0
9071
Газета Концепции Интернет-версия

22.08.2014 00:01:00

Манипуляции реальностью

Маркелл Бойцов

Об авторе: Маркелл Федорович Бойцов – независимый военный эксперт.

Тэги: ядерное оружие, вооружение, история, ссср, сша


ядерное оружие, вооружение, история, ссср, сша Уникальный по своим боевым возможностям железнодорожный ракетный комплекс БЖРК стал разменной картой в игре политиков. Фото Джорджа Шуклина

В ходе встречи глав трех великих держав в Тегеране в 1943 году английский премьер-министр Уинстон Черчилль, касаясь планов союзников по ведению войны против гитлеровской коалиции, произнес ставший знаменитым афоризм: «Правда является столь драгоценной, что ее всегда должна сопровождать в качестве телохранителя ложь».

ТЕОРИЯ ОБМАНА

Как известно, введение в заблуждение основывается на четырех столпах: скрытии, имитации, дезинформации и демонстративных действиях.

Скрытие – это сохранение в тайне замысла, подготовки и осуществления мероприятий, а также реальных возможностей своих сил, обеспечиваемое поддержанием соответствующего уровня секретности, бдительности, маскировки и противодействия разведке противника. История показывает, что создание оружия массового поражения, например, ядерного оружия, в большинстве стран происходило тайно от парламента и большинства министров в правительстве, не говоря уже о самом народе этих стран.

В частности, получив в июле 1941 года доклад специального комитета, в котором содержалось обещание разработать английскую атомную бомбу за два с половиной года, премьер-министр страны Уинстон Черчилль уже через три месяца в узком кругу принял решение на разработку атомной бомбы. Ни парламент, ни большинство министров военного кабинета не были осведомлены об этом проекте, который получил условное название «Сплавы для труб». 

Создать атомную бомбу во время войны англичанам оказалось не под силу, однако после ее окончания они повторили попытку самостоятельно обзавестись ядерным оружием, и на этот раз она оказалась успешной. Причем решение на создание атомной бомбы в январе 1947 года премьер-министр Клемент Эттли принимал с небольшой группой единомышленников. Как и при Черчилле, этот проект выполнялся без ведома парламента и большинства министров правительства. О проводимых работах знали только те, кому было положено, и только в той мере, в которой им было нужно для выполнения своей части общего дела.

Строгий режим секретности соблюдался и в США в 1941–1945 годах при создании американской атомной бомбы (с 1942 года эти работы получили условное наименование «Манхэттенский проект»). О существовании данного проекта не подозревал даже вице-президент Гарри Трумэн. Он узнал о нем лишь тогда, когда стал президентом Соединенных Штатов.

Скрывали и отрицали свои амбиции относительно ядерного оружия такие страны, как Израиль, ЮАР, Индия, Пакистан и КНДР. Премьер-министр Израиля Эхуд Олмерт в 2006 году проговорился, что его страна имеет ядерное оружие. Но ведь Израиль обладает ядерными вооружениями с 1966 года. Скрытной стала начатая в 1974 году программа разработки и создания ядерного оружия в ЮАР. Хотя руководство последней и заверяло в 1977 году, что оно «не намеревается разрабатывать какие-либо ядерные взрывные устройства для каких бы то ни было целей», но в 1979 году ЮАР, возможно, не без помощи дружественной ей страны произвела испытание ядерного оружия. Сам же факт производства в ЮАР в 1979–1989 годах шести ядерных боезарядов был признан ее военно-политическим руководством лишь в 1993 году, а факт испытания ядерного оружия – только в 1997-м.

Столь же скрытными были и мероприятия Пакистана по подготовке к созданию ядерного потенциала и по самому созданию «исламской ядерной бомбы». Хотя ядерным оружием Пакистан обладает с 1987 года, официально о наличии ядерного потенциала у этой страны ее премьер-министр заявил лишь в 1997 году, когда был накоплен значительный ядерный боезапас.

Почему же ЮАР, Индия, Пакистан и КНДР создавали свое ядерное оружие тайно, отрицая очевидное и создавая завесу лжи? Ответ прост: некоторые боялись, что их опередит сосед, другие опасались, что та или иная великая держава пресечет в зародыше их попытку завладеть ядерным оружием. Они помнили об американских планах уничтожения Советского Союза с его атомной промышленностью в 1945–1954 годах и о появившемся в СМИ в 1969 году сообщении о рассмотрении в СССР возможности бомбардировки ядерных объектов КНР.

В осуществлении скрытия важное значение имеет утаивание истинного местонахождения подвижных и перемещаемых носителей и средств доставки ядерного оружия. Наличие скальных укрытий для атомных ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) не только повышает живучесть таких кораблей, но и обеспечивает как скрытный вход ПЛАРБ в укрытия, так и их скрытный выход из них.

Размещение перемещаемых пусковых установок МБР железнодорожного и автомобильного базирования в туннелях достаточной протяженности повышает живучесть МБР, снижая возможность точного определения их местонахождения противником. Одновременно такое размещение МБР позволяет отказаться от использования их в ответно-встречном ударе и от опасной необходимости постоянного поддержания их в немедленной готовности к пуску. Недаром в США изучают передовой опыт КНР и исследуют возможность туннельного размещения своих новых МБР.

В Советском Союзе верхом мер по скрытию считалось создание боевых железнодорожных ракетных комплексов – БЖРК (12 ракетных поездов с 36 МБР, несшими 360 ядерных боезарядов), замаскированных под обычные грузовые железнодорожные составы, но выдававших себя числом вагонов и локомотивов в составе.

В США когда-то мечтали о БЖРК наземного базирования (25 ракетных поездов, 50 МБР, 500 ядерных боезарядов), но, взвесив все и вся, от этой идеи скрытия отказались. В современной России серьезное внимание уделяется снабжению ПГРК РВСН маскировочными комплектами различных модификаций и машинами инженерного обеспечения и маскировки.

Утаивание истинных тактико-технических данных, характеристик и элементов ядерных вооружений – неотъемлемая черта мероприятий по скрытию. Сведения по количеству и вариантам размещения ядерных боезарядов (ЯБЗ) на американских многозарядных БРПЛ, оснащенных боевыми блоками индивидуального наведения, по подлинному тротиловому эквиваленту этих ЯБЗ, по боекомплекту ракет и ЯБЗ на новейших ПЛАРБ всегда оставались вне поля зрения СМИ. Иногда объявлялись успешными или замалчивались неудачные пуски ракет с ПЛАРБ. Вспомним, например, как до недавнего времени пуски БРПЛ «Трайдент-2» исчислялись «подряд успешными», а затем стали просто «успешными».

Элементы скрытия действуют практически постоянно. Соединенные Штаты гордятся своей прозрачностью в ядерной сфере. В последние пять лет там официально объявлено, сколько ВС США имели ядерных боезарядов по годам в 1962–-2013 годах и сколько ежегодно демонтировалось ЯБЗ в 1994–2013 годах. Но официального объявления об общем числе снятых с вооружения ЯБЗ и об общем количестве демонтированных ЯБЗ в прошлом и текущем столетии пока нет. Не публикуют сведений о суммарной мощности по годам американских активных и неактивных ЯБЗ за 1962–1994 годы и в более позднее время. Ранее называвшиеся сведения за 1962–1994 годы касались мегатоннажа только тех ЯБЗ, которые находились в активном боезапасе, и не содержали данных о суммарной мощности ЯБЗ, числившихся в неактивном боезапасе. Если в 1960 году общая мощность 18 638 ядерных боезарядов составляла 20 491 Мт, а в 1961 году 22 229 боезарядов имели мощность 10 947 Мт, то в 1994 году суммарная мощность неназванного числа активных ЯБЗ (из общего количества в 10 979 активных и неактивных ЯБЗ) составляла 2375 Мт.

А каково соотношение активных и неактивных ЯБЗ?

В 2001 году ядерный боезапас США был официально представлен 10 526 ЯБЗ, из них почти 8000, то есть 76% от общего числа, официально считались активными (в дальнейшем процент активных ЯБЗ снижался). Каков мегатоннаж 4804 активных и неактивных ЯБЗ США в 2013 году, не называют. Такова «прозрачность» в отношении количества произведенных в США с 1945 года ядерных боезарядов, числа снятых с вооружения в 1948–2013 годах ЯБЗ, цифр по демонтажу ЯБЗ в 1948–2013 годах, суммарного мегатоннажа всех – активных и неактивных – ЯБЗ в 1962–2013 годах. Причем во многих других странах даже не помышляют хотя бы о такой прозрачности в области ЯБЗ.

МУЛЯЖИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Имитация – это подмена истинного облика, местонахождения, наличия, состава и действия, подмена истинных возможностей объекта ложным представлением о нем.

В свое время Китай не брезговал оборудованием ложных стартовых позиций и созданием ложных шахтных пусковых установок для своих баллистических ракет (БР), чтобы ввести в заблуждение воздушную и космическую разведку других стран. В некоторых государствах на парадах демонстрировались муляжи якобы существовавших типов баллистических ракет. В США при разработке малогабаритной перемещаемой МБР «Миджитмэн» подумывали о создании макетов этого ракетного комплекса для периодического размещения их на ложных полевых позициях в целях затруднения работы советской космической разведки. Некоторые страны устрашали друг друга пуском ракет на максимальную дальность с минимальной полезной нагрузкой.

Вот пример имитации состава и возможностей ядерной авиационной группировки. С началом Берлинского кризиса президент Гарри Трумэн 28 июня 1948 года приказал перебазировать в Великобританию 60 бомбардировщиков В-29, «способных нести ядерное оружие». Перелет этих бомбардировщиков в Европу призван был создать впечатление, что на СССР вот-вот будут сброшены 60 атомных бомб. Внешне все было достаточно убедительно. На деле все обстояло иначе. Весь ядерный арсенал США в количестве 50 атомных бомб оставался на континентальной части страны под контролем Комиссии по атомной энергии, там же находились и переоборудованные для доставки ядерного оружия 38 самолетов В-29. А переброшенные на два английских аэродрома бомбардировщики В-29 не были переоборудованы в носители ядерного оружия и не могли осуществлять доставку атомных бомб. Лишь 11 июня 1950 года президент Трумэн разрешил разместить в Великобритании 89 «атомных бомб», но без находившихся в США ядерных компонентов. И только в 1954 году президент Дуайт Эйзенхауэр позволил развернуть в Великобритании ядерные бомбы вместе с их ядерными компонентами.

А вот случай имитации действий. В октябре 1969 года президент Ричард Никсон вздумал надавить на СССР, чтобы тот, в свою очередь, убедил северовьетнамцев отказаться от своих завоеваний. В соответствии с духом указаний президента в ВС США без введения глобальной боевой готовности № 3 была прекращена летная подготовка стратегической и тактической авиации и начата работа по увеличению количества технически исправных самолетов этих родов авиации (при этом количество дежурных стратегических бомбардировщиков приказано было довести до фактически предусмотренных 40% от штатного состава, но погрузка ядерного боезапаса на остальные технически исправные самолеты была запрещена), одновременно немного увеличено было число ПЛАРБ на боевом патрулировании. Имитация подготовки к решительным действиям полумерами не только вызвала недоумение в США, но и не обеспечила президенту достижения желаемой им цели.

Дезинформация – это адресование ложной информации для получения выгоды от ее распространения. В простейшем виде она выглядит так. Скажем, в 60-е годы в стратегических наступательных силах США возникает несколько серьезных проблем: 75% ядерных боевых зарядов одной из модификаций БРПЛ «Поларис» по прибытии к целям не взорвались бы; по крайней мере 10% МБР «Минитмэн» технически неисправны. Правда опасна для национальной безопасности США, и пока идет устранение возникших недочетов, осуществляется вброс в СМИ информации о высокой надежности этих систем оружия. ЮАР, стремясь скрыть произведенное ею испытание ядерного оружия на море в 1979 году, объявила о взрыве на советской атомной подводной лодке.

В открытых источниках британские эксперты сознательно завышали количество ракет на подводных лодках типа «Вэнгард» и боезарядов на них. 	Фото Reuters
В открытых источниках британские эксперты сознательно завышали количество ракет на подводных лодках типа «Вэнгард» и боезарядов на них. Фото Reuters

Однако в некоторых случаях имитация и дезинформация возвращались бумерангом к ее создателям, нанося больший ущерб себе, чем противнику.

Перенесемся в декаду правления Никиты Сергеевича Хрущева. На параде одна и та же группа новых стратегических бомбардировщиков по нескольку раз пролетала над головами зрителей, создавая не только у военных атташе иллюзию количественной и качественной мощи Дальней авиации СССР. В моде также были заявления, что в Советском Союзе баллистические ракеты делаются со скоростью и в масштабах производства сосисок. Эта дезинформация попадала в США на благоприятную почву и прорастала мифами об отставании Соединенных Штатов от СССР по бомбардировщикам и ракетам. А эти мифы использовались в военно-промышленном комплексе США, чтобы через «ястребов» Пентагона требовать ликвидации отставания и создания 10 тыс. МБР, 100 ПЛАРБ и более 160 тыс. ЯБЗ. И в определенной степени это срабатывало, хотя время от времени правда всплывала на поверхность. Так, например, в 1961 году выяснилось, что у «отстававших» в ядерных вооружениях США было почти на порядок больше стратегических бомбардировщиков и МБР, чем у СССР.

Метода преувеличения мощи врага процветала и в Советском Союзе. Вспомним лихие 80-е годы, когда в условиях выхода ВС страны на уровень обладания почти вдвое большим, чем у НАТО, ядерным боезапасом военное руководство СССР почти вдвое завышало ядерный боезапас НАТО, чтобы требовать еще больше ядерных вооружений.

Оглядываясь назад, в 80-е годы, нельзя не признать, что призыв президента Рональда Рейгана создать глобальную систему ПРО от БР (а призыв создавал впечатление, что такая система вот-вот будет построена, и поэтому на то время был явно дезинформационным) и более или менее точные расчеты ученых о возможности «ядерной зимы» после всеобщей ядерной войны (американцы воздержались от оценки этих расчетов как дезинформационных) стали отрезвляющим средством для сторонников безумной гонки ядерных вооружений.

ПРАВДА ИЛИ ДЕЗИНФОРМАЦИЯ

Иногда, как это ни странно, правдивая информация одной стороны истолковывалась как дезинформация другой стороной. Например, англичане официально сообщали, что ПЛАРБ типа «Резолюшн» несут по 16 БРПЛ «Поларис» А3ТК с головной частью типа «Шевалин» и что на каждой ПЛАРБ имеется по 32 ЯБЗ. Они заранее говорили, что каждая ПЛАРБ типа «Вэнгард» будет нести по 12 БРПЛ «Трайдент-2» и что на каждой такой ПЛАРБ будет по 48 ядерных боезарядов. Но в средствах массовой информации как ядерный боекомплект каждой ракетной подводной лодки, так и суммарный ядерный боезапас ракетных подводных сил Великобритании длительное время завышался.

Грань между достоверной информацией и дезинформацией всегда была достаточно туманной. Чем чудовищней была ложь, тем больше ей верили. Чем правдивее была информация, тем больше в ее достоверности сомневались. Как известно, дезинформация появляется тогда, когда сообщают ложь, когда дают перемешанную с правдой ложь, когда говорят лишь часть правды.

Приведем такую иллюстрацию первых двух положений на примере применения ядерного оружия по городу Хиросима: в Советском Союзе в определенное время число убитых в Хиросиме называлось на порядок меньше фактических потерь для занижения значения ядерного оружия; в Соединенных Штатах тротиловый эквивалент использованной атомной бомбы был завышен в интересах устрашения в полтора раза. Вот еще одна иллюстрация в отношении сообщения лишь части правды: российско-американский договор 2010 года по сокращению и ограничению ядерных вооружений позволяет каждой стороне под завесой количества засчитываемых «развернутых» стратегических ЯБЗ скрывать число незасчитываемых неразвернутых стратегических ЯБЗ, составляющих возвратный ядерный потенциал в первую очередь для тяжелых бомбардировщиков и БРПЛ ПЛАРБ.

Вот более свежий случай. В 2014 году в средствах массовой информации Украины появились призывы к созданию национального ядерного оружия, нацеленного на Россию. В российских СМИ к ним отнеслись снисходительно, считая создание ядерных сил на Украине невозможным. Но может быть и другая логика развития событий. Попробуем ее представить. Украина считает, что, лишив себя носителей и средств доставки ядерного оружия и передав РФ в 1991–1996 годах 4400 ядерных боезарядов стратегического и нестратегического назначения в обмен на гарантии ее территориальной целостности, она потеряла Крым. Следовательно, чтобы вернуть Крым, Украине нужно ракетно-ядерное оружие. За океаном в свое время не препятствовали нужному союзнику – Израилю – в работах по созданию ядерного оружия, поэтому не станут препятствовать в этом в наше время и новому союзнику (Украине), ибо, на радость остающемуся в стороне Североатлантическому альянсу, будущий ракетно-ядерный потенциал Украины уподобится ножу у сердца «москалей». То, что вчера было неправдой, а сегодня представляется невозможным, завтра может стать действительностью.

БЕСПОЛЕЗНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ

Демонстративные действия ядерных сил – с целью введения в заблуждение оппонента – осуществляются для показа намерения и решимости военно-политического руководства страны (на самом деле ни того, ни другого нет) добиться своих целей ценой ядерной войны.

Однажды президент Соединенных Штатов Ричард Никсон в беседе заявил, что он в любой момент может войти в соседнюю комнату, нажать одну кнопку и что через 20 минут 60 миллионов человек погибнут. Но президент не сообщил корреспонденту, что будет дальше. Давайте восполним этот пробел. Президент не сказал, что перед смертью русские смогут огрызнуться и снести с лица Земли парочку-другую крупнейших городов США, что американцы вряд ли будут благодарны президенту за испепеление американских мегаполисов даже ценой уничтожения Советского Союза и что вместо благодарности ему придется готовиться к импичменту, суду и электрическому стулу. До того как стать президентом, Рональд Рейган говорил: «Каждую ночь потенциальный противник должен засыпать в страхе, опасаясь, что мы прибегнем к ядерному оружию». А вот так говорил уже президент Рейган: «Мы – единственная страна, когда-либо воспользовавшаяся этим оружием. Это было во время Второй мировой войны с применением по Японии. Но мы были единственной страной, имевшей такое оружие. А теперь задайте-ка вопрос: сбросили бы мы эту бомбу, если бы знали, что у них тоже есть бомба, которую они способны сбросить на нас? По-моему, все мы знаем ответ на этот вопрос».

Для президента Джона Кеннеди неприемлемым ущербом в ядерной войне, наверное, стало бы уничтожение всего лишь одного города – Нью-Йорка. Свои мерки по неприемлемому ущербу наверняка были и военно-политического руководства Советского Союза. Проще говоря, в любом конфликте применение стратегического ядерного оружия любой их этих двух стран по территории страны-противника было бы невыгодно из-за неприемлемого ущерба, который был бы нанесен нападавшему в ответном ударе. А теперь посмотрим, как осуществлялись демонстративные действия по введению в заблуждение в 1962 и 1973 годах.

В 1962 году между СССР и США возник так называемый Кубинский кризис. Причиной стало не объявленное заранее размещение на Кубе баллистических ракет средней дальности (БРСД) и других ядерных средств Советского Союза с целью заставить США отказаться от вторжения на Кубу и дать почувствовать американцам «дыхание термоядерной войны». В ответ президент США Кеннеди потребовал от Советского Союза вывести с Кубы все ядерные средства, ввел для ВС страны боевую готовность № 3 и объявил «карантин», запретив заход судов на Кубу, а комитет начальников штабов запланировал проведение семисуточной воздушной наступательной операции по уничтожению советского военного потенциала на Кубе – в первую очередь ядерных ракет и бомбардировщиков – обычным оружием с последующим проведением воздушной и морской десантных операций для обеспечения вторжения основных сил на Кубу.

Стратегические наступательные силы (СНС) США вывели в море на боевое дежурство все боеготовые ПЛАРБ, повысили боеготовность межконтинентальных баллистических ракет, рассредоточили свою бомбардировочную и заправочную авиацию, продолжили несение боевого дежурства на аэродромах с ядерным оружием на борту 50% бомбардировщиков и приступили к усиленному боевому патрулированию в воздухе бомбардировщиков В-52 с ядерным оружием на борту на маршрутах, выводивших к СССР. Угроза проведения тактической авиацией Соединенных Штатов воздушной наступательной операции для уничтожения стратегических ядерных сил СССР на Кубе обычным оружием свидетельствовала о том, что американцы не намеревались применять ядерное оружие. Группе советских войск на Кубе было запрещено применять ядерное оружие без приказа из Москвы. Стратегические наступательные силы Соединенных Штатов не получали приказа на начало непосредственной полномасштабной подготовки ко всеобщей ядерной войне (на введение часа «А»). Но СНС Соединенных Штатов вели себя так, как будто всеобщая ядерная война началась бы через несколько часов, то есть проводили демонстративные действия по введению противника в заблуждение. То же делала и 51-я ракетная дивизия СССР на Кубе, ускоренно достигая состояния шестнадцатичасовой готовности БРСД к залповому пуску (американцы считали, что баллистические ракеты средней дальности находятся в готовности к пуску от двух с половиной до четырех часов). Кубинский кризис не перерос в военный конфликт – ни в обычный, ни в ядерный – благодаря пониманию руководителями обоих государств реальности обстановки, необходимости компромисса и бессмысленности всеобщей ядерной войны.

Другой случай демонстративных действий американских СНС имел место во время арабо-израильского конфликта 1973 года, когда военно-политическому руководству Соединенных Штатов показалось, что в него для принуждения Израиля соблюдать условия прекращения огня намерен ввязаться и Советский Союз. Чтобы не допустить этого, президент Никсон приказал ввести для Вооруженных сил США боевую готовность № 3 и обозначить намерение увеличить группировку сил общего назначения сухопутных войск и военно-морских сил в зоне Средиземного моря. Показ действий СНС был выполнен ракетными подводными лодками и стратегической авиацией. Часть стратегической авиации была рассредоточена на запасные аэродромы, из зоны Тихого океана на авиабазы континентальной части США были возвращены 60 бомбардировщиков В-52 для наращивания дежурных сил стратегической авиации выше обычного уровня, из передовых пунктов базирования в море вышли все боеготовые ПЛАРБ. Для СНС боевая готовность № 3 была за явной ненадобностью отменена уже через полтора суток.

Демонстративные действия двух компонентов СНС в 1973 году, имевшие значительно меньший размах, чем в 1962 году, еще раз показали их бесперспективность, поэтому демонстративные действия в последующие десятилетия для операций по сдерживанию устрашением СССР и РФ американцами уже не использовались. Это сказывается даже на показах воздушной мощи США на учениях.

В 80-е годы стратегическое авиационное командование военно-воздушных сил США на учениях поднимало в воздух по тревоге в течение 10 минут 150–200 стратегических бомбардировщиков. Нынешнее командование глобального удара ВВС США в состоянии демонстрировать гораздо меньшие возможности. Столь же неубедительными представляются чреватые самоубийством для КНДР угрозы его жизнелюбивого руководства испепелить – видимо, ядерным оружием – Южную Корею.

Рассматривая демонстративные действия ядерных сил с целью введения противника в заблуждение, необходимо помнить, что в прошлом веке столь же жизнелюбивое военно-политическое руководство НАТО прошло путь от концепции использования предупреждающего демонстративного ядерного взрыва вне территории или на территории противника к идее предупреждающего предстратегического применения ядерного оружия с использованием необходимого числа ЯБЗ по территории противника.

Состояние стратегической ядерной стабильности, в котором находятся пять осуществляющих стратегическое ядерное сдерживание великих держав, вовсе не значит, что те или иные страны этой пятерки отказываются от использования части или всех видов введения в заблуждение друг друга в отношении своих ядерных возможностей и намерений. Еще в большей степени это относится к четырем странам, располагающим региональным ядерным потенциалом и рвущимся к обладанию стратегическими ядерными вооружениями. И тем более заинтересованы в введении в заблуждение те страны и негосударственные организации, которые мечтают тайком заполучить – создать, купить или украсть – ядерное оружие. Приходится напомнить один из известных призывов прошлого века: «Люди, будьте бдительны!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1020
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1245
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1570
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1129

Другие новости