0
2480
Газета Концепции Интернет-версия

09.09.2005 00:00:00

Заинтересованы все слои общества, кроме военачальников

Тэги: реформа, вс, проблема, права человека


Надежды на то, что военные реформы неузнаваемо изменят облик Вооруженных сил России, устранят дедовщину, рукоприкладство, воровство, неуважение личности и многие другие негативные явления, к сожалению, не сбылись. Именно из-за нарушений прав военнослужащих десятки тысяч молодых парней уклоняются от призыва. Об этом, а также о том, что необходимо делать с нашей армией, шел разговор на конференции, организованной Международной федерацией мира и согласия не так давно в Москве.

"НВО" предлагает вниманию читателей фрагменты из выступлений некоторых участников.

 

Генерал-полковник Эдуард Воробьев:

- Вот уже 13 лет идут военные реформы. Но не уверен, что россиянам нужна такая армия, как нынешняя. Хотя нас сегодня настойчиво пытаются убедить в обратном.

Обратите внимание на возникшее между Минобороны и Главной военной прокуратурой немалое напряжение. Оно свидетельствует о многом. Как отметил главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков, тенденции последних лет не дают шансов надеяться на лучшее, червь наплевательского отношения к закону пронизал силовую вертикаль от самого верха до самого низа.

Министр обороны называет наиболее злободневными проблемами наших Вооруженных сил - низкий престиж военной службы из-за недостаточного уровня обеспечения военнослужащих, моральный износ и старение техники. А я считаю, что основные проблемы ВС как раньше, так и сейчас кроются в принижении роли человеческого фактора. Не учли его и при проведении военной реформы.

Не был, например, создан противовес принципу единоначалия. Да, этот принцип нужен, но упразднен институт политорганов, которые осуществляли контроль за деятельностью командиров. Плох ли он был, хорош ли, но такой контроль все же существовал. А сегодня офицеры, в том числе и старшего звена, являются руководителями, издающими самочинно такие приказы, которые ГВП вынуждена отменять десятками тысяч.

Уже не раз говорилось о том, что поручить проведение военной реформы необходимо не самому военному ведомству, а созданному решением президента РФ органу с участием военных. А то ведь, например, в настоящее время реализуется государственная целевая программа по переходу на комплектование ряда должностей в воинских частях преимущественно военнослужащими по контракту. Так вот, Минобороны, которое на этапе принятия решения достаточно активно выступало против этой программы, ныне выступает в качестве ее государственного заказчика, основного разработчика, исполнителя и контрольного органа. Не слишком ли много взаимоисключающих функций?

Наконец, надо установить общую штатную численность Вооруженных сил и организационную структуру, которая соответствовала бы тому, для чего они нужны нашему государству, его экономическим возможностям. Необходим закон о военной реформе.

В 2002 году вышел труд, подготовленный группой офицеров Генштаба под руководством генерал-лейтенанта Виталия Жилина, - "Организационное строительство Вооруженных сил - история и современность". В книге подчеркивается, что гражданский контроль должен стать способом эффективного политического и экономического управления военной организацией, обеспечивая ее соответствие требованиям государственной политики, гражданского общества, правового государства. Гражданский контроль должен стать главной движущей силой, важнейшим элементом военной реформы. Согласен с каждым словом в этом выводе. Но закона о гражданском контроле до сих пор не существует.

 

Александр Шаравин, полковник запаса, директор Института политического и военного анализа:

- Мы живем уже более десятилетия в ином государстве, у которого новые идеалы, противники и союзники, угрозы, другая территория. В соответствии с этим должны строиться и наши новые Вооруженные силы. Надо делать параллельно другую армию. Это мировая практика. Другого пути просто нет. Можно сколько угодно менять названия, форму, генералов. Ругать последних за то, что они не реформируют ВС. А это не их задача, а высшего военно-политического руководства страны. Неудивительно, что все прошедшие изменения в нашей армии носят косметический характер.

 

Ида Куклина, член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:

- Вообще неясно, нужна ли нашей стране такая армия или нет? В России функционирует идеологизированная по советскому образцу система военной службы. Отсюда все тщетные потуги по воспитанию патриотизма, укреплению воинской дисциплины. Обратимся, например, ко всеобщей воинской обязанности. В СССР она себя оправдывала. Но сейчас очевидное противоречие между существующей идеологией военной службы и принципами общественного развития, действующими во внешней по отношению к Вооруженным силам среде. Потому что у солдата нет ничего, а защищать он должен все и всех. Это абсурд. Солдату незачем защищать нищету, из которой он пришел в армию и куда он вернется после службы. Совершенно непонятная цель защищать власть имущих и их богатство, которые сделали из солдат-срочников бесправных рабов призывной системы. У молодых людей не может возникнуть никакой позитивной мотивации к военной службе. Ибо нынешние наши солдаты - представители наиболее не защищенных слоев нашего общества.

Да, есть призывные армии в Швеции, Швейцарии, Германии. Но там государство давно урегулировало вопросы правового и социального положения военнослужащих по призыву и контракту. В той же Швейцарии армия продолжает помогать уволившимся с военной службы солдатам в получении образования, устройстве на работу, приобретении жилья, решении проблем психологической адаптации. Это развитие человеческого ресурса. Мы должны создать собственные проекты, как нам сберечь юное поколение, развивать его в армии.

 

Александр Зиновьев, полковник, начальник отдела организации разработки уставных документов ВС РФ:

- Реформирование Вооруженных сил вызвало пересмотр общевоинских уставов ВС РФ. В 1998 году была создана приказом министра обороны РФ комиссия по подготовке соответствующих проектов. За 7 лет были рассмотрены более 6 тысяч предложений из войск, общественных организаций, отдельных граждан. Обсуждение шло в средствах массовой информации.

Наши проекты новых Уставов приведены в строгое соответствие с международными и российскими правовыми нормами. Так, в Устав внутренней службы включена фраза, что военнослужащий находится на защите государства, что значительно расширяет его права. Указаны льготы, гарантии, охрана семьи, материнства, детства. Командиры и начальники, виновные в неисполнении реализации прав военнослужащих, несут за это установленную законодательством ответственность.

В то же время военнослужащие обладают правами и свободами граждан с некоторыми ограничениями, которые установлены федеральными законами. Подобные ограничения есть не только в Российской армии, но и в армиях развитых стран мира.

При разработке новых российских уставов учитывался зарубежный опыт, детально определены права и обязанности военнослужащих, которые определяют его статус как гражданина страны и защищают его неприкосновенность. Ныне уже разработанные новые общевоинские уставы в соответствии с Законом "Об обороне" должен утвердить своим указом президент РФ.

 

Полковник Вячеслав Звездилин, Главное управление воспитательной работы Минобороны:

- ГУВР готовил меморандум, подписанный 22 июня уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным и министром обороны Сергеем Ивановым. Более того, Лукин высказал предложение ввести в Вооруженных силах уполномоченных по делам военнослужащих. Министр обороны не возражал. Скорее всего это будет сделано. Ранее в ведомственных средствах массовой информации МО по просьбе Лукина было опубликовано сообщение о том, что военнослужащие могут обращаться по разным вопросам к представителям уполномоченного по правам человека в РФ в регионах. Ничего плохого в этом нет. Если нарушены права военнослужащего и он обратился за помощью к независимому лицу, получил компетентный ответ, смог решить возникшую проблему, Минобороны только это приветствует.

 

Элла Памфилова, председатель Совета при президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека:

- На мой взгляд, эта конференция выявила точки несовпадения участвующих в ней военных и гражданских организаций и структур. Противоречия между Минобороны и общественными, правозащитными структурами надо снимать. Это в интересах армии и нашего общества...

...Думаю, что многие злоупотребления в армии происходят по причине безграмотности, низкой культуры военнослужащих всех степеней. Наш Совет при президенте готов всемерно помогать армии преодолеть нынешние проблемы по правам военнослужащих.

 

***

В заключение следует обратить внимание на такую весьма существенную деталь. На конференции от лица военного ведомства выступали лишь рядовые специалисты в звании не выше полковника. Хотя были приглашены генералы - высокопоставленные руководители Минобороны. Из них не приехал никто.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
260
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
296
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
420
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
356

Другие новости