Газета Концепции Интернет-версия

21.02.2014 00:01:00

Великое прошлое и будущее нашей космонавтики

Тэги: космос, роскосмос, королевские чтения

С 28 по 31 января в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана прошли XXXVIII академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика Сергея Королева и других выдающихся отечественных ученых – пионеров освоения космического пространства.

Научный форум проводится регулярно с 1977 года и давно получил второе название – Королёвские чтения. Это, пожалуй, главный научный съезд по проблемам космонавтики, поскольку организуют его на базе МГТУ имени Н.Э. Баумана, помимо самого университета, Российская академия наук, Федеральное космическое агентство, Комиссия РАН по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства.

Поскольку 30 июня исполняется сто лет со дня рождения одного из ключевых создателей советского ядерного щита, руководителя ряда важнейших проектов мирного космоса, дважды Героя Социалистического Труда академика Владимира Николаевича Челомея, нынешние чтения были посвящены его памяти.

Выдающийся ученый и конструктор многие десятилетия был тесно связан с техническим университетом. В 1951 году на ученом совете Московского высшего технического училища (МВТУ) имени Н.Э. Баумана он защитил докторскую диссертацию под названием «Динамическая устойчивость элементов цепи авиационного двигателя». В 1952-м ему присвоили звание профессора. В 1960 году он основал кафедру «Аэрокосмические системы», где создал свою научно-педагогическую школу ракетно-космической механики.

Его школа решает задачи динамики сложных конструкций из композиционных материалов, разрабатывает методики расчета аэроупругих колебаний конструкций при турбулентном вихревом обтекании, изучает поведение ракеты при мощном сейсмическом воздействии воздуха в шахтной пусковой установке, совершенствует методы расчета и конструирования систем управления и стабилизации упругих летательных аппаратов.

Поэтому совершенно естественно, что в день открытия Королёвских чтений 28 января на кафедре была открыта мемориальная доска, посвященная 100-летию академика Владимира Челомея. Затем состоялось открытие нового учебного зала центра управления полетами, Молодежного космического центра, а вслед за этим был подписан договор о сотрудничестве между МГТУ имени Н.Э. Баумана и Роскосмосом. Его скрепили подписями ректор университета Анатолий Александров и глава Роскосмоса Олег Остапенко.

Королёвские чтения проходят в 22 секциях. Секция 22 имени академика В.Н. Челомея проходит в подмосковном Реутове и организуется ОАО «ВПК «НПО машиностроения». В 1944 году Владимир Челомей был назначен директором и главным конструктором Реутовского КБ и завода № 51 – нынешнего НПО машиностроения – с задачей создать в кратчайшие сроки крылатую ракету. В основу был положен сбитый над Англией образец «Фау-1», подаренный Сталину Черчиллем. 20 марта 1945 года состоялся первый пуск ракеты 10Х с самолета-носителя Пе-8. В 1948 году после проведения летных испытаний на самолетах Пе-8 и Ер-2 крылатая ракета 10Х была рекомендована для принятия на вооружение ВВС. Но к этому времени стране требовались уже более скоростные и точные ракеты. Однако был получен бесценный опыт, который вывел Владимира Челомея на самую высокую научную орбиту.

Разработки Челомея составляют 80% вооружений флота. Он первым в мире изобрел ракету со складывающимися крыльями и поместил ее в контейнер с азотом, чтобы избежать влияния внешней среды. Под его руководством разработаны противокорабельные ракеты «Аметист» и «Гранит». Одной из первых его разработок в космической сфере в 1963–1964 годах стали спутники-истребители «Полет-1» и «Полет-2», способные маневрировать на орбите. Выдающимся успехом стало создание ракеты-носителя «Протон», вот уже 45 лет доставляющей на орбиту тяжелые космические аппараты.

Поработал Владимир Челомей и над программой «Алмаз», результатом чего стали обитаемые орбитальные станции «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5». Наиболее известные его разработки стратегических ракет – двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) УР-100Н (SS-19), принятая на вооружение в 1975 году, и ее усовершенствованный вариант УР-100Н УТТХ («Стилет»), принятая на вооружение в 1980 году.

Каждые девять из десяти изделий, разработанных в конструкторском коллективе Челомея, не имели аналогов в мире. Это был академик научного и технологического прорыва.

Академические чтения в секции 22 имени Владимира Челомея «Ракетные комплексы и ракетно-космические системы. Проектирование, экспериментальная отработка, летные испытания, эксплуатация» проходили в Реутове сразу на четырех площадках. Всего 66 докладов в рамках заявленной тематики.

В 22 секциях и на пленарном заседании прозвучало более 500 докладов. Тематика самая широкая. Среди авторов и доктора наук, и учащиеся лицея, сделавшие доклад в секции 10 «Космонавтика и культура» на тему «Особенности экспозиции музея Г.С. Титова, город Краснознаменск, лицей имени Г.С. Титова». Были докладчики из-за рубежа.

В чтениях приняли участие руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко, генеральный конструктор РКК «Энергия», заведующий кафедрой МГТУ имени Н.Э. Баумана Виталий Лапота, генеральный директор ОАО «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения», заведующий кафедрой МГТУ имени Н.Э. Баумана Александр Леонов, генеральный директор ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина» Виктор Хартов.

Глава Роскосмоса Олег Остапенко озвучил ближайшие планы агентства: создание ракеты-носителя тяжелого класса грузоподъемностью до 80 тонн, в дальнейшем – 160 тонн и более. В перспективе это означает запуск космических аппаратов нового поколения на высокие орбиты, к Луне, Марсу, Юпитеру и другим объектам Солнечной системы. Будет продолжено активное изучение и исследование Луны. Не исключено создание лунных баз и станций.