0
1620
Газета Концепции Интернет-версия

30.04.2004 00:00:00

Самолетов разбивается больше, чем поступает новых

Тэги: самолеты, катастрофа


Ситуация с безопасностью полетов сложилась в России катастрофическая. Число авиационных происшествий растет ежегодно и уже зашкаливает за тысячу в год, с 1992 года разбились десятки авиалайнеров и вертолетов. За этот же период в гражданской авиации погибли 1834 человека, в военной - 837. То есть ежегодно в авиакатастрофах гибнет более двухсот человек. При этом ежегодный налет у пилотов гражданской авиации сократился примерно в 2,8 раза, у военных - в 3,2. Такие данные привел в беседе с корреспондентом "НВО" первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-лейтенант авиации Василий Ключенок.

"Наше государство в результате авиационных происшествий ежегодно теряет в несколько раз больше воздушных судов, чем их производит", - отметил Василий Ключенок. Вот только один пример. При посадке в аэропорту столицы Киргизии произошла авария с лайнером Ил-62М, который пилотировал гендиректор авиакомпании. Когда проверили летную подготовку гендиректора, оказалось, что ранее он летал бортмехаником вертолета Ми-8, в 1999 году стал пилотом-любителем и управлял легкомоторным самолетом "Вилга-35А", а в 2000 году получил квалификацию пилота коммерческой авиации третьего класса. То есть за три года из пилота-любителя вырос до линейного летчика 1-го класса гражданской авиации. По всем авиационным канонам такого пилота нельзя было допускать к управлению большегрузным самолетом.

В 1998 г. утрачено в авиационных происшествиях 18 самолетов и вертолетов, в 2000 г. - 27 воздушных судов. Если кто-то думает, что в военной авиации порядка больше и происшествий меньше, то он заблуждается. За лето и осень прошлого 2003-го года Вооруженные силы РФ в результате катастроф потеряли 11 самолетов и вертолетов. В десяти случаях причиной стала недисциплинированность, нарушение правил полетов и тому подобное, что принято называть "человеческим фактором". Наиболее вопиющий случай - столкновение двух Ми-24 во время учений на Дальнем Востоке на глазах министра обороны РФ. И только одна катастрофа произошла по технической причине - разрушение в воздухе стратегического бомбардировщика Ту-160.

Причиной стала инструкция 1997 года, согласно которой в топливные баки "стратегов" при заправке горючего менее 50 тонн перестали закачивать жидкий азот. Ту-160 совершал послеремонтный облет, имея в баках 46 тонн керосина. При снижении опустевшие баки буквально сплющились от перепада атмосферного давления, произошел взрыв. Виноватых нет - все сделано по инструкции, направленной на экономию ресурсов. Полезной, можно сказать, и одобренной во всех военных инстанциях. Может, кто-то даже премию за это получил.

Количество авиапроисшествий в военной авиации никому не известно, поскольку даже катастрофы умудряются скрывать. Так, по данным ряда СМИ, в Свердловской области 6 апреля потерпел катастрофу военный вертолет Ми-8. При этом, как утверждают местные журналисты, пострадали двое находившихся на борту гражданских лиц. Официальных сообщений по этому поводу никаких не было, военные пожимали плечами, и только спустя несколько дней появилось косвенное подтверждение - военная прокуратура открыла дело по факту гибели людей в результате крушения вертолета.

"Авиационные происшествия, - сказал эксперт "НВО", - с завидной регулярностью повторяются по одинаковым причинам. А происходят из-за отсутствия контроля за мероприятиями по предотвращению авиационных происшествий в гражданской авиации". При этом генерал добавил, что и в военной авиации по существу нет эффективного контроля за безопасностью полетов. Основной документ в области авиационной деятельности в России - Воздушный кодекс РФ - не содержит разделов по государственному регулированию и контролю в области безопасности полетов, отметил наш собеседник.

По его словам, служба безопасности полетов авиации Вооруженных сил, которая, по постановлению правительства РФ, должна контролировать обслуживание авиатехники всех ведомств, на практике может контролировать ведомственную авиацию только по согласованию с руководителями этих структур. Военная служба авиационного контроля не имеет права проводить внезапные проверки обеспечения безопасности полетов, не может самостоятельно вести расследования авиакатастроф. Это противоречит Воздушному кодексу РФ, но руководители ведомственной авиации заинтересованы в ограничении полномочий военной службы безопасности полетов.

Необходим закон, который бы установил государственный контроль за безопасностью полетов гражданской и военной авиации в России. Иначе каждое ведомство, каждая авиакомпания будут по-прежнему устанавливать собственные критерии эксплуатации самолетов и вертолетов. А службы обеспечения безопасности полетов, подчиненные тем, кого они обязаны контролировать, останутся по-прежнему неэффективными. А воздушные суда продолжат разбиваться, унося жизни пилотов и пассажиров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
603
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1013
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
737
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
392

Другие новости