0
1812
Газета Концепции Интернет-версия

03.02.2012 00:00:00

США и НАТО: координация военной политики

Александр Бартош

Об авторе: Александр Александрович Бартош - член-корреспондент Академии военных наук, эксперт Центра военно-дипломатического анализа и оценок Лиги военных дипломатов.

Тэги: сша, нато, стратегия


сша, нато, стратегия Встреча единомышленников на берлинской сессии министров иностранных дел НАТО (апрель 2011 года).
Фото Reuters

Администрация США 5 января 2012 года после консультаций с союзниками по НАТО обнародовала новый документ «План оборонной стратегии» (US Defence Strategic Review), которая призвана сохранить военное превосходство Соединенных Штатов с помощью более компактных и эффективных вооруженных сил, способных дать ответ на глобальные вызовы современности. Получили дальнейшее развитие вопросы гибкости использования вооруженных сил и координации военных усилий с партнерами.

В основе изменений оборонной стратегии США лежит сочетание двух факторов – бюджетного давления, связанного с мировым финансово-экономическим кризисом и перемен в стратегической обстановке. По замыслу авторов, новая стратегия направлена на сбалансированное сокращение расходов на оборону на 487 млрд. долл. в течение 10 лет, но сокращения не должны означать, что стране придется выбирать между национальной безопасностью и финансовой ответственностью. Одновременно новая стратегическая обстановка дает Пентагону возможность пересмотреть как состав сил и средств для военного реагирования на угрозы, так и их дислокацию. Авторы документа считают, что наиболее вероятные сейчас угрозы вряд ли потребуют от ВС США готовности к ведению одновременно двух крупных региональных войн, что предусматривалось в действовавшей до настоящего времени концепции состава сил.

Одновременно рост относительной мировой значимости Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Ближнего Востока потребует направления туда соответствующих человеческих, экономических и военных ресурсов.

При этом считается, что Европа и Латинская Америка остаются стабильными, а Африке предстоит еще много сделать для реализации собственного потенциала. На этом фоне аналитики Пентагона пока не берутся с уверенностью прогнозировать последствия арабской весны для региона Ближнего Востока и Центральной Азии, хотя и высказывают по этому поводу сдержанный оптимизм на среднесрочную перспективу.

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕНТАГОНА

Президент Барак Обама, представляя новую стратегию в Пентагоне, отметил, что теперь США вступают в переходный период. По его словам, «┘с окончанием военных действий в Ираке и Афганистане мы можем позволить себе сократить численность сухопутных войск. Мы продолжим избавляться от устаревших систем времен холодной войны, чтобы освободить средства для развития направлений, необходимых нам в будущем...». В документе и приложениях к нему сформулированы стратегические подходы, которые будут положены в основу военной политики США на ближайшее десятилетие.

Во-первых, совершенствование ядерных сил США. В рамках концепции «Быстрого глобального удара» наращивать потенциал высокоточных средств поражения в неядерном оснащении, обладающих глобальной досягаемостью и способных уничтожать объекты противника в течение нескольких десятков минут. Разрабатывать системы оружия на новых физических принципах. Наряду с этим продолжить сокращение ядерных сил при одновременном сбалансированном укреплении обычных сил, развертывании противоракетной обороны, совершенствовании потенциала высокоточных вооружений.

Во-вторых, сокращение численности вооруженных сил и бюджета Пентагона не должно происходить слишком резко, так как в мире сейчас наступил, по выражению Министерства обороны, «переломный момент» и в ближайшие годы события могут начать развиваться в самых разных – и зачастую непредсказуемых – направлениях. Признается достаточно высокой вероятность возникновения непредвиденных обстоятельств, которые могут потребовать быстрой переориентации от курса на сокращение личного состава ВС к наращиванию сил и средств. С этой целью План стратегии предусматривает, что процесс сокращения можно будет оперативно обратить вспять, что потребует сохранения необходимого уровня готовности вооруженных сил и резервов личного состава и вооружений. А это означает сохранение адекватного финансирования резервных сил, в том числе оперативных. Таким образом, идея «разрушить все до основания, а затем┘» явно не вдохновляет американских стратегов.

В-третьих, активное использование всестороннего подхода, рассматривающего дипломатию, разведку, помощь в развитии и прочие невоенные направления как действенные инструменты национальной безопасности, требующие адекватного финансирования. Например, потребуются дополнительные усилия для того, чтобы компенсировать последствия от снижения военного присутствия США в Ираке и Афганистане. В связи с предполагаемой передислокацией части сил США в Азиатско-тихоокеанский регион неизбежно будут востребованы различные формы воздействия на партнеров Вашингтона в АТР, многие из которых вовсе не горят желанием принимать у себя американских солдат. Отдельного рассмотрения могут потребовать последствия передислокации части сил в Восточную Европу.

В-четвертых, особое внимание уделить политике США в отношении НАТО. Считается, что ожидаемое сокращение американских сил в Европе внесет известную корректировку в отношения США с союзниками, однако не затронет основополагающие принципы трансатлантических отношений в оборонной сфере: сохранение за Вашингтоном лидирующей роли в альянсе и обеспечение трансатлантического единства. Наряду с этим достаточно явно просматривается намерение Вашингтона потребовать от европейских членов альянса раскошелиться на дополнительные меры по наращиванию своего оборонного потенциала. Американцев явно не устраивает перспектива вновь приходить на помощь НАТО, как это было на Балканах и в Ливии. Европейцев попросят увеличить военные расходы для приобретения новейших военных систем (средства стратегических воздушных и морских перебросок, самолеты пятого поколения, системы связи и управления, беспилотники и другие технические средства разведки и РЭБ). Продолжить совершенствование Сил первоочередного задействования и ударных групп и в целом более полно интегрироваться в систему НАТО и взять на себя большую долю ответственности за собственную оборону. В ближайшие годы особый упор предполагается сделать на увеличение финансового вклада европейцев в развертывание европейской ПРО с наращиванием числа пусковых установок и РЛС.

КУРС – НА ДОМИНИРОВАНИЕ

В ходе развития мирового политического процесса появление этого документа можно рассматривать как еще один шаг к переходу от американоцентристской модели мира, пик популярности которой пришелся на годы администрации Дж.Буша, к модели доминирования США на основе партнерства с другими международными субъектами (в военной области это прежде всего НАТО). В этом контексте всеобъемлющие стратегические принципы координации военных усилий США и их союзников по НАТО в дальнейшем планируется согласовать на саммите альянса в Чикаго в мае 2012 года в документе о «Принципах разумной обороны».

В рамках подготовки этого директивного документа и явно с учетом установок американского Плана оборонной стратегии на заседании Североатлантического совета НАТО на уровне министров иностранных дел в Брюсселе 7–8 декабря 2011 года были рассмотрены задачи по совершенствованию военного потенциала альянса.

Министры обсудили «Обзор построения сил сдерживания и обороны», в котором вновь продемонстрировали политическую волю сохранять и развивать весь диапазон сил и средств, необходимых для защиты от любой угрозы безопасности, которой подвергается население и территория стран-союзниц. Новый импульс получит не только программа ПРО, но и совершенствование потенциала Сил первоочередного задействования, повышение их мобильности за счет закупок военно-транспортных самолетов (в период до 2021 года семью странами НАТО намечено закупить около 180 широкофюзеляжных военно-транспортных самолетов А400М), судов, развития систем связи, управления войсками и разведки.

Первостепенное внимание было уделено реализации решения саммита в Лиссабоне о создании системы противоракетной обороны НАТО от баллистических ракет для обеспечения полного прикрытия и защиты населения, территории и вооруженных сил всех европейских стран альянса от растущей угрозы распространения баллистических ракет. Этот потенциал будет в рамках единой системы командования и управления НАТО.

Была подтверждена политическая директива саммита в Лиссабоне о привлечении возможностей всех союзников в интересах поддержки системы ПРО НАТО. В этом контексте в рамках предложенного Вашингтоном адаптивного подхода ведется интенсивная работа над военно-политическими договоренностями между США и другими государствами НАТО в интересах создания промежуточного потенциала ПРО уже к моменту проведения встречи в верхах в Чикаго.

Сделаны очередные шаги по наполнению практическим содержанием решений берлинской сессии министров иностранных дел НАТО (апрель 2011 года) по активному привлечению партнеров к расширению сферы глобального влияния Организации Североатлантического договора. Речь идет в первую очередь о регионе Западных Балкан, Средиземноморье и районе Персидского залива. Одновременно планируется наращивать партнерские связи НАТО в Северной Африке (включая Ливию) и на Ближнем Востоке. Здесь предполагается активизировать потенциалы Средиземноморского диалога и Стамбульской инициативы о сотрудничестве в интересах содействия в проведении реформ в сфере обороны и безопасности.

Министры подтвердили известную политику «открытых дверей», предполагающую интеграцию в альянс партнеров-кандидатов на вступление, в соответствии с предыдущими решениями, принятыми на встречах в верхах в Бухаресте, Страсбурге-Келе и Лиссабоне. В ближайшее время обсуждение военных аспектов координации усилий США и союзников по НАТО предполагается продолжить на встрече министров обороны альянса в Брюсселе 2–3 февраля сего года.

МИР С ЗАБОТОЙ О ВОЙНЕ

Прошедшее в Брюсселе заседание министров иностранных дел НАТО было явно «заточено» под новую военную стратегию США.

По вопросу о противоракетной обороне натовцы остались на уже не раз заявленной позиции, суть которой заключается в том, что транспарентность, которую принесет с собой сотрудничество в области ПРО, еще больше укрепит отношения России и НАТО. Вновь прозвучали ритуальные заверения, что потенциал ПРО НАТО является оборонительным и не подорвет российских средств стратегического сдерживания.

Реальность такова, что не приходится в обозримой перспективе ожидать каких-либо изменений во взглядах США и НАТО на ПРО в Европе. Планы одобрены обеими палатами Конгресса США, профинансированы и будут реализованы совместно с НАТО. Темпы такой реализации намного опережают переговорный процесс, который ведется между Россией, США и НАТО в этой области.

В этих условиях, наивно рассчитывать на изменение позиции Вашингтона и Брюсселя без неотложного наращивания возможностей для решительной реакции России как в военной, так и в экономической сфере отношений с нашими партнерами. Без этого подвижек не дождемся. Способность альянса неуклонно придерживаться заявленной линии без какого-либо учета интересов России (и любых других стран, политический, экономический и военный потенциал которых уступает соответствующим возможностям альянса) подтверждается всей историей отношений России и НАТО.

Понимание этого императива у нас вроде бы существует. Однако одного понимания тревожного факта мало. Нужны безотлагательные действия. Невольно возникает аналогия с ситуацией в отношениях между СССР, США и странами НАТО в разгар холодной войны, когда по периметру советских границ создавались военные базы, размещались ракеты с ядерными боеголовками и аэродромы с носителями ядерных бомб. Тогда лишь создание убедительного ответного потенциала положило конец этой тенденции.

Вспоминается и «нулевой вариант» в 80-х годах, связанный с согласованным выводом из Европы ракет средней дальности США и СССР. Но тогда у нас были аргументы, которые правильно воспринимались партнерами на переговорах: ракеты СС-20, например. Сегодня нужно вновь готовить достойный ответ на брошенный нам вызов. В этом контексте можно говорить о пересмотре Россией договоров и соглашений, ограничивающих ее деятельность в военной сфере. Наращивать усилия по созданию и внедрению в войска современных систем оружия и военной техники. Разработать меры экономического характера. Укреплять отношения в рамках ОДКБ и ШОС, формировать реальный силовой потенциал обеих организаций.

Вашингтону и Брюсселю должен быть послан четкий сигнал о неотвратимости возвращения к периоду взаимных подозрений и нестабильности, если не будут учитываться элементарные и законные требования России в области безопасности. Такое развитие ситуации неминуемо осложнит и без того непростую политическую и финансово-экономическую обстановку в мире. Поэтому, хотя путь к взаимопониманию, который предстоит совместно пройти России, США и НАТО, будет нелегким, альтернативы ему нет.

ЭСКАЛАЦИЯ СИЛЫ С ОПОРОЙ НА СОЮЗНИКОВ

Принятый американской администрацией План оборонной стратегии нацелен на сохранение за США места сильнейшей военной державы в мире c усилением опоры на возможности партнеров. Предполагается совершенствовать ядерные силы США. В рамках концепции «Быстрого глобального удара» намечается дальнейшее наращивание потенциала высокоточных средств поражения в неядерном оснащении, обладающих глобальной досягаемостью и способных уничтожать объекты противника в течение нескольких десятков минут. Разрабатываются системы оружия на новых физических принципах.

С учетом изменений экономической и общей стратегической ситуации в мире предполагается снизить американское военное присутствие в Европе и направить военные ресурсы преимущественно в сторону Азии.

Ключевое место в планах Пентагона отводится укреплению военно-политического блока НАТО в первую очередь за счет наращивания вклада европейских союзников в потенциал альянса. Планы совершенствования военных возможностей США и НАТО, развертывания ПРО и возможной передислокации части сил США в страны Восточной Европы по мере их реализации создадут растущую угрозу национальной безопасности России, что уже сегодня требует их учета в соответствующих документах стратегического планирования нашего государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
996
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
904
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1678
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
762

Другие новости