащих, погибших в Чеченской Республике в 1994-1996 гг., что вызывает справедливое недовольство и обоснованные многочисленные обращения в органы государственной власти. В ближайшее время следовало бы усовершенствовать законодательную базу социальной защиты участников боевых действий. Давно необходимо в закон "О ветеранах" внести дополнения, распространяющие социальные гарантии, установленные для ветеранов боевых действий, на участников боев в Чеченской Республике.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

В связи с принятым решением о значительном сокращении до 2005 г. штатной численности Вооруженных сил, актуализировалась проблема социальной адаптации увольняемых военнослужащих. Однако средств на эти цели практически никогда не выделялось даже не смотря на соответствующее постановление правительства в 1998 г. Как ни странно, миллионы долларов выделяли иностранные организации, в том числе министерство обороны Великобритании. Впервые на второе полугодие 2000 г. по этой программе родное Отечество ассигновало 23,95 млн. руб., этих денег хватило только 4-5% нуждающимся в этом военнослужащим.

Эти проблемы также поднимались на Совбезе, но на одном заседании их не решить. Требуется государственная программа социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы на 2002-2005 гг., а также средства, и немалые. Отмахиваться от зарубежной помощи тоже вряд ли целесообразно. Финансирование этих и других проблем через призму госбюджета следующего года правительство намерено рассмотреть на своем заседании уже 24 мая.

P.S. Совет Федерации 16 мая одобрил Федеральный закон "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Эта статья регламентирует порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием. Новая редакция предоставляет президенту России право по согласованию с правительством устанавливать размеры окладов по воинским должностям и по воинским званиям. Ранее эти оклады устанавливались правительством РФ.

Согласно закону, оклады по воинским должностям и воинским званиям будут приравнены к должностным окладам и надбавкам за квалификационный разряд соответствующих категорий федеральных госслужащих. Этим же законом определена "привязка" военнослужащих к государственным служащим по порядку и срокам индексации или повышения окладов. Правительству РФ предписано законом во II квартале 2001 г. представить президенту предложения по размерам типовых окладов военнослужащих и в период 2002-2003 гг. осуществить их поэтапное введение. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
911
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1553
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1130
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
601

Другие новости