0
466
Газета Концепции Интернет-версия

14.10.2005

Сила как инструмент внешнеполитического влияния

Тэги: россия, снг, армия, воздействие


Россия по-прежнему рассматривает военную силу как элемент своей внешней политики в отношении стран СНГ. Об этом свидетельствуют не только заявления главы военного ведомства РФ Сергея Иванова о положительной роли российских миротворцев в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве и в борьбе с терроризмом. На это же работают и конкретные действия Москвы, направленные на укрепление военных баз и объектов в Центральной Азии, Закавказье, а также в Приднестровье, в Крыму и Белоруссии. Речь идет о территории бывшего СССР, которую Москва объявила зоной своих жизненно важных интересов.

ТЕНДЕНЦИИ ОЧЕВИДНЫ

Характеризуя особенности военного присутствия наших войск вне границ России, надо отметить главные тенденции. Во-первых, практически в каждом государстве, входившем в состав СССР, по-прежнему остаются российские военные контингенты и объекты. Либо в отношениях с этими государствами Москва пытается поддерживать тесные военные и военно-технические связи, что происходит сейчас с Узбекистаном. Исключением является только нейтральная Туркмения, которая, развивая экономические связи с Россией, стремится строить военные отношения с США, Украиной и Грузией, но никак не с российским Минобороны.

Несмотря на все коллизии и проблемы, военное влияние России на страны СНГ не стало слабее. А начавшийся в этом году вывод российских войск из Грузии знаменует не столько очередной этап, связанный с переделом сфер влияния на постсоветском пространстве, сколько переход Москвы к новому, более жесткому формату общения с Тбилиси в вопросах экономики и гуманитарных отношений. При этом российские миротворцы комфортно себя чувствуют в Абхазии и Южной Осетии и вряд ли при всех жестких заявлениях грузинского парламента о необходимости их ухода в обозримом будущем изменят статус-кво. Тот же вывод напрашивается и в отношении российского военного присутствия в Приднестровье.

Во-вторых, надо отметить тот факт, что численность российских войск в дальнем зарубежье постоянно снижается. Так, до 1 августа 2003 года полностью были эвакуированы миротворческие группировки РФ с Балканского полуострова - из Косово, Боснии и Герцеговины. 1 октября 2005 года прекратило существование воинское формирование ВС РФ, участвовавшее до этого в миротворческой операции ООН в Сьерра-Леоне. Отныне в дальнем зарубежье нет российских воинских подразделений, а по линии ООН и ОБСЕ действуют только офицеры-наблюдатели.

СНГ УЖЕ НЕ ПРИОРИТЕТ

Сокращая войска в дальнем зарубежье, Москва стремится оптимизировать расходование средств и на содержание близлежащих группировок в СНГ. Так, если в 2003 году расходы по статье бюджета "Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности" составили 1,4 млрд. рублей, то в 2004 году было выделено всего 63,7 млн. рублей, в 2005 году - 61,1 млн. рублей. Сколько ассигнует Москва по данной статье в 2006 году - неизвестно. По мнению военных экспертов, расходы уменьшатся. Данный вывод они мотивируют фактом ликвидации Штаба по координации военного сотрудничества СНГ.

Вместе с тем Минобороны РФ увеличивает расходы на совершенствование военных объектов и баз за рубежом в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Так, министр обороны Сергей Иванов заявил в киргизском Канте, что на развитие инфраструктуры расположенного здесь аэродрома в ближайшие годы будет потрачено 100 млн. рублей. Деньги выделяются и на обустройство военной базы РФ в Таджикистане и на выполнение новых задач ОДКБ в развертывании коалиционных группировок в Центральной Азии. В составе ОДКБ уже сформированы Коллективные силы быстрого развертывания, действует объединенный штаб ОДКБ.

При этом Россия может согласиться на увеличение арендной платы за базирование в Крыму Черноморского флота. Сейчас эта плата составляет 97,75 млн. долл. И она осуществляется за счет ежегодного уменьшения газовых долгов Украины. Срок окончания аренды 2017 год. Однако российских военных волнует не столько судьба объектов ЧФ в Крыму после этого срока, сколько модернизация флота, чему так противятся украинские политики.

Еще в 2001 году России удалось перебазировать на Крымский полуостров бомбардировщики Су-24, были отремонтированы и заменены несколько военных судов ЧФ. Между тем Москва намерена увеличить подводный флот и готовится к перебазированию с Северного флота еще одной дизельной субмарины 877-го проекта. Киев выступает против данной акции. Об этом заявил бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Владимир Бескоровайный.

Между тем Москва понимает, что отстаивание своих геополитических интересов на постсоветском пространстве только путем экстенсивного наращивания вооружений - дело гиблое. Поэтому негласно делается ставка на качественные параметры войск и сил флота, дислоцированных в ближнем зарубежье. Так, на ЧФ принята программа модернизации сил и средств флота. При этом используются не только российские ремонтные предприятия, но и местный севастопольский судоремонтный завод, который подчиняется командованию ЧФ.

ГЛАВНОЕ - КРЫЛЬЯ

В реализации идеи по сохранению и развертыванию войск за рубежом ставка делается на возможность использовать авиацию. Не случайно при разделе ЧФ Россия оставила в Крыму за собой 2 основных аэродрома - в Гвардейском и Каче, а также 2 запасных - в Севастополе (на мысе Херсонес и в Южном). Тот же аэродром Кант в Киргизии готовится к эксплуатации не для того, чтобы там сиюминутно разместились российские самолеты, а как резервный. Аналогичным образом рассматриваются аэродромы в Таджикистане (Айни, Душанбе), Узбекистане (Ханабад, Кагайты), Армении (Ереван, Гюмри), Белоруссии (Минск, Вилейка), Казахстане (Кустанай, Байконур) и Молдавии (Тирасполь). Даже в Абхазии аэродром в Гудауте модифицирован как миротворческий объект. В том числе в Гудауте размещена авиация ООН и Коллективных сил по поддержанию мира в зоне конфликта.

Так что Москва не стремится наращивать воинские контингенты в ближнем зарубежье. Расходы, связанные с функционированием войск, дислоцированных вне границ РФ, как правило, из года в год уменьшаются. Хотя по отдельным проектам, таким как деятельность РЛС (Барановичи, Белоруссия, и Габала, Азербайджан), модернизация ЧФ, обустройство баз в ЦА, эти расходы значительно увеличиваются. Их трудно увидеть в бюджете страны, так как цифры прописаны не по международным статьям, а вкраплены в общие программы, связанные с поддержанием боеспособности войск на уровне вида или рода Вооруженных сил РФ.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ходорковский собирает оппозицию в Праге

Ходорковский собирает оппозицию в Праге

Дарья Гармоненко

На форум "Россия вместо Путина" приедут системные политики и общественники

0
1039
Китайские банки занесли Россию  в черный список

Китайские банки занесли Россию в черный список

Анатолий Комраков

Поворот РФ на Восток могут остановить американские санкции

0
1249
России приписывают план по зачистке Сирии от иранских сил

России приписывают план по зачистке Сирии от иранских сил

Игорь Субботин

Нетаньяху сообщил об идее Путина сторговаться по санкциям против Тегерана

0
1154
Чем грозит  российско-американское столкновение

Чем грозит российско-американское столкновение

Алексей Фененко

Наихудший сценарий – прямой военный конфликт без применения ядерного оружия

0
957

Другие новости

Загрузка...
24smi.org