0
1362
Газета Концепции Интернет-версия

08.08.2008

ВВС выходят на дальние рубежи

Тэги: ввс, рубежи, вооружения


ввс, рубежи, вооружения Полет начинается на земле.
Фото из книги "Вооруженные силы РФ"

12 августа военные летчики отмечают свой профессиональный праздник – День Военно-воздушных сил. Накануне главнокомандующий ВВС России Александр Зелин дал интервью «НВО».

– Александр Николаевич, какими вы видите ВВС в ближайшие годы?

– Мы руководствуемся планом развития ВВС, рассчитанным до 2016 года. Главным является совершенствование технической оснащенности соединений и воинских частей ВВС за счет перевооружения на новую и модернизированную технику и вооружение, а также поддержание и развитие военной инфраструктуры ВВС для выполнения задач повседневной деятельности, мероприятий боевой подготовки и боевого дежурства.

За счет сохранения потенциала авиационных средств ядерного сдерживания и увеличения количества воинских частей постоянной готовности планируется повысить оперативные возможности ВВС по сдерживанию возможной агрессии на потенциально опасных направлениях.

Кроме того, в этот период в интересах реализации Концепции воздушно-космической обороны Главному командованию ВВС будет принадлежать ведущая роль в вопросах строительства и развития системы воздушно-космической обороны государства (ВКО).

Развитие родов (войск) Военно-воздушных сил – авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск – планируется осуществлять в направлении повышения качества, уровня их обеспеченности и укомплектованности, увеличения в боевом составе количества воинских частей постоянной готовности, перевооружения на новые и модернизированные образцы вооружения, повышения уровня натренированности и боевой выучки экипажей и боевых расчетов, качества боевой и оперативной подготовки воинских частей и соединений ВВС.

В Дальней авиации основной акцент будет сделан на совершенствование форм и способов оперативного и боевого применения.

В Военно-транспортной авиации – на поддержание возможностей по обеспечению маневра войск (сил) и десантирования воздушных десантов.

Во фронтовой и армейской авиации ВВС – на поддержание и наращивание боевых возможностей.

В зенитных ракетных войсках основные усилия будут направлены на повышение уровня боевой готовности воинских частей в интересах надежного прикрытия важнейших объектов государственного и военного управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника.

Развитие радиотехнических войск будет осуществляться в интересах наиболее полного обеспечения пунктов управления ВВС данными о воздушной обстановке, радиолокационного обеспечения боевых действий (боевого применения) частей авиации, ЗРВ и РЭБ, радиолокационного контроля порядка использования воздушного пространства Российской Федерации и обеспечения полетов авиации.

В этот период Военно-воздушные силы в основном сохранят существующие на сегодня организационную структуру и боевой состав. При этом произойдет их качественное обновление за счет практически полного технического перевооружения и появления новых интеграционных качеств.

– С какими итогами боевой подготовки Военно-воздушные силы подошли к своему празднику?

– В течение этого года под руководством командующих в объединениях ВВС проведено более 20 мероприятий оперативной и боевой подготовки. Сравнение с предыдущими годами показывает, что количество мероприятий и интенсивность оперативной подготовки постоянно возрастают.

Кроме указанных мероприятий органы управления и войска (силы) ВВС приняли участие в целом ряде как межвидовых мероприятий, так и мероприятий в рамках международного военного сотрудничества. К самым значимым можно отнести стратегическое командно-штабное учение «Восток-2008», совместное учение антитеррористической направленности «Кавказ-2008», учение «Рубеж-2008».

Объединения ВВС участвовали в более чем 10 учениях и тренировках под руководством командующих войсками военных округов.

– Чем сегодня представлены ВВС РФ в армейской авиации? Какие современные перспективные вертолеты планируются для оснащения частей на замену стареющему парку Ми-24, Ми-8?

– Армейская авиация Военно-воздушных сил на данный момент представлена транспортно-боевыми и боевыми вертолетными частями и подразделениями.

К 2011 году в составе армейской авиации пройдет модернизация вертолетов Ми-24ПН и тяжелого транспортного вертолета Ми-26. В перспективе ВВС планирует закупить более 60 вертолетов Ми-8МТВ5, Ми-28Н и Ка-52.

С 2011 по 2015 год планируется поставить в войска более 100 новых вертолетов Ми-28 Н, Ка-52 и Ми-8 новых модификаций.

Вертолетные полки, оснащенные новой авиационной техникой, должны стать основой аэромобильных резервов частей специального назначения, а также горных бригад.

– Скоро состоятся стратегические командно-штабные учения Вооруженных сил России. Какие задачи в ходе этих учений будут решать ВВС и, в частности, Дальняя авиация?

– На предстоящих СКШУ Военно-воздушные силы будут представлены самолетами ДА, ВТА, ИА с привлечением самолетов ДРЛО А-50.

На учениях будут отрабатываться вопросы рассредоточения авиации, выполнение полетов на максимальный радиус действия с выполнением практических пусков ракет, дозаправки в воздухе, обеспечения перебазирования авиации, переброски войск и перевозки грузов, отражения налетов условного противника, прикрытия своих войск и сил.

Стоят задачи перебазирования на новые операционные направления, боевого применения на максимальный радиус с выполнением дозаправки в воздухе и пусками КРВБ по целям российских полигонов на максимальную дальность полета ракет.

– В июне по итогам заседания Совета Россия–НАТО генсек Североатлантического альянса Яап де Хооп Схеффер заявил, что «министры подтвердили обязательства завершить в кратчайшие сроки работу по рамочному соглашению по воздушному транспорту, которое позволит использовать стратегические возможности военно-транспортной авиации России в будущих совместных операциях». Что предлагает Россия по проекту этого соглашения?

– Работа над рамочным соглашением продолжается, и в целом российская и натовская стороны находят взаимопонимание по непростым вопросам транспортных перевозок грузов НАТО российскими военными самолетами.

– Как вы оцениваете состояние и перспективы развития Объединенной системы ПВО СНГ?

– Объединенная система ПВО является первой и единственной реально существующей объединенной оборонительной системой в Содружестве.

В состав объединенной системы ПВО в настоящее время входят: Войска ПВО Республики Армения, ВВС и войска ПВО Республики Беларусь, Силы воздушной обороны Республики Казахстан, Силы воздушной обороны Киргизской Республики, Военно-воздушные силы Российской Федерации, ВВС и ПВО Республики Таджикистан, Войска ПВО и ВВС Республики Узбекистан и Воздушные Силы Украины.

К числу конкретных мероприятий, реализованных в рамках создания и развития объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, следует отнести: восстановление системы управления и взаимного обмена информацией о воздушной обстановке между органами военного управления государств, создание системы совместного боевого дежурства по ПВО, налаживание и совершенствование системы совместной оперативной и боевой подготовки, объединение усилий государств Содружества по строительству и совершенствованию объединенной системы ПВО на основе развития национальных систем противовоздушной обороны.

Важнейшим направлением развития Объединенной системы ПВО государств – участников СНГ остается сохранение и развитие системы взаимного обмена информацией о воздушной обстановке между органами управления государств-участников Соглашения на основе совершенствования системы управления объединенной системы ПВО.

По заказу Координационного Комитета по вопросам разрабатывается универсальный комплекс средств автоматизации КП и штаба. В настоящее время организовано совместное боевое дежурство по ПВО с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизской Республикой и Узбекистаном. Осуществляется взаимодействие дежурных по ПВО сил России и Украины.


Бомбардировщик ДА Ту-160.
Фото из книги "Оружие России"

Для обозначения воздушной обстановки и для действий по воздушным целям в ходе каждой тренировки в последнее время привлекается более 100 летательных аппаратов различных модификаций. Высшей формой подготовки войск объединенной системы ПВО является проведение ставших уже традиционными совместных учений с боевыми стрельбами с символическим названием «Боевое содружество».

В настоящее время ведется активная работа по созданию Единой региональной системы ПВО Республики Беларусь и Российской Федерации в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности. В дальнейшем целесообразно переходить к созданию соответствующих систем в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности.

Таким образом, на сегодняшний день взаимодействие в области противовоздушной обороны является одним из важнейших направлений сотрудничества государств-участников СНГ в военной сфере.

– Какими вы бы хотели видеть войска Командования специального назначения в ближнесрочной и среднесрочной перспективе?

– В зоне ответственности КСпН сосредоточены практически все высшие органы государственной власти и военного управления, значительная часть промышленного и научного потенциала страны.

В августе прошлого года был поставлен на боевое дежурство по противовоздушной обороне первый зенитный ракетный полк, оснащенный новейшей зенитной ракетной системой С-400. Это пока первый шаг. В ближнесрочной перспективе еще несколько зенитных ракетных полков будут оснащены зенитными ракетными системами данного типа. Кроме того, в частях зенитных ракетных войск КСпН проходит дальнейшая модернизация состоящих на вооружении зенитных ракетных систем С-300П, которые и сейчас способны бороться не только с существующими, но и с перспективными средствами воздушного нападения.

Угрозы проведения террористических актов с использованием летательных аппаратов выдвинули новые требования к осуществлению контроля над порядком использования воздушного пространства.

В ближайшей перспективе все боевые части КСпН будут переведены в категорию частей постоянной готовности. Это позволит усилить дежурные по ПВО силы и средства, повысить эффективность несения боевого дежурства и вместе с тем снизить нагрузку на личный состав частей, несущих его, освободить военнослужащих в боевых подразделениях от решения несвойственных задач.

– Вы назвали 9 апреля нынешнего года «задачей будущего» полеты самолетов российской Дальней авиации на воздушное патрулирование в зону Индийского океана. Не приблизилось ли это «будущее»?

– В настоящий момент по уровню исправности авиационной техники, натренированности и подготовке летного состава и опыту, полученному ранее, экипажи стратегических самолетов способны выполнять задачи с дозаправкой топливом в воздухе над водными акваториями, в частности над акваториями Индийского и Атлантического океанов. Сейчас прорабатывается вопрос о полетах стратегических самолетов в акваторию Индийского океана на взаимодействие с силами Военно-морского флота.

Военно-воздушным силам поставлена задача увеличить объем совместных учебно-боевых задач и количество полетов стратегических самолетов Дальней авиации на патрулирование в районах активного судоходства, рыболовства и экономической деятельности Российской Федерации.

Первый массированный вылет с одновременным воздушным патрулированием в пяти районах выполнен 17 августа 2007 года. Последовательное воздушное патрулирование осуществляется в различных районах и стало практически ежедневным (в акваториях Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов, а также Черного моря).

В январе уже этого года в соответствии с планом полетов на воздушное патрулирование и планом проведения тактических учений самолетами Дальней авиации во взаимодействии корабельной ударной группой СФ и отрядом боевых кораблей ЧФ были успешно отработаны учебные задачи в восточной части Атлантического океана по нанесению учебного ракетного удара по объектам топливно-энергетического комплекса и ВМБ противника.

Мы можем осуществлять воздушное патрулирование в любом районе Мирового океана. На сегодня выполнено около 150 самолето-вылетов на воздушное патрулирование в условиях тактического противодействия авиации сопредельных государств. В ряде случаев создавались угрозы безопасности выполнения полетного задания.

– Рассматривается ли возможность использования аэродромов Кубы и других стран в интересах самолетов российской Дальней авиации?

– На сегодняшний день авиация ВВС базируется на своих аэродромах и аэродромах других ведомств, а также на территории некоторых государств – участников Содружества независимых государств.

Вопрос использования аэродромов других стран в интересах ВВС РФ зависит от решений политического руководства государства на международном уровне.

– Насколько в ВВС озабочены сокращением срока службы военнослужащих по призыву?

– За время, прошедшее с момента принятия решения о сокращении сроков военной службы по призыву, проведена определенная работа, направленная на максимально быструю адаптацию прибывшего молодого пополнения к условиям военной службы, освоению военных специальностей, и более эффективное исполнение обязанностей по занимаемой должности. Для этого подготовка по ряду военных специальностей передана в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, а также в образовательные учреждения общественных объединений.

По отдельным специальностям подготовка военнослужащих развернута на практической работе, непосредственно в войсках. Только наиболее сложные в освоении специальности оставлены в учебной сети.

Сокращение срока службы военнослужащих по призыву до одного года существенно не повлияет на состояние боевой подготовки соединений и воинских частей, так как большинство воинских частей, несущих боевое дежурство, воинских частей обеспечения укомплектованы военнослужащими по контракту.

При сроке службы 2 года будущих специалистов 6 месяцев обучали в школах младших авиационных специалистов. По прибытии в войска военнослужащие в течение 4–6 месяцев проходили доподготовку и стажировку на специальной технике и оборудовании. И после успешной сдачи зачетов допускались к самостоятельной работе по обслуживанию летательных аппаратов и обеспечению полетов. Наиболее грамотные военнослужащие – младшие авиационные специалисты после получения опыта самостоятельной работы привлекались к доподготовке и стажировке вновь прибывших в воинскую часть военнослужащих. Такая система подготовки специалистов авиационно-технических воинских частей была налажена и успешно действовала.

При сроке службы 12 месяцев младшие авиационные специалисты должны прибывать в авиационно-технические воинские части уже хорошо подготовленными в гражданских специализированных учебных заведениях.

– Квартирный вопрос в ВВС не раз становился темой для различных публикаций в прессе, каковы сегодня реалии с обеспечением военнослужащих ВВС жильем?

– С 1998 года по настоящее время установилась устойчивая тенденция снижения количества военнослужащих, нуждающихся в обеспечении постоянной жилой площадью. Всего в период с 1998 по 2008 год получено (приобретено) Военно-воздушными силами за счет всех источников финансирования более 75 тысяч квартир.

Тем не менее еще около 30 тысяч семей военнослужащих нуждаются в обеспечении жилой площадью. Их мы обеспечим постоянными жилыми помещениями до 2010 года и служебными жилыми помещениями – до 2012 года.

В 2008 году планируется получить за счет всех источников финансирования около 7700 квартир.

К сожалению, есть ряд проблемных вопросов в организации обеспечения военнослужащих ВВС жильем. Так, до настоящего времени правительством Российской Федерации не определен порядок предоставления жилого помещения по избранному месту жительства при увольнении в запас военнослужащих.

Есть и другая проблема – государственных жилищных сертификатов выделяется крайне недостаточное количество и, кроме того, стоимость 1 кв. м жилого помещения, приобретаемого по государственному жилищному сертификату, практически во всех регионах Российской Федерации существенно отличается от реальной рыночной стоимости.

– Какие перспективы развития военного образования в ВВС и что в настоящий момент представляет собой сфера обучения в Военно-воздушных силах?

– Сегодня сфера обучения в Военно-воздушных силах – это система военно-учебных заведений, состоящая из 9 военных училищ, 2 академий и 1 университета, в которых осуществляется подготовка офицеров для всех родов войск Военно-воздушных сил. Обучение военных специалистов осуществляется по 24 специальностям высшего и 4 специальностям среднего профессионального образования. В вузах ВВС реализуются 19 государственных образовательных стандартов.

Ближайшей перспективой развития системы военного образования является переход на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения.

Одним из новых направлений развития системы военного образования стало привлечение в наши вузы девушек. Так, в этом году набрано 20 курсантов из числа девушек в Военный авиационный инженерный университет (Воронеж) для обучения по специальности «Гидрометеорологическое и геофизическое обеспечение войск (сил)» и 20 девушек в Ейское высшее военное авиационное училище для обучения по специальности «Применение средств управления авиацией и воздушным движением». Название выбранных специальностей говорит само за себя. Данные специальности востребованы не только в наших, но и в гражданских вузах.

Средний налет выпускников по специальностям за период обучения составляет около 200 часов.

Организована работа по приведению системы военного образования к 2013 году к оптимальной структуре.

– Что вы делается в ВВС и ПВО для улучшения воспитательной работы с военнослужащими?

– Этому вопросу в ВВС уделяется большое внимание. Однако изучение сложившегося положения дел на местах, а также анализ выявленных недостатков свидетельствуют об упущениях в организации воспитательной работы, наиболее характерными из которых являются: отсутствие полноценной профессионально-педагогической подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов к проведению планируемых мероприятий воспитательной работы, предупредительно-профилактических мер по недопущению происшествий и преступлений. Неэффективно используются и внедряются новые формы и методы воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Однако нельзя не отметить, что в 2008 году Военный совет Военно-воздушных сил, командиры, штабы, органы воспитательной работы проводили плановую работу по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной службы, профилактике правонарушений среди различных категорий личного состава. Основные усилия направлялись на предотвращение гибели личного состава.

Общее количество преступлений и происшествий в расчете на 1 тысячу человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижено на 23%. На 38% уменьшилось количество преступлений, связанных с посягательством военнослужащих на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев, в том числе на 42,5% сократилось количество преступлений на почве нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. На 42% сокращено количество преступлений, совершенных военнослужащими в отношении гражданских лиц.

К сожалению, на 23% возросло количество преступлений, квалифицируемых как хищение государственного, военного имущества и денежных средств. В результате происшествий и преступлений погибли 20 военнослужащих. Самыми распространенными причинами гибели людей явились самоубийства, нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также несчастные случаи. Серьезную озабоченность вызывает высокий удельный вес суицидальных происшествий. На их долю приходится 55% случаев гибели военнослужащих.

В целях совершенствования взаимодействия должностных лиц воинских частей с родителями военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в Военно-воздушных силах организована работа родительских комитетов. Всего в ВВС образовано 517 родительских комитетов, в состав которых вошло 1998 родителей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. В основном в состав родительских комитетов вошли матери (63%) и отцы (34%) военнослужащих, остальные родственники военнослужащих представлены незначительно – бабушки (2%), дедушки (1%).

Но анализ работы родительских комитетов показывает, что родительские комитеты создаются при воинских частях, хотя основное количество военнослужащих по призыву, особенно в частях ЗРВ и РТВ, проходит службу в подразделениях, удаленных от мест дислокации штабов.

К сожалению, проблемным вопросом остается состояние материально-технической базы учреждений культуры, обеспечение воинских частей современными техническими средствами воспитания. Более 60% зданий (фондов) требует ремонта.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Крылатые истребители «зверинца» вермахта

Крылатые истребители «зверинца» вермахта

Николай Якубович

Противотанковая артиллерия советской авиации в годы Великой Отечественной войны

0
2528
Ученые  и армия

Ученые и армия

Сергей Першуткин

Как увеличить вклад фундаментальной науки в укрепление обороны и безопасности страны

0
874
Эрдоган: Анкара не будет просить разрешения у кого-либо на покупку систем С-400

Эрдоган: Анкара не будет просить разрешения у кого-либо на покупку систем С-400

0
681
Маленькое «Монино» российской глубинки

Маленькое «Монино» российской глубинки

Александр Заблотский

Таганрогский музей авиационной техники создан и поддерживается руками энтузиастов

0
1607

Другие новости

Загрузка...
24smi.org