0
575
Газета Концепции Интернет-версия

26.09.2003

Рухнул символ военного могущества России

Тэги: Катастрофа, ту160


КАТАСТРОФА разбившегося 18 сентября под Саратовом стратегического бомбардировщика Ту-160 и гибель четырех опытнейших летчиков ВВС в очередной раз показали, что боевая мощь российских Вооруженных сил рушится буквально на глазах. Случившееся - такая же знаковая для всех Вооруженных сил страны трагедия, как гибель подлодки "Курск". Каждая такой бомбардировщик - уникальный штучный товар. До вчерашнего дня их было 15 (возможно, разбившийся ракетоносец заменит достраиваемый на Казанском заводе еще один такой самолет). Именно на таком воздушном ракетоносце прилетал на учения, проходившие на Дальнем Востоке в августе, министр обороны России Сергей Иванов. "Ранее стратегические бомбардировщики Ту-160 никогда не выполняли задачи на Дальнем Востоке и над Тихим океаном, теперь будут, - сказал он тогда журналистам. - Я воспользовался оказией и прилетел сюда на одном из этих красавцев".

И Ту-160, и "Курск" были самым совершенным оружием, гарантировавшим безопасность страны, срок их службы составлял не одно десятилетие. Символично и имя разбившейся машины - "Михаил Громов" (это был летчик-ас, мастер пилотажа).

Таким образом, день 18 сентября окончательно выбил почву из-под расхожих утверждений на тему: "Пусть в Чечне у нас не все ладно, но стратегические силы заставляют мир считаться с нашей мощью".

По своим боевым возможностям Ту-160 занимает промежуточное положение между американскими дальними бомбардировщиками B-1 и B-2. На основе этого эксперты полагают, что его рыночная стоимость может составлять от 300 до 400 млн. долл. Рыночная стоимость "Курска" составляла около 2 млрд. долл. Из этих двух катастроф можно сделать вывод, что кризис носит системный характер. И то и другое средство несет стратегическое ядерное оружие. Высокотехнологичное оружие требует и тщательного, и дорогостоящего обслуживания. В нынешних условиях это невозможно. На протяжении последних 10 лет армия систематически недофинансируется. ВВС обеспечивают ремонтом не более 30% летательных средств. Вот и Ту-160 погиб не в бою и даже не на учениях (как атомоход "Курск"), а в силу неких пока неведомых причин. Говоря о них, начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Борис Чельцов заявлял, что "на борту произошло нечто неординарное", "самолет начал разрушаться еще в воздухе, и у экипажа не было времени на катапультирование".

Известный эксперт, генерал-майор авиации Валентин Рог, прослуживший в руководящих структурах ВВС 64 года, считает, что "в любом случае это комплексная ошибка, а именно: отказ техники и человеческий фактор. Только списывать на отказ техники недопустимо. Ежегодный налет в ВВС должен составлять 150-200 часов, однако на протяжении последних лет он не превышает 20 часов". То же, по его мнению, можно отнести и к службам обслуживания: снизились требования к работе людей из-за того, что не хватает должных материальных средств. Отсюда и отказ техники, и утрата способности летного состава предпринимать необходимые действия в критической ситуации. Бывший командующий армейской авиации Виталий Павлов не исключил, что падение самолета объясняется остаточным принципом финансирования в России расходов на оборону. В свою очередь, бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны РФ (институт занимается анализом ядерных проблем) профессор, доктор технических наук генерал-майор запаса Владимир Дворкин также считает, что причина авиакатастрофы может быть связана с тем, что на оборону тратится меньше необходимого средств и в результате техника недообслуживается, а у летчиков меньше необходимого налет часов.

Что касается руководства Минобороны, то там оптимистично оценивают уровень ЧП и катастроф в российских ВВС. Как заявил "НВО" начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Солнцев, по уровню катастроф в военной авиации Россия "соответствует среднемировым показателям".

По словам генерала Чельцова, Ту-160 погиб во время планового облета после замены на нем силовой установки. Замена была произведена после обнаружения стружки в масляной системе самолета 11 сентября. При этом Чельцов утверждал, что "это был новый, исправный двигатель НК-30 Самарского АО "Мотостроитель". В пресс-службе ВВС сообщили о том, что это первая за 17 лет эксплуатации самолета авиакатастрофа.

Судя по всему, Минобороны наложило запрет на любую информацию, касающуюся причин авиакатастрофы "Белого лебедя". Известно лишь, что специалисты уже занимаются расшифровкой данных, содержащихся в "черных ящиках".

Однако обстоятельства гибели экипажа бомбардировщика уже сейчас вызывают вопросы у специалистов. Генеральный конструктор НПО "Звезда" академик Гай Северин в интервью "Российской газете" выражает недоумение: "Почему летчики не успели катапультироваться, для меня загадка". А ведь это были опытнейшие асы, налетавшие на Ту-160 большое количество часов: 330 часов налетал командир корабля Юрий Дейнеко, 890 - штурман Григорий Колчин, по несколько десятков часов налета было у помощника командира Олега Федусенко и штурмана-оператора Сергея Сухорукова. Местные жители, ставшие свидетелями катастрофы, утверждают, что они видели в небе три парашюта летчиков, причем один парашют горел в воздухе.

Почему они погибли? Некоторые эксперты "НВО" объясняют это психологическим фактором.

"Я хорошо знал командира экипажа Юрия Дейнеко, это суперпилот, - сказал корреспонденту "НВО" бывший военный летчик, пожелавший остаться неназванным. - Могло быть два варианта. Первый - летчиков выбросило из самолета взрывом. Второй вариант - они привели в действие систему катапультирования, но после того, как она уже начала разрушаться. Достаточно вывести из строя хотя бы один ее элемент, и последствия непредсказуемы".

Летчики, утверждает специалист, могли стать жертвами собственной психологии. "Инструкция позволяла им покинуть самолет, но они явно тянули, искали шанс спасти машину, - считает наш собеседник. - Когда хватились, уже было поздно".

Военно-страховая компания (ВСК) в ближайшее время собирается произвести страховые выплаты по факту гибели членов экипажа разбившегося под Саратовом Ту-160. Как отметил руководитель отдела управления обязательного государственного страхования ВСК Вячеслав Зайцев, выплаты родственникам будут произведены в самое ближайшее время.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Расследование гибели рейса MH17 пошло  по ложному следу

Расследование гибели рейса MH17 пошло по ложному следу

Александр Шарковский

Минобороны РФ представило новые данные по делу крушения "Боинга" над Донбассом

0
2114
Что ищут поляки среди обломков президентского самолета

Что ищут поляки среди обломков президентского самолета

Валерий Мастеров

В Варшаве не перестают говорить о взрыве на борту

0
2173
За сбитый "Боинг" уже предлагают ответить Украине

За сбитый "Боинг" уже предлагают ответить Украине

Владимир Щербаков

Дело о погибшем малайзийском рейсе MH17 пошло на новый круг

1
16155
Малайзия отказалась обвинять Россию в крушении MH17

Малайзия отказалась обвинять Россию в крушении MH17

НГ-Online

Нидерланды не исключили причастность Киева к трагедии

0
6528

Другие новости

Загрузка...
24smi.org