0
1981
Газета Концепции Интернет-версия

08.08.2003 00:00:00

Терроризм - уродливое дитя Запада

Павел Золотарев

Об авторе: Павел Семенович Золотарев - генерал-майор запаса, сотрудник Института США и Канады РАН.

Тэги: терроризм, запад


ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ акт в Тушино вновь заставил говорить о международном терроризме. Нетрудно понять эмоциональные публикации, однако терроризм в современных условиях имеет слишком серьезные корни, чтобы ограничиваться оперативной реакцией в каждом отдельном случае.

Лишь в последнее десятилетие терроризм выдвинулся в разряд одной из основных угроз безопасности. Основные причины подобных изменений связаны с процессами мирового развития, которые проявились в самое последнее время. В их числе процессы глобализации, разрушение двухполюсного миропорядка, цивилизационный кризис, наследие "холодной войны".

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ТЕРРОРИЗМ

По историческим меркам, процессы глобализации находятся еще в начальной стадии своего развития, однако уже привели к вполне конкретным и ощутимым последствиям.

Во-первых, обозначился огромный разрыв в уровнях развития различных государств. Одни из них еще решают элементарные задачи выживания в дикой природе, а другие уже перешли к постэкономической или постиндустриальной фазе развития. Разрыв растет и приобретает новые качества.

Сам по себе факт дифференциации государств на очень богатые и сильные и на очень бедные и слабые является дестабилизирующим, поощряя политику с позиции силы. Военные конфликты между сопоставимыми по мощи государствами наименее вероятны. Слабые государства не в состоянии дать адекватный ответ и вынуждены прибегать к асимметричным формам противодействия. Для поддержки террористов могут использоваться различного рода общественные или религиозные организации, секты.

Во-вторых, в процессе глобализации на мировой арене появляются новые самостоятельные "игроки" - транснациональные структуры, имеющие собственные корпоративные интересы, которые далеко не всегда совпадают с интересами государств. Однако большая часть этих структур, хотя и влияет на снижение роли государства, не связана с организациями международного терроризма.

Во многом совпадают интересы криминальных транснациональных структур и сепаратистов. Так, например, через зоны внутренних вооруженных конфликтов легче осуществлять поставки наркотиков, а сепаратистам наркотрафик дает мощный дополнительный источник финансовых средств, необходимых для закупки оружия, содержания бандформирований, террористических групп, для организации террористических акций и т.д.

Появившиеся в эпоху глобализации современные информационные системы дали террористам возможность достичь качественно иного уровня организации и эффективности действий в глобальном масштабе.

В-третьих, значительная разница в уровнях жизни порождают мощные миграционные потоки из бедных стран в богатые и благополучные. В тоже время и для самих постиндустриальных стран характерна тенденция увеличения социального неравенства. Покинув свои бедные государства, мигранты вновь попадают в разряд наименее обеспеченной и социально-ущемленной группы людей, что создает предпосылки для использования этих людей в интересах структур международного терроризма. Для достижения этих целей широко используется религиозный фактор.

В-четвертых, распад сложившейся после второй мировой войны международной системы, рост национального самосознания привели к резкому увеличению количества государств. Возникновение каждого из них связано с фазой нестабильности. Но терроризму платят дань и вполне жизнеспособные государства - с начала чеченского конфликта действие международного терроризма остро ощущается на территории России.

ОДНОПОЛЯРНЫЙ МИРОПОРЯДОК И ТЕРРОРИЗМ

Биполярный мир эпохи противостояния двух систем, как уже общепризнанно, несмотря на балансирование на краю пропасти мировой войны, обеспечивал более высокий уровень стабильности и безопасности, чем нынешний миропорядок. В системном плане это вполне закономерно. Устойчивой может быть только двухполюсная система.

Единоличное лидерство США не может дать стабильного и безопасного миропорядка, как бы искренне они к этому не стремились. Но в тоже время интересам стабильности и безопасности, как на региональном, так и на глобальном уровне, больше соответствует единоличное лидерство США, чем хаос многополярного мира. По уровню своей мощи США способны справиться с этой задачей, но эта мощь не должна использоваться по принципу "сила есть - ума не надо", как, например, в Ираке.

К сожалению, не в традициях США прислушиваться к чужому мнению, учитывать чужие интересы, даже если речь идет о союзниках. В условиях абсолютного экономического и военного доминирования в мире США не склонны искать сложных решений. Но при этом в качестве страны, проповедующей верховенство права, Америка стремится имитировать максимальную законность применения военной силы. Именно поэтому миротворческие операции фактически превратились в один из инструментов внешней политики, позволяющий на более или менее законных основаниях, применять военную силу для достижения своих национальных интересов.

Двухполюсный мир, в котором один из полюсов будут представлять постиндустриальные государства, а другой - остальные государства, уже обозначается. Можно предположить, что взаимодействие этих полюсов будет той движущей силой, которая определит перспективы дальнейшего развития мировой цивилизации. Академик Иноземцев предсказывал, что "развивающиеся страны, переживающие углубляющийся хозяйственный кризис (вызванный в первую очередь отказом от их продукции со стороны развитого мира), встанут в оппозицию по отношению к постиндустриальным державам".

В ближайшей перспективе однополюсный мир будут возглавлять Соединенные Штаты. Их политика повсеместного доминирования, навязывания своей воли, своей культуры, далеко не бесспорной по своим ценностям, вызывают как явное, так и скрытое недовольство со стороны многих стран. Варварская акция 11 сентября, увы, была закономерна.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КРИЗИС И ТЕРРОРИЗМ

Реакцией на контртеррористическую операцию со стороны ведущих стран мирового сообщества стало укрепление террористического интернационала на качественно ином уровне, чем просто интернационализация состава террористических организаций. Стало четко просматриваться более организованное взаимодействие между различными террористическими организациями, такими, как "Аль-Каида", "Хезболла", террористическими группами косовских албанцев, кашмирских экстремистов, чеченских бандформирований, исламских радикальных группировок в Юго-Восточной Азии и т.д. Поэтому утверждение о недопустимости отождествления терроризма с какой-либо национальностью сомнения не вызывает.

В тоже время нельзя забывать, что у некоторых народов то, что принято называть терроризмом, является элементом культуры. Так, например, в прошлом чеченцы из горных районов периодически совершали налеты на более богатых и обеспеченных равнинных чеченцев. Ограбить же казака - иноверца вообще считалось делом чести.

Еще сложнее дело обстоит с религиозным фактором. Сами по себе все религии по своей сути мирные. Свод прописанных в них жизненных правил не сочетается с возможностью творить зло. Однако на протяжении истории человечества религии не раз использовались теми или иными лидерами для того, чтобы объединить людей некоей общей идеологией, позволяющей повести их на смерть ради утверждения собственной власти. Использовались и христианские знамена и исламские, как, впрочем, и иные.

С падением популярности красного революционного знамени в борьбе за власть и умы людей идет попытка использования зеленого знамени ислама. Но не ислам в этом виноват. Не останавливаясь подробно на причинах, следует отметить, что большинство развивающихся стран - мусульманские государства, многие из которых были колониями. До тех пор, пока в мире были достаточно распространены и популярны идеи социализма, многие из них тяготели к Советскому Союзу, входили в сферу его влияния. С распадом социалистической системы, иной идеологии, кроме ислама, у них не осталось. Поэтому через ислам и, в первую очередь, за счет опоры на фундаменталистское и экстремистское течения ислама осуществляется воздействие на сознание людей в этих странах. Пример экстремистского ислама - ваххабизм, который не опирается на Коран, а паразитирует на Коране и исламе.

В силу своих особенностей ваххабизм стал основной идеологией, с помощью которой формируется сознание членов международных террористических групп, именно на его основе удается готовить террористов смертников. Но эти "воины Аллаха" либо не ведают, либо скрывают, что Коран не допускает права мусульман на самоубийство. Шахиды Аллаху не нужны.

Ислам удобен для идеологов экстремизма еще и тем, что в отличие от христианской церкви, исламские религиозные учреждения не связаны с какой- либо четкой бюрократической вертикалью, центральными органами. Исламские религиозные учреждения достаточно свободны в своей деятельности. Этим и пользуются те, для кого ислам является лишь удобной ширмой.

Что касается цивилизационного фактора и терроризма, то необходимо отметить несколько моментов. То, что мы называем западной цивилизацией, позволило странам с западной культурой и западной системой ценностей построить более развитое общество. В тоже время западная система ценностей сформировало такое общество потребления, которое ведет в тупик. В области культуры снижение духовности и господство товарно-денежных отношений низвели современную западную культуру на примитивный уровень "щекотания нервов" в зонах страха или секса.

Одновременно в обществе с западной культурой подрываются семейные устои. Как справедливо заметил Бестужев-Лада, городской образ жизни снижает потребность в многодетной семье, в большом числе детей. Снижение рождаемости ведет к постепенному вырождению. Благодаря успехам медицины сейчас выживает не сильнейший, а почти каждый рожденный, со всеми его болезнями и пороками.

Поэтому естественно, что дальнейшее развитие западной цивилизации сопровождается обострением демографической проблемы. Рабочие места, требующие неквалифицированной рабочей силы, остаются вакантными. Их надо кем-то заполнять. В качестве примера можно привести Москву, хотя она и не является лучшим примером цивилизованного города.

В целом же западная система ценностей формирует образ жизни, который не для всех является приемлемым, вызывает неприятие и отторжение. Между тем именно из стран, с неприятием относящихся к западным ценностям, формируются миграционные потоки, прибывающие в западные страны.

Характерно, что выезжают не только из бедных стран исламского мира, но и, в том числе, из числа богатых и как будто процветающих. Но, например, в Саудовской Аравии 30% мужского населения безработные. Чтобы удержать их поведение в определенных рамках, власть вынуждена обращаться к исламскому фундаментализму. Поэтому из богатых арабских стран на запад выезжает молодежь, имеющая более фундаменталистские взгляды, чем молодежь, выезжающая из бедных стран.

Запад, в первую очередь США, вынужден закрывать глаза на поддержку фундаментализма в дружественных им арабских странах. Многие, приводя в пример Саудовскую Аравию, обвиняют США в двойных стандартах. Саудовская Аравия играет чуть ли не решающую роль в организации и поддержке международных террористических организаций, а США не оказывают на них заметного давления.

В результате Запад сам способствует подготовке потенциальных кадров для международных террористических организаций и привлекает их в свои страны. Не случайно, что основной состав участников террористического акта 11 сентября - выходцы из Саудовской Аравии.

Таким образом, цивилизационный кризис создает определенные благоприятные условия для развития терроризма.

НАСЛЕДИЕ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

Последствия процессов глобализации, однополярного миропорядка и цивилизационного кризиса смогли легко реализоваться в разветвленных сетях международного терроризма прежде всего за счет того, что большинство террористических организаций были организованы в период "холодной войны". Спецслужбы Советского Союза, Соединенных Штатов, Великобритании и Франции их не только организовали в большом количестве в странах Азии, Африки и Латинской Америки, но и оснастили, и обучили.

Они щедро финансировались и активно использовались, даже если подобного рода организации возникали самостоятельно. Так, например, сложившееся в Саудовской Аравии братство мусульман боролось с атеизмом, коммунизмом, светскими арабскими режимами. Соединенным Штатам это было выгодно в период войны в Афганистане. Кстати, именно в этот период всплыла фигура Бен Ладена.

С окончанием "холодной войны" вся эта агентура и структуры вышли из под контроля организаций, их породивших. Саудовская Аравия, Арабские Эмираты взяли на себя их финансовое обеспечение и дали возможность им играть по своим правилам.

Так, например, в 1990 г., когда Ирак напал на Кувейт, то Бен Ладен обратился к своему правительству с предложением создать ударные бригады по освобождению Кувейта и свержению Саддама Хусейна. С Соединенными Штатами консультировались, но они отвергли это предложение. Когда началась "Буря в пустыне", Бен Ладен осудил власти своей страны за то, что они допустили американцев на свою территорию и затем мусульманское братство вышло из повиновения. Соединенные Штаты это даже не сразу поняли.

Когда еще в середине 90-х гг. международные террористические организации начали себя активно проявлять в Чечне, то на Западе решили, что это можно использовать для ослабления роли России на пространстве СНГ. Тот факт, что в это же время происходили нападения на американские посольства, военные базы и торговые центры, был недооценен.

В целом же получается, что в современных условиях действует целый комплекс факторов, способствующих росту международного терроризма, превращению его в одну из основных угроз безопасности в современном мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
569
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
581
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
774
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
559

Другие новости