0
1450
Газета Концепции Интернет-версия

14.03.2003 00:00:00

Заботливый хозяин для авиационной техники

Тэги: авиация, техника, ИАС, подготовка


Авторы:
Александр Краснов, Борис Бачкало, Виктор Орехов, Владимир Степанов

Полемика

В УСЛОВИЯХ снижения боеспособности, боеготовности и других негативных перемен, происходящих в военной авиации России, значительно возрастает роль ее инженерно-авиационной службы (ИАС), призванной обеспечить при остром дефиците материальных и финансовых ресурсов требуемый уровень боеготовности и безотказности устаревающей и изношенной авиационной техники. При этом особую роль и значимость приобретают руководящие кадры ИАС, которые в соответствии со своим предназначением обязаны организовывать инженерно-авиационное обеспечение (ИАО) боевой подготовки и боевых действий авиационных соединений и частей, а также боевую подготовку подчиненного им личного состава.

Очевидно, что для подготовки самого руководящего состава ИАС необходима своя система (структура). С этой целью в конце 70-х годов в масштабе Вооруженных сил СССР была создана система подготовки руководящего инженерного состава (ПРИС).

С самого начала и по сегодняшний день все виды ВС РФ исходя из требований к уровню подготовки специалистов этого профиля и "технологии" его достижения осуществляют их обучение в командных академиях соответствующего вида. Однако подготовка руководителей ИАС авиации ВС по специальности инженерная оперативно-тактическая подготовка с квалификацией офицер с высшим военным образованием по не вполне понятным причинам осуществлялась до 1998 г. в инженерном вузе - ВВИА им. Н.Е. Жуковского. В настоящее время по решению Генерального штаба ВС РФ подготовка будущих руководителей ИАС ведется для всей военной авиации России в ВВА им. Ю.А. Гагарина.

В далеко не однозначной обстановке реформирования системы военного образования, когда борьба идет за каждого слушателя, естественно, возникает желание вернуть ситуацию в исходное положение. Этим в основном и объясняется появление на страницах "Независимого военного обозрения" статьи Евгения Матвеева "Реформирование по кривой".

Автор публикации, как следует из ее содержания, отдавая приоритет технической составляющей подготовки будущих руководителей ИАС, на основе, на наш взгляд, недостаточно последовательной, а в отдельных местах и противоречивой аргументации пытается доказать, что их обучение может осуществляться только в инженерном вузе.

Объективное, "без перетягивания канатов", определение места ПРИС может быть достигнуто только на основе всестороннего сопоставления аргументов заинтересованных сторон, включая Министерство обороны, которое на правах заказчика вправе требовать высокого качества подготовки военных кадров, осуществляя ее финансирование.

На наш взгляд, правильное решение данного вопроса может быть осуществлено, образно говоря, автоматически, если четко представлять, во-первых, роль и место ПРИС в общей системе подготовки инженерно-технического состава (ИТС), во-вторых, какими необходимыми знаниями, умениями и навыками должен обладать современный руководитель ИАС полкового и дивизионного звена управления и, в-третьих, где в настоящее время имеется такая учебно-материальная база, которая способна обеспечить эту всестороннюю подготовку.

С учетом реформирования ВС РФ система подготовки ИТС, в соответствии с его функциональным предназначением, должна включать структуры, обеспечивающие обучение: младших авиационных специалистов; техников; инженеров по специальности и руководителей подразделений ИАС; руководителей ИАС (служб вооружения) частей и соединений; руководителей ИАС (служб вооружения) оперативных и оперативно-стратегических объединений.

Необходимые знания, умения и навыки будущего руководителя ИАС должны обеспечить ему качественное исполнение своих функциональных обязанностей, главными из которых являются: организация ИАО боевых действий и боевой подготовки соединений и частей в различных условиях оперативно-тактической обстановки; боевая подготовка ИТС и содержание средств ИАС в готовности к применению.

Для этого руководители ИАС должны:

- иметь высокую оперативно-тактическую подготовку, то есть освоить оперативное искусство и тактику родов авиации в преломлении к целям, содержанию и способам осуществления ИАО;
- знать современное состояние и перспективы развития авиационной техники и ее вклад в эффективность боевых действий, для того чтобы грамотно вырабатывать предложения о расширении возможностей и границ применения АТ;
- уметь оценивать и прогнозировать техническое состояние авиационной техники, чтобы своевременно и качественно проводить мероприятия по поддержанию его на требуемом уровне;
- оценивать возможности ИАС и уметь управлять большими коллективами ИТС в общей системе управления частей и соединений, то есть иметь прочные командные навыки;
- планировать и организовывать боевую подготовку ИТС и осуществлять инженерно-техническую подготовку летного состава, для чего необходимы педагогические навыки;
- воспитывать подчиненных, заботиться об их здоровье и быте, для чего требуются навыки по воспитательной работе и повседневной деятельности войск;
- иметь прочные знания по другим видам обеспечения, особенно тем, которые непосредственно влияют на достижение целей ИАО, чтобы уметь организовывать и осуществлять взаимодействие со службами обеспечения;
- понимать структуру авиационной системы, взаимосвязь ее элементов и систему управления, а также свою роль и роль ИАС в них.

Весь этот сложный и разносторонний комплекс знаний, умений и навыков может быть реализован только в ВВА им. Ю.А. Гагарина, где имеется уникальная (единственная в ВС РФ) учебно-материальная база и где сейчас обучаются будущие руководители ИАС частей и соединений. Наличие в структуре академии кафедр оперативного искусства, управления войсками, инженерно-авиационного обеспечения, боевой подготовки, тактики родов авиации, боевого применения средств поражения, авиационного тыла, связи и АСУ обеспечивает всестороннюю и качественную подготовку будущих инженеров-руководителей.

Ведущим и специализирующим подразделением является кафедра инженерно-авиационного обеспечения, профессорско-преподавательский состав (ППС) которой, пройдя школу ВВИА им. Н.Е. Жуковского и ВВА им. Ю.А. Гагарина, а также, не понаслышке зная эксплуатацию авиационной техники, не учит управлять ее техническим состоянием, чем управлять в принципе невозможно, а готовит будущих руководителей ИАС организовывать ИАО конкретно поставленных задач в мирное и военное время во взаимодействии с другими службами обеспечения.

Особое значение в отработке практических навыков и боевого слаживания имеют компьютерные командно-штабные учения. Слушатели ПРИС на этих учениях входят в состав боевых расчетов полков и дивизий, исполняют должностные обязанности заместителей командиров по ИАС в конкретной оперативно-тактической обстановке. Безусловно, многое дает их общение в стенах академии с будущими командирами авиационных частей, начальниками штабов, штурманами, руководителями частей тыла, связи и представителями других служб в ходе совместной учебы. Учебный процесс тесно связан с НИИ, КБ и с непосредственными производителями авиационной техники. Таким образом, в ВВА им. Ю.А. Гагарина есть все условия для осуществления начального этапа боевого слаживания будущих органов управления.

Правильность такого подхода подтверждается отсутствием существенных замечаний Государственной аттестационной комиссии к трем выпускам руководителей ИАС и их успешным исполнением функциональных обязанностей после окончания обучения.

Вот почему аргументы сторонников подготовки руководителей ИАС в инженерном вузе нам кажутся неубедительными. Мы полагаем, что их подготовка, в основу которой положена только техническая составляющая, является однобокой, недостаточной для реализации их деятельности в войсках и не способствует достижению военно-технического превосходства над потенциальным противником в современной войне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
663
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1123
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
827
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
430

Другие новости