0
1667
Газета Концепции Интернет-версия

11.11.2011 00:00:00

Вашингтону очень нужна крепкая дружба с Москвой

Тэги: сша, россия


сша, россия Уровень доверия и взаимопонимания между лидерами США и России признан пока довольно низким.
Фото с официального сайта президента РФ

После распада Советского Союза и появления России на международной арене как независимого государства, Москва перестала быть стратегическим соперником Вашингтона. Однако Кремль, выйдя из роли основного врага Белого дома, вовсе не стал его другом. Такой вывод прозвучал в недавно вышедшем в США докладе «Россия и национальные интересы США. Что должно беспокоить американцев?». В разработке этого документа участвовали несколько десятков бывших крупных политических деятелей и высокопоставленных военных, видных ученых и бизнесменов, из которых была создана специализированная целевая группа, изучившая национальные интересы США и возможное влияние России на их реализацию. Работа проходила под эгидой Белферского центра науки и международных отношений Гарвардского университета и расположенного в Вашингтоне Центра национальных интересов.

ЗАЧЕМ РОССИЯ НУЖНА АМЕРИКЕ

Ввиду достаточно сложной истории России, неадекватного поведения ее лидеров в международных делах, создающего серьезные трудности для многих стран, относительно слаборазвитой экономики и, с развалом СССР, значительно уменьшившейся роли на международной арене, как отмечают авторы доклада, возникает резонный вопрос: нуждается ли Вашингтон в Москве как в партнере?

Авторы утверждают, что отношения с Россией должны быть высочайшим приоритетом для Америки, поскольку политика Кремля может оказать существенное воздействие на выполнение Белым домом стоящих перед ним задач по обеспечению национальных интересов.

Президент Барак Обама и бывший обитатель Овального кабинета Джордж Буш неоднократно заявляли, что ядерный терроризм является самой главной угрозой национальной безопасности Америки. Сегодня США и Россия обладают 95% мирового ядерного арсенала и большей частью накопленных на планете запасов расщепляющихся материалов. Они являются и крупнейшими поставщиками ядерных технологий гражданского назначения. Кроме того, сегодня Россия – это единственная страна, которая способна уничтожить США в течение получаса. В связи с этим помощь России в предотвращении ядерной войны имеет решающее значение для США.

Россия играет ключевую роль и в возглавляемой США кампании по воспрещению распространения ядерного оружия, материалов и технологий, к обладанию которыми стремятся не только отдельные государства, но и некоторые неформальные агрессивные группировки. Кремль поддерживает многие инициативы Белого дома по борьбе с ядерным терроризмом и проводит совместные с США мероприятия по разведке «Аль-Каиды». Без помощи России США будут испытывать серьезные трудности в проведении мероприятий по воспрещению распространения ОМУ и в постановке преград на пути ядерного терроризма.

Россия играет важную роль в современной мировой системе. Объединение целей Москвы и Белого дома на международной арене может привести к существенному улучшению соотношения сил в мире и дать Америке значительные преимущества, прежде всего в ее намерениях осуществлять контроль развития Китая как мировой державы. А вот игнорирование России в решении этих вопросов может очень дорого обойтись США. Ее членство в Совете Безопасности ООН и влияние в мире могут стать залогом успеха американской дипломатии при решении большого числа самых различных проблем.

Россия предоставила США доступ к своему воздушному пространству и некоторым территориям, которые используются Америкой в качестве важнейших альтернативных маршрутов поставки вооружений и предметов снабжения американским войскам в Афганистане. Это стало очень важным фактором после серьезного ухудшения отношений Вашингтона с Исламабадом. Кроме того, российские специалисты помогают Америке в обучении офицеров Афганистана и снабжают их оружием и оборудованием.

Ну и еще Россия обладает самой большой территорией на планете, является крупнейшим государством Европы по численности населения. Она расположена на стратегическом пересечении территорий Европы, Азии и Большого Ближнего Востока. В связи с этим Россия находится в близости ко всем проблемным регионам и является важнейшим транзитным коридором для поставок энергоресурсов и различных товаров.

Все это, а также высокий энергетический потенциал России, который помогает сохранять стабильность мировой экономики и обеспечивает экономический рост США и других государств мира, а также ее финансовая привлекательность для западных фирм, ставит Вашингтон перед необходимостью постоянно развивать конструктивные и позитивные отношения с Москвой.

ЧТО ДУМАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ

Как полагают авторы доклада, правящим кругам России и США удалось преодолеть конфронтацию холодной войны. Но лидеры двух стран так и не смогли создать эффективную систему двусторонних отношений. Их-то и анализировали американские специалисты с позиций полезности для национальных интересов США. Исследователи отметили, что Россия является страной, которая может сыграть ведущую роль в реализации жизненно важных интересов Америки, включая ядерный потенциал, реализацию политики нераспространения, борьбу с терроризмом, решение геополитических проблем, афганскую кампанию, энергетику и ряд других крайне значимых для Белого дома направлений развития США. И отношение Москвы к реализации этих направлений будет оказывать непосредственное и весьма значительное влияние на процесс их претворения в жизнь. По мнению авторов документа, в мире существует очень мало государств, которые так же важны для Соединенных Штатов, как Россия.

Кстати, составители доклада считают, что большая вероятность возвращения нынешнего премьер-министра Владимира Путина на пост президента РФ никоим образом не скажется на национальных интересах США, так или иначе связанных с Россией. Интересы Кремля в части, относящейся к Америке, тоже останутся неизменными. Однако, судя по прошлому опыту, диалог России с Америкой и Западом при новом президенте может стать более жестким. Что потребует особого внимания и концентрации усилий американских политиков для дальнейшего развития двусторонних отношений.

Политика администрации президента Барака Обамы в развитии отношений с Россией способствовала существенному укреплению связей Белого дома и Кремля. Однако сотрудничество двух стран все еще остается довольно хрупким.

По мнению экспертов, трудности в развитии и поддержании нормальных контактов двух стран в значительной мере определялись не столько различиями в политических взглядах на международные и экономические проблемы, сколько неспособностью их лидеров сломать стену взаимного недоверия и подозрительного отношения к мотивам действий друг друга. И это является более серьезным препятствием на пути сотрудничества, чем несовпадение интересов и национальных ценностей.

Внутриполитические процессы в России и в США еще более затрудняют развитие их нормальных отношений. Каждый раз, когда лидеры Москвы и Вашингтона пытаются объявить улучшение двусторонних отношений важным дипломатическим успехом, их внутренние политические противники выступают с диаметрально противоположными утверждениями. Как отметили авторы исследования, в более широком смысле можно утверждать, что даже при отсутствии острых политических разногласий американские лидеры не раз способствовали появлению мало соответствующих реальности надежд на укрепление американо-российских отношений и желаемое развитие ситуации в России. Результатом этого неизбежно становилось затем разочарование и утрата американцами иллюзий по поводу дальнейшего сотрудничества с Кремлем. А в конечном смысле все это вело к снижению возможностей любой американской администрации по проведению последовательной политики в обеспечении национальных интересов США.

Как утверждают американские специалисты, интересы и ценности США и России далеко не всегда стоят в одном ряду, а их перспективы и стратегии очень часто даже находятся на диаметрально противоположных сторонах. И самое большое, чего могут добиться Москва и Вашингтон, – это достижение определенного прогресса в ряде областей взаимодействия. Но США придется столкнуться с реальностью провалов в других сферах сотрудничества с Россией, что делает создание атмосферы максимального взаимного доверия еще более важным фактором разрешения противоречий Белого дома и Кремля.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЛИТИКАМ

По итогам многочисленных дискуссий, проходивших между членами рабочей группы, имеющих большой опыт взаимодействия с Россией, был составлен перечень рекомендаций руководству Белого дома и указаны направления работы политиков и законодателей, в которых они должны двигаться в будущем, чтобы обеспечить защиту своих национальных интересов с помощью Кремля.

Прежде всего США в тесном взаимодействии с Москвой должны разработать и реализовать конкретный план обеспечения предельно высоких стандартов защиты во всех регионах планеты запасов ядерных вооружений, оружейного плутония и высокообогащенного урана. Америка и Россия должны добиваться достижения твердой договоренности со всеми странами мира о том, что они не будут открывать новые национальные программы по созданию производственных мощностей для обогащения урана или переработки плутония. К указанному плану должен прилагаться жесткий график сроков проведения всех необходимых мероприятий.

Вашингтону необходимо вступить в диалог с Москвой по выработке современной концепции обеспечения стратегической стабильности и на паритетных началах в перспективе разработать соответствующие документы. При этом особый акцент должен быть сделан на признании того факта, что США и РФ больше не являются врагами, оборонные потенциалы которых направлены на взаимное и полное уничтожение друг друга. Обе страны просто обязаны выступать в роли партнеров.

Будущий этап сокращений ядерных арсеналов России и США должен включать мероприятия по размонтированию как развернутых ядерных ракет, так и МБР, хранящихся в арсеналах. Потолок численности ядерных боеголовок каждой страны не должен превышать 1000 единиц или быть еще более снижен. При этом Америка должна сосредоточить свои усилия не столько в направлении достижения согласия по уровню сокращения боеголовок, сколько на том, чтобы обеспечить консолидацию действий в этой области, их транспарентность и эффективные механизмы и процедуры контроля проводимых сокращений.

Американские специалисты считают, что США необходимо продолжать реализацию программ развертывания систем ПРО в Европе и в различных регионах мира. Все эти мероприятия должны проводиться в соответствии с реальными и объективным оценками будущих угроз национальной безопасности Америки, ее союзников и друзей на базе имеющихся в ее распоряжении технологий и объемов финансовых средств. При этом, как подчеркивают эксперты, политики Соединенных Штатов должны быть готовы к проведению реальных и конкретных переговоров по вопросу создания новой глобальной системы обеспечения безопасности европейских стран. Этот вопрос прежде всего нужно решать на уровне членов Североатлантического альянса. А после принятия соответствующих решений к этому диалогу надо привлечь и Россию, у которой должен появиться реально значимый голос в решении всех вопросов европейской безопасности и которая должна стать эффективной силой быстрого реагирования, способной в чрезвычайных ситуациях обеспечить противодействие возможности возникновения конфликтов и их разрешение.

Специалисты, составившие доклад, указывают и на то, что укрепление сотрудничества с Россией американским политикам следует считать более приоритетным направлением, чем расширение НАТО такими способами, которые могут оказать негативное влияние на взаимодействие двух стран.

Докладчики рекомендуют руководству США провести необходимые мероприятия по укреплению американско-российского потенциала по сбору и оценке разведывательных данных в области потенциальных террористических угроз и организовать эффективный обмен этой информацией. Особое внимание должно быть уделено угрозам ядерного, биологического и химического терроризма, а также проведению боевиками обычных террористических акций, направленных против обеих стран и их союзников, предпринять необходимые усилия по приведению в соответствие перечней террористических организаций, действующих в России и Америке.

США необходимо взаимодействовать с РФ по вопросу оказания различных видов давления на Пакистан, который должен прекратить давать прибежище бандформированиям моджахедов, совершающим вылазки в Афганистан, и оказывать им финансовую поддержку. Кроме того, Белому дому необходимо интенсифицировать обсуждение с Кремлем вопросов по завершающей фазе операции в Афганистане. При этом соответствующие переговоры должны провести представители Пентагона и Минобороны РФ.

Часть рекомендаций экспертов включает вопросы экономического взаимодействия. США должны повысить приоритет американо-российских переговоров по энергетическим вопросам. При этом особое внимание следует уделить устранению препятствий для двусторонних инвестиций, торговли и исследований. Белый дом, по мнению экспертов, должен убедить Кремль в необходимости создания благоприятных условий для зарубежных инвестиций в энергетическую сферу и в российскую экономику в целом. Американские политики должны сделать все необходимое, чтобы Москва поняла, что некорректное отношение к американским и западным компаниям только вредит инвестиционному климату, подрывает международный имидж России и существенно препятствует улучшению отношений с США.

Соединенным Штатам, полагают специалисты, составившие доклад, необходимо возобновить переговоры по подписанию двустороннего инвестиционного договора, которые прошли в середине 90-х годов. Белый дом обязан рассеять опасения американских инвесторов по поводу вложения средств в российскую экономику и предоставить им возможность вывода своих капиталов в случае попыток национализации инвестиций американских компаний в России или других действий, равносильных национализации.

Авторы доклада призывают Конгресс США отменить поправку Джексона–Вэника к Федеральному закону о торговле, принятую в 1974 году. Эта поправка ограничивала торговлю Америки с социалистическими странами, которые препятствовали эмиграции своих граждан. В отношении России ее действие сохраняется до сих пор.

Конгресс США должен также уделять особое внимание предотвращению крупномасштабной коррупции и существенных нарушений прав человека в России. Американские власти имеют право выражать озабоченность случаями нарушения Россией своих международных обязательств или национальных законов. При этом представителям Белого дома и американским парламентариям лучше бы избегать менторских тональностей в своих заявлениях. США должны отдавать себе ясный отчет в том, что демократические изменения в России будут проходить достаточно медленно и их конечный формат необязательно будет соответствовать принципам американской демократии. Америке необходимо поддерживать действия России в области проведения демократических и рыночных реформ. При этом политики обязаны избегать заявлений и действий, которые могут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела России.

В завершение рекомендаций специалистов американским политикам говорится: «Учитывая, что на кону стоят жизненно важные американские интересы, а влияние Вашингтона на медленную демократическую трансформацию России ограничено, Соединенные Штаты не должны позволить продвижению демократии стать доминантой своего подхода к России».

А ЕСЛИ ДОГОВОРИТЬСЯ НЕ УДАСТСЯ?

Американские власти могут надеяться на то, что Кремль для укрепления отношений с США пересмотрит многие из своих стратегических концепций, считают авторы доклада. Однако Вашингтон вынужден отдавать себе полный отчет в том, что Москва наверняка никак не будет содействовать реализации политических целей США в том случае, если американо-российские отношения вступят в стадию резкого ухудшения. В такой ситуации неспособность Белого дома установить постоянные рабочие контакты с руководством Кремля может обернуться для Америки довольно тяжелыми последствиями. Как показывает политическая практика прошлых лет, даже некоторая приостановка отношений между двумя державами была чревата серьезными проблемами.

И США, и Россия нацелены на развитие двусторонних отношений. Вашингтон и Москва имеют ясное представление о том, к сколь значимым для них самих и мира в целом положительным итогам может привести укрепление отношений Кремля и Белого дома. Однако и российская, и американская стороны отчетливо понимают: если перспектива установления нормальных отношений отодвинется на слишком далекий срок, тогда не придется говорить даже о том, что существующие на сегодня положительные достижения, которые могут уменьшить серьезные разногласия между Россией и Америкой, воспрепятствуют полному разрыву этих отношений.

Тесно работая с Россией в самых различных областях, американские власти обязаны скрупулезно оценивать не только национальные интересы США, но и негативные стороны своей неспособности установить нормальные отношения с Россией, а также те выгоды, которые может дать такое взаимодействие. Политики должны учитывать и тот факт, что политически Кремль вполне в состоянии оказать реальное и эффективное противодействие Америке в ряде сфер, включающих жизненно важные национальные интересы США.

В заключение доклада его авторы констатируют: «По нашему обдуманному мнению, выбор очевиден: Соединенные Штаты должны стремиться к устойчивым сотрудническим отношениям с Россией для продвижения жизненно важных американских национальных интересов, но должны делать это без каких-либо иллюзий, касающихся как периодически возникающих новых имперских амбиций Москвы, так и темпов демократических перемен в России».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
874
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1020
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1422
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1151

Другие новости