0
892
Газета Концепции Интернет-версия

25.05.2001 00:00:00

Под жестким командным контролем

Александр Агафонов

Об авторе: Александр Петрович Агафонов - заместитель ответственного редактора газеты СКВО "Военный вестник Юга России", полковник.

Тэги: армейская, печать, проблемы


Разговор о будущем армейской печати, начатый "Независимым военным обозрением", назрел давно. Тиражи военных СМИ уже несколько лет напоминают тоненькие ручейки, которые в любой момент могут перекрыть годами накапливавшиеся проблемы. Так что перспектива для армии остаться без собственных газет и журналов вполне реальна и без "козней" со стороны ответственного редактора "НВО" Вадима Соловьева.

Можно, конечно, найти этому немало оправданий и объективных причин, но факт остается фактом: читатели в погонах армейской печати предпочитают печать более раскрепощенную. То же "НВО", много раз критикуемую "Комсомолку" или популярные в стране "Аргументы и факты".

Впрочем, раскрепощенную - не значит легковесную. Как раз в наших военных изданиях легковесных материалов намного больше. И как ни больно признавать, профессиональный уровень сегодняшней военной журналистики с каждым годом падает.

Индивидуальных подписчиков у ведомственных военных газет и журналов совсем немного. Зато у них много начальников, убежденных, что качество печати зависит не столько от того, как редакции оснащены и кто в них работает, сколько от их места в структуре Вооруженных сил. Похоже, что в Министерстве обороны просто не знают, что делать с военной печатью, а потому то и дело предпочитают "ходить конем", переподчиняя СМИ то одной структуре, то другой.

МАНЕВРЫ

Вот и в прошлом году переподчинили, возложив непосредственное руководство армейскими газетами на Главное управление воспитательной работы Вооруженных сил. Сделано это приказом бывшего министра обороны России маршала РФ Игоря Сергеева. Того самого, который в 1997 г. и вывел военную прессу из подчинения ГУВРу.

Что же произошло? Почему под одним и тем же лозунгом совершенствования информационного обеспечения Вооруженных сил совершены прямо противоположные действия?

Три года назад обоснование управленческому маневру давалось простое. Мол, пресс-службе по природе своей положено работать с прессой. Вот и пусть работает. При этом во внимание не бралось: умеет она это делать или нет. Предполагалось, видимо, что научится.

Однако под "крышей" пресс-службы второго дыхания у военной прессы не открылось. В период ее руководства тиражи окружных газет упали до критического уровня, а ожидаемое реформирование свелось к простому сокращению численности журналистов да к снижению штатных категорий заместителя ответственного редактора и ответственного секретаря.

Сегодня тоже нет уверенности, что позитивные для военных газет и журналов изменения все-таки произойдут. Хотя бы потому, что судьба военных СМИ решается без всякого участия их коллективов, что, кстати говоря, противоречит положениям Закона РФ "О средствах массовой информации". И есть тому, с моей точки зрения, несколько причин.

Первая заложена в самой природе Вооруженных cил, где привыкли выполнять приказы не обсуждая. А потому старшие начальники несколько злоупотребляют своим служебным положением, не особо заботясь, чтобы их приказы не выходили за рамки существующего правового поля. На это, кстати, уже не раз обращала внимание военная прокуратура.

Вторая причина в незавершенности созданной в свое время нормативно-правовой базы для функционирования военных СМИ. К примеру, статья 18 Закона РФ "О средствах массовой информации" предполагает заключение между редакцией и учредителем договора, в котором, в частности, определяются их взаимные права и обязанности, а также ответственность, порядок и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров. Таких договоров Министерство обороны с редакциями учрежденных им СМИ не заключило. А редакционные уставы, поспешно принятые на общих собраниях журналистских коллективов, не включили в себя ряд важнейших положений и были утверждены в основном не учредителем (министром обороны), а издателями - командующими войсками округов. Так был упущен важный юридический момент для обретения военными СМИ реальной самостоятельности.

Тем не менее констатация данных фактов не меняет сути дела. Передача управления редакциями окружных газет от одной структуры к другой свершилась. И после этого было особенно важно устранить все нарушения существующего законодательства, определив как права учредителя, так и редакционных коллективов. К сожалению, Главное управление воспитательной работы ВС РФ пошло по другому пути. Оно уже создает дополнительные структуры, на которые предполагает возложить управление военными СМИ. Такое впечатление, что в ГУВРе в руках не держали Закон РФ "О средствах массовой информации", в котором четко определено, что "учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией". В настоящее время никаких промежуточных управленческих структур между учредителем и редакцией (за исключением издателя) редакционные уставы военных газет не предусматривают. Но раз структуры все-таки создаются, изменения уставов, видимо, не за горами.

Вполне возможно, что все происходящее - следствие правового нигилизма, распространенного в нашей стране. И еще - желания навязать свою волю журналистам, поставив их под жесткий административный контроль.

И все-таки хочется быть оптимистом. Перемены в системе военных СМИ действительно нужны. Слабую материально-техническую базу и давно устаревшую штатно-должностную структуру надо срочно менять. Но еще нужен и заинтересованный диалог между принимающими решения журналистами, чтобы найти оптимальный вариант реформ. Косметический-то ремонт хорош, когда здание новое, а когда потолок уже рушится - побелка не поможет.

В феврале 1999 г. я обратился в "Красную звезду" с предложением начать на ее страницах разговор о реформировании военной печати. Высказал и свои мысли на этот счет. Отреагировали на мою инициативу чиновники из пресс-службы Минобороны весьма странно. Их интересовало тогда только одно: с кем я свои предложения согласовывал? И ни слова по сути, будто бы проблемы не существует вовсе. Неудивительно, что по прошествии почти двух лет этот разговор начало уже "Независимое военное обозрение". Похоже, что вашему изданию предынфарктное состояние военных СМИ видится лучше, нежели руководству Министерства обороны.

ИСТОКИ

Некоторые причины кризиса военной печати лежат на поверхности. Здесь и неэффективность руководства, и слабая материально-техническая база редакций, и суженная тематика выступлений. Но, пожалуй, наиболее серьезная из причин - кадровая. Уже сейчас во многих редакциях не хватает высококвалифицированных журналистов. И с каждым годом проблема становится все острее.

О том, что привело к тревожной ситуации - разговор особый. Думаю, сегодня мы пожинаем плоды развала отлаженной в Советском Союзе системы многоэтапной подготовки и отбора военных журналистов. Ведь, если раньше выпускник факультета журналистики попадал сначала в многотиражную газету, то теперь сразу в окружную, а то и центральную. Дивизионные и армейские газеты за редким исключением сокращены. И уже нет многоэтапного профессионального отбора и совершенствования военных корреспондентов. В редакции окружных газет начался приток не успевших отточить журналистское перо кадров.

Впрочем, лично я сокращение дивизионных и армейских газет приветствую. Убежден, что они - вчерашний день военной печати. Но нельзя было изменять отлаженную систему простым сокращением. Требовалось нестандартное решение, которое, к сожалению, найдено не было.

ПУТИ ВЫХОДА

В феврале 1999-го рискнул предложить один из вариантов. За счет 50-процентного сокращения штатной численности и объема окружных газет обосновал создание редакций региональных выпусков "Красной звезды". При этом окружные газеты становились бы по своей тематической направленности молодежными, ориентированными на солдат и курсантов. Региональные выпуски "Красной звезды" удовлетворяли бы читательские запросы офицеров и членов их семей.

Так без значительных затрат выстраивалась бы новая цепочка подготовки и отбора журналистских кадров: факультет культуры и журналистики Военного университета МО РФ - редакции окружных газет - редакции региональных выпусков "Красной звезды" - редакция "Красной звезды" в Москве. Но главное - перед журналистами возникала заманчивая перспектива творческого и служебного роста без обязательного перевода в столицу.

Можно пойти и по другому пути. Позиция ответственного редактора "НВО" заслуживает уважения уже тем, что за ней - реальный опыт создания независимой массовой военной газеты. И все же правы, с моей точки зрения, начальник отдела СМИ ГУВРа полковник Анатолий Дергилев и корреспондент "Красной звезды" Владимир Мохов, говоря о том, что объективно написать об армейских проблемах проще человеку, знающему их изнутри, имеющему соответствующую подготовку. Кстати говоря, не в этом ли и одна из главных составляющих успеха "Независимого военного обозрения", в котором трудятся три выпускника Военной академии Генштаба, бывший главный штурман ВМФ, кандидаты наук и ветераны почти всех военных конфликтов последнего времени?

Есть и иные варианты. Нет лишь ясности, по какому пути пойдет реформирование системы военных СМИ. Если, конечно, вообще пойдет, а не будет подменено обычным сокращением сотрудников или простым переименованием редакций в редакционно-издательские центры. Прав, думаю, Вадим Соловьев, говоря о туманном будущем ведомственной военной печати. И все же не стал бы рушить до основания созданную многими поколениями систему. Она нужна армии, так как и сегодня поднимает темы, мимо которых проходят другие издания. А увеличить тиражи вполне реально. Только вот опять все упирается в кадры. В том числе и руководящие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
486
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
499
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
643
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
481

Другие новости