0
1378
Газета Концепции Интернет-версия

14.12.2001 00:00:00

Выбор за президентом

Эдуард Воробьев

Об авторе: Эдуард Аркадьевич Воробьев - депутат Государственной Думы РФ, генерал-полковник запаса; Ефим Яковлевич Любошиц - кандидат технических наук, полковник в отставке; Евгений Юрьевич Хрусталев - доктор экономических наук, профессор, полковник запаса; Виталий Иванович Цымбал - доктор технических наук, профессор, полковник в отставке.

Тэги: армия, профессионал, сокращения


Реформа

В конце 2000 г. последовали решения Совета безопасности РФ и Верховного главнокомандующего российскими Вооруженными силами, на основании которых были разработаны планы уменьшения численности военной организации России. Задача теперь состоит в том, чтобы сокращения не нанесли ущерба обороноспособности государства, возросли боевые возможности регулярных войск и сил флота за счет профессионализма военнослужащих.

Явных противников перехода к профессиональным в настоящее время у нас в стране уже очень мало. Все чаще слышится иное: реализация данного проекта упирается прежде всего в деньги, в некоторые неэкономические факторы, а также в сроки. Да и от президента РФ последовало твердое заявление о начале поэтапного перехода "к комплектованию армии на контрактной основе".

ОПТИМАЛЬНЫЙ ПУТЬ

Специалисты лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода (ИЭПП) и Академии проблем военной экономики и финансов сопоставили три варианта преобразования военной организации РФ в полностью профессиональную, которые хоть и формализовано, но без существенных искажений отражают известные в настоящее время политические позиции.

Первый вариант заключается в следующем. До 2004 г. проводится сокращение военной организации на 600 тыс. военнослужащих, в том числе Вооруженных сил - на 365 тыс. В этот период система комплектования рядовым и младшим командным составом остается неизменной, осуществляется только постепенная подготовка к реформе, которую предполагается завершить не ранее чем через 10 лет.

При осуществлении данного варианта в течение всего периода его проведения одна четверть рядового и младшего командного состава войск, служащая по призыву, будет пребывать в состоянии освоения своей военной специальности, либо готовиться к скорому увольнению в запас. Эта часть личного состава не может считаться полностью боеспособной. Кроме того, некоторую часть личного состава придется занять охраной и техническим обслуживанием резервного вооружения и военной техники.

Второй вариант. В определенном году, например, 2002-м, проводится последний осенний призыв на двухгодичный срок военной службы. А со следующего года освобождающиеся при увольнении в запас и несокращенные должности рядового и младшего командного состава замещаются людьми, добровольно заключившими контракт на прохождение военной службы с соответствующим силовым ведомством. Первое время это будут граждане РФ, ранее прошедшие военную службу по призыву, а также призванные и отслужившие в течение не менее шести месяцев.

Основной и заведомо известный недостаток этого варианта заключается в том, что при его реализации постепенно сократится численность мобилизационного резерва, наличие которого само по себе является существенным сдерживающим фактором. Вдобавок данный вариант не предусматривает подготовку всех военнообязанных граждан к выполнению их конституционного долга защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ).

Согласно третьему варианту предусматривается перевести на добровольную военную службу исключительно по контракту не все составляющие военной организации России, а лишь те войска и силы постоянной готовности, которые непосредственно обеспечивают военную безопасность страны (в дальнейшем эти войска и силы будем называть регулярными).

Подготовка мобилизационного резерва рядового и младшего командного состава при этом варианте будет проводиться за шесть, а в некоторых случаях - за восемь месяцев в центрах подготовки рядового и младшего комсостава (ЦПР), создаваемых на базе имеющихся учебных воинских частей, а также расформируемых и кадрированных воинских соединений и частей, баз хранения вооружения, военной техники и военного имущества, избыточных военно-учебных заведений.

Как показали исследования, перевод военной организации РФ на новую систему комплектования рядовым и младшим командным составом целесообразно совместить со сроком, отведенным президентом РФ на сокращение Вооруженных сил и других войск, выдержав также и решение о величине этого сокращения.

Самую оптимистическую программу перехода к новой системе комплектования можно построить так:

- осенью 2002 г. провести последний призыв в военную организацию РФ на двухлетний срок, объявив тем, кто будет призван, а также тем военнослужащим, которые были призваны ранее, новые льготные условия ее завершения (о них скажем ниже);

- в 2003 г. приступить к регулярным призывам в ЦПР, начиная с той численности, которую смогут принять ныне действующие учебные воинские части; в дальнейшем сеть ЦПР скорее всего придется расширить, оснастить в соответствии с современными методами обучения, особенно для подготовки наиболее дефицитных специалистов;

- в 2003 и 2004 гг. доукомплектовывать регулярные войска (силы) рядовым и младшим командным составом исключительно по контракту в соответствии с новым штатным расписанием, привлекая к добровольной военной службе только положительно аттестованных военнослужащих, отслуживших не менее 6 месяцев, в том числе выпускников ЦПР, а также военнослужащих запаса;

- в дальнейшем обучать военным специальностям в ЦПР основную часть молодежи, а регулярные войска комплектовать рядовым и младшим командным составом по контракту преимущественно из выпускников ЦПР.

ЦЕНА СОЛДАТА-ПРОФЕССИОНАЛА

Первоначально (см. таблицу 1) для каждого варианта была разработана рациональная программа постепенного изменения численности военнослужащих рядового и младшего командного состава по годам и полугодиям переходного периода.

Затем выполнялась финансово-экономическая оценка сопоставляемых вариантов реформирования. В качестве исходных данных брались следующие показатели.

Расходы на содержание одного военнослужащего рядового и младшего командного состава, по данным Главного оргмобуправления (ГОМУ) Генштаба (см. "НВО", # 38, 2000 г.), считались в среднем равными:

16 800 руб. в год (1400 руб. в месяц) - для служащего по призыву;

40 400 руб. в год (3370 руб. в месяц) - для служащего по контракту.

На основе опроса, проведенного специалистами ВЦИОМ, получен принципиально важный ответ: для привлечения молодежи на военную службу по контракту достаточно установить превышение уровня оплаты воинского труда военнослужащего-профессионала на величину около 3600 руб. в месяц сверх величины так называемых невыплачиваемых расходов на содержание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту (1839 руб. в месяц). Сюда включаются расходы на обмундирование, питание, жилье, проезд и пр. Заметим, что, согласно данным Госкомстата РФ, средняя начисленная заработная плата (СНЗП) в мае 2001 г., когда проводился опрос, была равна 3054 руб. в месяц. Следовательно, соотношение между рекомендуемой величиной выплат контрактнику или его денежным довольствием (ДД) и СНЗП на момент опроса равнялось 1,18. Возможно, что этой величины придется придерживаться и в будущем.

Ввиду того, что единовременное повышение ДД от нынешнего уровня до рекомендуемого (3600 руб. в месяц) по многим причинам не может быть осуществлено, была предложена следующая динамика выплат: уровень месячного ДД в период с 2003 по 2005 г. целесообразно ежегодно увеличивать приблизительно на 500 руб., а лицам, которые будут подписывать контракт, следует гарантировать такое ежегодное повышение расходов на их содержание.

Результаты расчетов требуемых расходов (миллионы рублей) на содержание рядовых, матросов, сержантов и старшин для каждого из рассматриваемых вариантов приведены в таблице 2. В отличие от вариантов 1 и 2 в предлагаемом третьем варианте были подсчитаны не только установленные законом расходы на содержание лиц рядового и младшего командного состава, но и другие дополнительные затраты. Предложения о подобных выплатах базировались на таких соображениях.

1) Несмотря на то, что у государства нет никаких юридически оформленных обязательств перед военнослужащими, которые своей двухгодичной службой по призыву обеспечат экономически рациональный переход к новой системе комплектования, мы считаем целесообразным поощрить их материально. Для этого в расчеты расходов были заложены выплаты увольняемым после двухгодичной службы по призыву. Они считались равными дополнительным выплатам контрактникам и распространялись на продолжительность службы в период перехода на новую систему комплектования;

2) При повышении денежного довольствия военнослужащих рядового и младшего командного состава, проходящих военную службу по контракту, необходимо исключить положение, при котором их денежное довольствие может превысить денежное довольствие офицеров. В период до 2005 г. это условие выполняется за счет принятых правительством РФ решений об увеличении денежного довольствия военнослужащих. Возможные выплаты офицерам, прапорщикам, мичманам и военным пенсионерам, представленные в предпоследней строке таблицы 2, посчитаны для случая, если кабинет министров по каким-либо причинам не выполнит уже принятого решения о приведении денежного довольствия военнослужащих к уровню, превышающему заработную плату государственных служащих.

НАИЛУЧШИЙ ВЫХОД

Как следует из анализа таблицы 2, расходы на содержание рядового и младшего командного состава при осуществлении второго варианта в 2,5 раза выше, чем при первом варианте, а при осуществлении третьего варианта в 2,1 раза выше, чем при варианте 1. Вариант 3 дешевле варианта 2 на 15 %. Даже в том случае, когда будут осуществлены дополнительные выплаты военнослужащим, которые будут уволены после двухгодичной службы, предлагаемый вариант дешевле второго.

Важно отметить, что при совмещении процессов сокращения ВС РФ и перехода к новой системе комплектования рядовым и младшим командным составом ежегодные затраты нарастают постепенно, что облегчает осуществление этого перехода.

Выводы по военно-экономическому сопоставлению трех вариантов оказываются такими:

первый вариант - самый дешевый - не решает проблему перехода к профессиональной армии в обозримой перспективе;

второй - самый дорогой - решает проблему перехода, но, как уже отмечалось, не обеспечивает поддержание мобилизационного резерва на таком уровне, который Генеральный штаб считает необходимым;

третий - предлагаемый, решая обе проблемы, требует умеренных суммарных затрат.

Всего дополнительные расходы на изменение системы комплектования, представленные в таблице 3, можно признать вполне посильными для экономики современной России.

Но ограничиваться только экономическими оценками, конечно же, нельзя. Главное, ради чего должна проводиться любая военная реформа, - обеспечение обороноспособности страны, парирование внешних и внутренних военных угроз, в том числе исходящих от международных террористических организаций. На наш взгляд, предлагаемый переход к новой системе комплектования обеспечит:

- повышение боеспособности войск (сил), снижение боевых и небоевых потерь, уменьшение количества аварий и катастроф, повышение сохранности военной техники и вооружений и сокращение расходов на их ремонт, - и все это потому, что все военнообязанные граждане пройдут обучение в специальных центрах, а затем будут служить достаточно продолжительное время в регулярных войсках как профессионалы;

- исключение зависимости укомплектованности регулярных войск от изменений демографической ситуации в стране. Это объясняется предлагаемым разделением двух систем: подготовки к военной службе и самой службы в регулярных войсках;

- поддержание численности мобилизационного резерва не ниже, чем на существующем уровне, вне зависимости от того, какой будет численность регулярных войск и сил.

Существенный вопрос: противоречит ли предложенный вариант недавнему поручению президента РФ разработать программу перехода к новой системе комплектования до 2004 г.? Нет, не противоречит. Если концепция такой программы будет разработана в первом полугодии 2002 г., а сама программа - к началу 2003 г., если в проект федерального бюджета на 2003 г. будут заложены средства на развертывания таких работ, то можно надеяться и на успех программы.

Таблица 1. Постепенное изменение численности военнослужащих рядового и младшего командного состава (в тыс. чел.)

Категории военнослужащих

На конец 2001

2002

2003

2004

2005

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

В среднем

В среднем

В среднем

В среднем

Первый вариант

Служащие 2 года по действующей системе

526

458

458

392

392

392

392

392

392

492

425

392

392

Служащие по контракту

150

150

150

150

150

150

150

150

150

150

150

150

Общее количество лиц рядового и младшего командного состава

676

687

614

614

542

542

542

542

542

650,5

578

542

542

Второй вариант

Служащие 2 года по действующей системе

526

526

395

263

132

0

0

0

0

461

198

0

0

Служащие по контракту

150

150

213

345

410

542

542

542

542

181

377

542

542

Общее количество лиц рядового и младшего командного состава

676

676

608

608

542

542

542

542

542

642

575

542

542

Третий вариант (предлагаемый)

Служащие 2 года по действующей системе

526

526

458

458

344

229

115

0

0

492

401

172

0

Служащие 6-8 месяцев в центрах подготовки резерва

0

0

0

0

34

89

127

142

142

0

17

108

142

Служащие по контракту

150

150

150

150

164

224

300

400

400

150

157

262

400

Общее количество лиц рядового и младшего командного состава

676

676

608

608

542

542

542

542

542

642

575

542

542

Таблица 2. Предполагаемые расчеты расходов на содержание рядовых, матросов, сержантов и старшин (в млн. руб.)

Расходы на содержание / Годы

2001

2002

2003

2004

2005

Расходы за 2002-2005 гг.

Первый вариант

На призванных по действующей системе

8837

8265

7140

6586

0

0

На служащих по контракту

6059

6566

6889

7173

7173

27 801

Суммарные расходы (СР0)

14 896

14 831

14 029

13 759

13 759

56 378

Второй вариант

На призванных по действующей системе

8837

8266

6737

2890

0

17 893

На служащих по контракту

6059

6959

9116

21 850

35 375

72 700

Суммарные расходы (СР00)

14 896

15 225

15 853

24 140

35 375

90 593

Третий вариант (предлагаемый)

На призванных по действующей системе

8837

8266

6737

2890

0

17 893

На призванных на 6 месяцев

0

0

286

1814

2386

4486

На служащих по контракту

6059

6959

8226

15 047

26 107

56 339

Суммарные расходы (СР1)

14 896

15 225

15 249

19 751

28 493

78 718

Предлагаемые выплаты увольняемым после двухгодичной службы

0

0

1109

2758

0

3867

Суммарные расходы (СР2)

14 896

15 225

15 249

19 751

28 493

78 718

Возможные дополнительные выплаты офицерам, прапорщикам, мичманам и военным пенсионерам

0

0

0

0

11 705

11 705

Суммарные расходы (СР3)

14 896

15 225

15 249

19 751

28 493

78 718

Таблица 3. Дополнительные расходы на изменение системы комплектования (в млн. руб.)

Расходы / Годы

2001

2002

2003

2004

2005

Расходы за 2002-2005 гг.

Планируемые (на 20.10.2001) правительством РФ дополнительные расходы на увеличение денежного довольствия всех военнослужащих

0

23 600

50 200

62 600

62 600

19 900 000

Расходы на предлагаемое изменение системы комплектования (СР1 - СР0)

2001

393

1220

5992

14 734

2233

Расходы на предлагаемое изменение системы комплектования (СР2 - СР0)

4002

393

2329

9122

14 734

2657

Расходы на предлагаемое изменение системы комплектования (СР3 - СР0)

8004

393

2329

9122

26 439

3828


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
822
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1383
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1012
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
530

Другие новости