0
7366
Газета Концепции Интернет-версия

25.12.2009 00:00:00

"Мистраль" в горле у отечественного судпрома

Тэги: кораблестроение, вмф, верфь, мистраль


кораблестроение, вмф, верфь, мистраль Военно-морскому флоту нужны не "Мистрали", а новые БДК.

На днях председатель правительства РФ Владимир Путин в очередной раз попытался встряхнуть российских чиновников и руководителей отечественного оборонно-промышленного комплекса, призвав их «в самые сжатые сроки разработать долгосрочную программу» развития отечественного кораблестроения. При этом премьер-министр посчитал правильным учесть при разработке такой программы потребности флота и задачи национальной безопасности страны, которые могут возникнуть в течение следующих минимум 30 лет.

Но пока что Минобороны России вкупе с отдельными компаниями нашей страны готовится поднять свой собственный судпром за счет покупки не самых технологически совершенных зарубежных десантных кораблей и приобрести лицензию на их постройку в Российской Федерации, что в конечном итоге выльется в огромную сумму растраченных бюджетных средств и никоим образом не позволит ни существенно повысить боевой потенциал ВМФ РФ, ни двинуть вперед отечественное кораблестроение.

ТРАЛЬЩИК – ЗА ДОЛГИ

Особо примечательно, что незадолго до выступления-наказа Владимира Путина, буквально за неделю, в том же Северо-Западном регионе РФ произошло событие иного плана, за которое никто отнюдь не испытает чувство гордости за родную державу. 12 декабря в столице Карелии Петрозаводске на ОАО «Судостроительный завод «Авангард» приставы арестовали за накопившиеся долги имущество предприятия на сумму в 3 млн. руб., в том числе и недостроенный тральщик.

Причем ситуация с «Авангардом» сегодня, в том числе и как следствие мирового финансово-экономического кризиса, сложилась чрезвычайно тяжелая – по данным Федеральной службы судебных приставов, завод является должником по 233 (!) исполнительным листам на общую сумму┘ более 210 млн. руб.! Из них около 182 млн. руб. приходятся на долги по налогам и сборам. При этом часть долгов «тянется» за предприятием еще с 1990-х годов. Но в конце 2008 года на «Авангарде» ввели процедуру наблюдения, исполнительные производства были приостановлены – за исключением суммы около 3,9 млн. руб. по страховым взносам в пользу Пенсионного фонда России.

Кроме того, всего за пять месяцев 2009 года долг по зарплате на заводе вырос почти до 5 млн. руб. – средств, полученных от Минобороны за ремонт одного тральщика (не того, что арестовали), хватило только для выплаты труженикам «Авангарда» заработанных денег за июнь (в декабре!). В итоге – закономерный результат: в начале декабря около половины из оставшихся на заводе немногим более сотни сотрудников получили уведомления об увольнении. А ведь до развала Советского Союза на «Авангарде», являвшемся одним из крупнейших предприятий по постройке и ремонту минно-тральных кораблей различных типов, работали более тысячи человек. Можно говорить о том, что минно-тральным силам российского флота в самое ближайшее время может быть нанесен серьезный урон, ведь это только кажется, что «маленькие кораблики» – тральщики – спроектировать и построить, что раз плюнуть.

Причина тяжелой ситуации на «Авангарде» и невозможности погасить долги банальна – у завода нет заказов от Минобороны, которое всегда было главным потребителем продукции и услуг Петрозаводского судостроительного предприятия. Помнится, года три-четыре назад начальники и руководители всевозможных рангов наперебой кричали о том, что флот буквально «завалил заказами» «Авангард», который становится главным заводом по постройке и ремонту минно-тральных кораблей Балтийского флота, а то, может, даже и Северного – вот как много, дескать, работы. Но гигантизм и «рублевый» замах российского ВМФ вновь оказался пшиком, ударом «на копейку». Хотя, если, по словам Владимира Путина, флот готов помочь Амурскому судостроительному заводу – в виде дополнительных заказов на сумму до 3 млрд. руб. (это не считая 1,9 млрд. руб. на завершение работ по предназначенной для ВМС Индии атомной подводной лодке «Нерпа»), то почему бы не «перекроить» план и найти заказы, которые можно было бы разместить на «Авангарде»?

Но у нас, впрочем, и с минно-тральными кораблями нового поколения дела обстоят не блестяще. Так, головной морской тральщик проекта 02668 – построенный на Средне-Невском судостроительном заводе «Вице-адмирал Захарьин» – два года проходил испытания, что слишком уж много для корабля такого класса водоизмещением менее 1000 тонн, и только в январе 2009 года был включен в боевой состав Черноморского флота. Последующих тральщиков пока что-то и не предвидится.

Однако другого и быть не может – бюджетных средств не хватает даже на корветы типа «Стерегущий» и фрегаты типа «Сергей Горшков». Все средства брошены на ремонт и постройку атомных подводных стратегических ракетоносцев, на реализацию программы никак не желающей летать морской ракеты «Булава». А потому теперь не до тральщиков. Зато не исключено ассигнование 2 млрд. евро на покупку «партии» французских десантно-командных кораблей типа «Мистраль»┘

СТРАННЫЙ ВЫБОР

А обойти тему приобретения «Мистраля» никак нельзя, ведь пока Владимир Путин давал указание руководителям Объединенной судостроительной корпорации и командованию ВМФ РФ разработать долгосрочную программу кораблестроения России, в которую заложить прогнозируемые задачи на несколько десятилетий вперед, в Северной Пальмире, но в более тихой обстановке, вне внимания СМИ, происходило еще одно совещание. Дело в том, что расположенный на другой набережной Невы «Балтийский завод» в тот же день – оцените «гримасу судьбы» – посетила делегация Минобороны Франции и судостроительной промышленности Пятой республики, повод – оценка производства по поводу возможности организации там лицензионной постройки десантно-командных кораблей типа «Мистраль».

Хотя пресс-служба Объединенной промышленной корпорации (ОПК, в ее ведении находятся промышленные активы Межпромбанка – в том числе и санкт-петербургские ОАО «Балтийский завод» и ОАО «Северная верфь») и указывала, что эта тема была одной из многих обсуждавшихся во время визита французских специалистов. Интересно, а что еще там надо было французским военным и судостроителям? Ну уж точно не портовый ледокол «Санкт-Петербург» они приехали в лютый мороз смотреть!

Ранее российские официальные лица говорили о том, что у нас будет объявлен тендер по данному вопросу, что, мол, есть и другие, не менее привлекательные, чем «Мистраль», вертолетоносцы для выбора. Однако ничего не известно о визитах на отечественные судоверфи представителей Голландии или Испании, которые могли бы предложить даже, может быть, лучшие корабли аналогичного назначения – раз наша, российская, школа проектирования и кораблестроения не удовлетворяет российское Минобороны и наших адмиралов.

Более того, вызывает определенное удивление тот факт, что визит французских специалистов прошел только на «Балтийском заводе», тогда как у нас есть и другие предприятия, способные строить корабли такого класса. Например, те же «Адмиралтейские верфи», которые даже сегодня – без модернизации – совсем чуть-чуть не дотягивают до заветного рубежа в 100 тыс. тонн водоизмещения, о чем так активно говорили многочисленные лоббисты, продвигая идею постройки в России некой «суперверфи».

Упор на «Балтийский завод» тем более непонятен, если рассматривать российское кораблестроение в целом – в рамках всей страны. Особенно, если принимать во внимание то, что это предприятие фактически не входит в структуру Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Это – частное предприятие с небольшой долей государства. А задачей ОСК, значит, и всех чиновников, согласно указаниям президента и премьера, является развитие в первую очередь государственной части судпрома. И ведь среди государственных верфей есть ничуть не менее крупные, чем «Балтийский завод».

Например, предназначенный для работы в арктических морях танкер «Кирилл Лавров», на спуске на воду которого 18 декабря присутствовал Владимир Путин, строился на стапеле ОАО «Адмиралтейские верфи» всего год. Есть еще и северодвинский «куст» судостроения, и калининградский «Янтарь». Получается, что при надлежащем финансировании российские предприятия могут строить гражданские суда, и то же самое можно сказать в отношении боевых кораблей: будут деньги и квалифицированные рабочие руки – отечественные заводы смогут дать нашему флоту (а также зарубежному заказчику) и корвет, и фрегат, и десантный вертолетоносец, и даже авианосец. Но дело-то как раз в том и заключается, что нет достаточных средств, а скоро не будет и квалифицированных рабочих и инженерных рук.

Как представляется, «коробка» французского «Мистраля» не является более технологически совершенной, чем корпус танкера арктического класса или модернизируемого авианосца «Викрамадитья». Радиоэлектронная начинка – это другое дело, но кто вам сказал, что страна НАТО, теперь даже входящая в военную организацию блока, даст России те наработки и технологии, которые внедрены на десантно-командных кораблях типа «Мистраль», вошедших в боевой состав ВМС Франции? Да можно вполне определенно сказать, что не дадут, а если бы и дали – большая часть их систем не совместима с российскими системами аналогичного назначения. Что, заграничные приобретения будут служить на флоте отдельно от всего остального корабельного состава?

Думается, что в случае покупки такого корабля и лицензии на его постройку нам просто продадут стальную «коробку», в лучшем случае – оснащенную новейшими дизельными двигателями, сантехникой и проложенными кабель-трассами, к которым надо будет подключать свою аппаратуру. Но не слишком ли низко ценит российское военно-политическое руководство свои проектно-конструкторские организации и судостроительные предприятия, что готово отдать сотни миллионов евро «за бугор»? Тогда как от российского кораблестроения можно требовать освоения высокотехнологичных проектов – ведь оно же, по мысли чиновников, не готово построить такой в принципе не особо сложный корабль, как «Мистраль»?


Российский судпром может строить самые современные боевые корабли.
Фото из журнала «Арсенал»

ДЕЛО – В ДЕНЬГАХ И ТВЕРДОЙ ВОЛЕ

Во время совещания на «Адмиралтейских верфях» Владимир Путин справедливо подметил, что в отличие от гражданского судостроения, в военном кораблестроении «такого качественного рывка» пока что не последовало. И это при том, что уже давно определена необходимость к 2020 году довести количество новой военно-морской техники в ВМФ России до 70%. При том, что уже не один год идет процесс создания Объединенной судостроительной корпорации, призванной стать «спасителем» отечественного судпрома.

Последнему премьер наказал «выстроить единую технологическую цепочку строительства и последующего обслуживания военных судов», но ведь такая цепочка – проектирования, постройки, послепродажного обслуживания и ремонта, а также утилизации – у нас в стране и так есть. Тогда зачем нужна ОСК? Чем она будет заниматься? Организацией участия российских компаний на выставках морской направленности? Думается, здесь и без нее справятся, а вот, как показывает нынешняя суровая действительность, создать единый судостроительный комплекс в России ей просто не по силам – дело уже без смеха, а со слезами на глазах, напоминает басню Крылова о лебеде, раке и щуке.

Если рассматривать конкретно военное кораблестроение – то сделать что-то путное здесь невозможно, в том числе и потому, что государство – в лице Минобороны и ВМФ РФ – не готово обеспечить российские проектно-конструкторские организации и верфи должным количеством хорошо и вовремя финансируемых заказов. Об этом косвенно заявил и сам Владимир Путин: «Нельзя не принимать во внимание и реальные возможности государства по финансированию соответствующих проектов». А нет заказов – нет стимула к развитию кораблестроения, нет стимула – не будет скоро и самих верфей и КБ, утекут за границу и в другие отрасли высококвалифицированные кадры. А нет всего этого – и в головах адмиралов и генералов начинают циркулировать мысли о том, что «проще и дешевле» заказать военно-морскую технику за рубежом. Все – замкнутый круг, гордиев узел, который пока что не получается разрубить даже у премьера с президентом.

Но, как представляется, более выгодным для иных госчиновников является процесс «перманентной реорганизации и строительного долгостроя», когда корабли не сдаются заказчику, а годами – а то и десятилетиями – пребывают на верфях. За это время все вовлеченные в данный контракт стороны – как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя – «кормятся» на нем, а потом, когда придет пора спрашивать, оказывается, что и спрашивать-то в условиях «коллективной безответственности» попросту не с кого.

А в подобных условиях ни создание Объединенной судостроительной корпорации, которая еще не успела ничем себя прославить ни в одном из реальных дел, но зато уже получила четвертого по счету руководителя, ни вынесение ей «на вид» указаний – даже со стороны первых лиц государства – ничего изменить не сможет.

Р.S. 21 декабря главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высокий сообщил журналистам, что Россия ведет переговоры с рядом зарубежных партнеров о возможности приобретения для отечественного Военно-морского флота корабля типа французского вертолетоносца «Мистраль». Главком сообщил, что переговоры ведутся не только с Францией, но и с Голландией, и Испанией. При этом адмирал отметил, что на первом месте стоит вопрос о возможности привлечения зарубежных технологий для производства подобных кораблей в России. По словам Владимира Высоцкого, «речь не идет конкретно о «Мистрале». Главная задача – привлечение перспективных зарубежных технологий». «Вот о чем идет речь, а не о тупой закупке корабля, когда мы покупаем корабль и ничего больше в него не вкладываем», – подчеркнул главком. На вопрос о способности российской промышленности самостоятельно строить такие вертолетоносцы, Высоцкий ответил утвердительно, но оговорился, что «для этого нужно провести соответствующую подготовку».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
344
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
385
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
546
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
463

Другие новости