0
1541
Газета Концепции Интернет-версия

12.09.2003 00:00:00

Военное образование ждет реформы

Тэги: авиация, знание, реформирование, состояние


ПО СКОРОСТИ перемен авиация значительно опережает другие сферы нашей жизни. В свете последних катастроф, когда заговорили о низком техническом состоянии наших вертолетов и самолетов, возникает вполне закономерный вопрос: каким должен быть Человек, определяющий техническое состояние летательного аппарата (ЛА)? Чтобы ответить на этот вопрос, каким должен быть будущий авиационный инженер, необходимо рассмотреть основные изменения, которые сегодня происходят в авиации.

Во-первых, заметно увеличиваются объем, скорость использования и спектр необходимых знаний. Гиперусложнение ЛА и всеобщая интеграция его систем привела к взаимному проникновению специальностей. Сегодня все труднее и труднее добраться до сути и провести грань между специалистами. Узкий специалист в любой из областей уже не может справиться в одиночку, ему нужны помощники-смежники. Больше не осталось "чисто железных" систем. Система управления ЛА сначала из механической превратилась в электродистанционную, сегодня становится электронно-оптической. Система автоматического управления двигателей из гидромеханической все увереннее и увереннее становится электронной, сначала аналоговой, а теперь - цифровой. Фюзеляж и трансмиссия постепенно "одеваются" в такую систему диагностирования, которая в эксплуатации рисует "образы" каждой шестеренки, каждого подшипника и сравнивает их с "паспортными данными", которые были получены в производстве и в ходе испытаний. А поиск отказов и повреждений уже давно из последовательного или "повинного разбиения" превратился в автоматизированный - с максимумом информации. Контроль состояния систем и агрегатов осуществляется в реальном масштабе времени.

Во-вторых, расширяются границы управления техническим состоянием (ТС). Управление начинается задолго до момента начала ввода в эксплуатацию и заканчивается лишь с утилизацией техники. Центр усилий по совершенствованию эксплуатации перемещается в сторону поддержки всего жизненного цикла ЛА, на формирование основных принципов, идеологии такой поддержки. Это новая эксплуатация, в центре которой стоит не машина, а грамотный человек, умеющий эффективно ею управлять.

Задача изменения стратегии эксплуатации чрезвычайно трудная, нужны новые механизмы и методы построения. Однако систематизация, интеграция, комплексное мышление┘ лишь красивые слова, а что на практике?

К сожалению, сегодня вся эксплуатация сводится к выбиванию денег. Кому нужен такой день работы, когда после утреннего построения личный состав на велосипедах разъезжается на заработки (собирать иномарки) и возвращается лишь на вечернее построение. Околоаэродромные бизнесмены очень довольны работой авиаторов: не нужно учить и качество работы отменное. Каждый второй пацан в гарнизоне уже не мечтает об авиации, а думает, как устроиться на сборку автомобилей.

Пришло время взглянуть на весь процесс целиком и определить болевые точки. От латания дыр и закрывания амбразур переходить к профессиональной работе, от лозунгов к нормативным документам, от внесения постоянных поправок к принципиальным решениям, например, часть функций вполне может быть передана гражданским (полувоенным) организациям.

Если меняется содержание работы авиационного инженера, значит, должна меняться и система подготовки будущего инженера - управляющего техническим состоянием ЛА. Это же абсурд - учить сотни авиационных инженеров, если до стоянки доходят единицы. Более того, настоящим специалистом станет лишь один из пяти. Для этого ему придется без квартиры и с нищенской зарплатой помотаться по "горячим" и "холодным" точкам. Он станет "крутить" движки лучше, чем заводские представители, но для этого нужно пройти через годы лишений и жертв.

Не лучше бы вместо обучения этих сотен одеть, накормить, дать знания, квартиру и достойную зарплату нашему будущему авиационному Ломоносову. Проблема лишь в том, что его очень трудно найти и разглядеть. Для этого нужны Преподаватели. Беда в том, что мы потеряли преподавательский состав. В руководство авиационно-инженерного образования пришли люди, далекие и от преподавания, и от эксплуатации. Это чиновники от образования, вся заслуга которых лишь в том, что долго сидят, точнее, лежат на должности, а настоящий преподавательский состав - разогнали.

А начинать нужно с инвентаризации преподавательских кадров и построения "эксплуатационной пирамиды", где от вершины до основания - преподавательского состава - обязательно должны стоять эксплуатационники. Ведь до чего дошло, подготовкой будущих авиационных инженеров руководят те, кто настоящие полеты "видел лишь по телевизору" и за свою службу в войсках не выпустил в полет ни звена, ни эскадрильи и тем более полка.

Нужны новые преподаватели, нужны особые отношения преподавателя и слушателя. Преподавание сродни искусству. Хороший преподаватель всегда немножко артист. Значит, готовить авиационных инженеров (и их преподавателей) нужно как актеров, когда известный Мастер набирает свой мастер-класс и ведет этот класс - вплоть до выпуска. Поэтому любой ценой нужно вернуть среднее звено, убрать ненужных и пустых, а главное, помочь молодым вырасти до Преподавателей.

В последнее время наметилась странная тенденция, когда руководители крупных авиационных заводов в одночасье становятся еще и заведующими кафедрами, совмещая в одном лице несколько должностей. На мой взгляд, заведующий кафедрой - это "наседка", которая долго и кропотливо, словно птенцов, высиживает своих преподавателей. Наши "свадебные генералы" разучились "высиживать", они, словно бабочки, порхают с одного места на другое, красуясь друг перед другом своими регалиями. Вы когда-нибудь слышали о программе действий такого руководителя, его видении, каким должен быть современный преподаватель?

Современному преподавателю инженерно-авиационного обеспечения требуются обширные знания. Необходимо добиваться ускоренного повышения квалификации, быстро и квалифицированно учить. Это возможно реализовать лишь в рамках нового информационного поля, с использованием новых информационных технологий. При переработке информации создается новое поле знаний, образовательное поле, куда должны вписаться будущие преподаватели.

Недопустима фиксированная оплата. Человек, производящий новые знания и передающий обучаемым, должен получать пропорционально произведенным знаниям. Недопустимо, чтобы чиновник от образования получал больше преподавателя.

Удивительно, лекции наших политиков стоят десятки тысяч долларов, а лекция для будущего авиационного инженера, в чьих руках стоимость, соизмеримая с бюджетом страны, десятки рублей. Поэтому и качество лекций на десятку, и выпускники наши больше десятки в час не стоят. Кому нужен такой инженер? Никому. Параллельно с формированием человеческого материала нужно менять технику.

Нужно двигаться в этом направлении без лозунгов и громких заявлений. А государство должно ответить на вопрос, желает ли оно, чтобы у нас была государственная авиация. Причем изменения нужно делать уже сейчас. Формировать команды, рабочие группы специалистов, которые имели бы полномочия на реальное и своевременное изменение инженерного образования. Для этого у нас есть все возможности: люди, богатейший опыт, ресурсы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
318
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
352
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
508
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
435

Другие новости