0
3704
Газета Концепции Интернет-версия

16.10.2015 00:01:00

Фундамент безопасности Человека летающего

Владимир Пономаренко

Об авторе: Владимир Александрович Пономаренко – заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор психологии летного труда, академик Российской академии образования.

Тэги: идеология, психология, философия, летчик, авиация, культура


идеология, психология, философия, летчик, авиация, культура Выжить в экстремальных условиях смогут только сильные духом. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Сегодняшняя цивилизация крайне нуждается в раскрытии психологии жизни летчика. Доминирование технократической идеологии, коммерциализации в сочетании с новой философией управления летательным аппаратом «электронным летчиком» потенциально увеличивает вероятность угроз безопасности полета.

Это проявляется в потенциальном снижении не просто уровня надежности человечского фактора, а личности летчика, его мироощущения, понимания смысла своей жизни. Ученые, психологи, психофизиологи, опытные пилоты на себе чувствует утрату использования природных свойств летных способностей, волевых качеств, синергетического взаимодействия в экипаже.

Летный инструктор в начале обучения (переучивания) не может не заметить, как базовое фундаментальное свойство мышления – предвидение, прогнозирование – постепенно подменяется роботизированными решениями вне собственного осмысления ситуации личностью. Извращается общественная и профессионально-социальная среда, особенно на чартерных рейсах. Да и в авиакомпаниях во многом деконструируется летная корпоративность и индивидуальность.

Эти психологические факторы трансформируют индивидуальность в индивидуализм, который занижает социальный, душевный, патриотический, психоэмоциональный облик летчика-профессионала.

Этим самым я хочу подчеркнуть острую нужду в переосмыслении системы образования, воспитания духовно-нравственной основы Человека летающего. Исходя из этих посылов, считаю, что в процессе образовательного преподавания стержнем должен быть отечественный менталитет, исторический опыт профподготовки, особенно в той части, которая касается личностных и духовных ценностей летных сообществ.

Человеческий фактор в отечественной авиации – это не только знания, навыки, умения, – это развитие личности, ее право выбора свободы, формирование психологической установки, что полет – это творческая деятельность, омытая высокой нравственной культурой духа, нацеленного на защиту благополучия пассажиров, их веры в экипаж.

Научно-практический труд сотрудников Государственного научно-исследовательского испытательного института авиакосмической медицины и психологии убеждает в необходимости существенно преобразить методологию процесса преподавания. Вначале надо изучить и познать сущее, заложенное в личности Человека летающего, а затем функции, состояния, операциональный состав действий. С этой целью остановимся на духовных и личностных ценностях летных сообществ.

ВТОРОЕ «Я» ЛЕТЧИКА

Жизнестойкая мотивированность на полет как смысл жизни, несущий в себе спасение, любовь, свободу, красоту, радость и счастье от тех чувств, которые не дает даже Земля.

Сегодня летное сообщество существенно изменилось, атомизировалось, скукожилась область душевных качеств. Профессиональные особенности управления ЛА в определенной степени следуют законам поведения робота. А это значит, Человек летающий теряет свой небесно-летный ресурс, то есть профессионализм, особенно для преодоления экстремальных ситуаций.

Поэтому мы, психологи, считаем, что методология профессионализма в России должна обогащать, одухотворять человеческий ресурс Человека летающего, защищать его право на субъектность, самодостаточность, инициативность, право на альтернативный выбор решения в экстремальной обстановке. Воспитательная работа должна прежде всего нацеливаться на сохранение и развитие корпоративности. Корпоративность формирует не только потребительские ценности, но и нравственные. В частности, это выражается в презрении к лживости, трусости, расхлябанности, хвастовству. Корпоративность формирует мотив поклонения мастерам летного дела, гражданскому и профессиональному мужеству, добродетельному сопереживанию успехам товарищей и поддержку в случае неудач и невезения. Вот почему в мировоззренческом статусе главная задача сводится к формированию профессионально-личностных ценностей.

Приведу их краткий перечень:

– взятие ответственности на себя, особенно со стороны командира воздушного судна;

– самодостаточность, воля к преодолениям, опирающаяся на интеллект, а не на амбицию;

– способность к осознанному риску как психологической готовности к выбору альтернативных решений, диктуемых конкретной летной или социальной ситуацией. Риск как решение – это не только оперативное действие. Но и поступок, обогащающий профессиональную и человеческую надежность. Риск – это умственный прогноз и оценка его последствий;

– истинный профессионал-инструктор, преподаватель CRM способен формировать ценность эстетических сторон профессионального труда.

Наука только подходит к изучению второго Я летчика, его способность к восприятию информации от нерукотворного мира, принятия решения во временно-пространственные отрезки, недоступные обычному человеку на Земле. Летчик, когда он на пике жизни и смерти, способен действовать в рамках 0,1–0,3 с.

Преподаватели авиационных учебных центров (АУЦ) должны глубже изучить психологию второго «Я». Характер проявления подсознания и сверхсознания. Это поможет более точно расследовать причины поведения в аварийных ситуациях: не что сделал и даже не как, а почему.

Откровенно говоря, специалистам служб безопасности полета на всех уровнях стоит более глубоко и ответственно раскрывать анатомию социально-психологических причин новых угроз безопасности полета, проистекающих из особенностей модернизации новой техники, далеко не полной согласованности человеко-машинных интерфейсов, зрительно-моторных полей информации, загрузки внимания, состояния эргономического контроля на испытаниях. Наступила нужда провести педагогический и летно-методический анализ демографической ситуации, состояния профессионального здоровья и индивидуально-психологических особенностей нового поколения летчиков, а также состояния образования, методологии профподготовки. И наконец-то надо обратить внимание на духовность авиаторов.

Духовность человека в России всегда органически входила в менталитет, образ мышления, мировоззрение православия мыслящих русских людей. Известный русский философ Иван Ильин писал: «Человеческая духовность и вырастающая из нее внутренняя и внешняя культура создает высший смысл, честь и достоинство человека». Для нынешних времен, когда мы столкнулись с разрывом культур, с дезинтеграцией менталитета поколений с деформацией нравственных ценностей и при выборе цели жизни, – духовность возвращается из забытья и приобретает консолидирующее свойство.

Это свойство способствует связи между прошлым и будущим, то есть реанимирует традиции – как в процессе отбора наиболее устойчивых человеческих ценностей, так и в области общения, понимания, единства целей в достижении как личных, так и общественных благ.

Дух, если его понимать как исторически преемственный опыт жизни, душевно проявляется в состоянии одухотворенности. Одухотворенность возникает в процессе постижения смысла жизни, своего предназначения, дает правду о себе, вводит в состояние откровения. Именно Дух гармонизирует психическую деятельность, учит нравственному различию добра и зла. А для летчика главное то, что Дух утверждает в человеке самодостаточную и самобытную личность.

Практически дух летчика, как профессионала, представлен в его любви к небу. Это особое возвышенное психическое состояние, в процессе которого открывается смысл своего жития в небе, – причастности к Вселенной. «Любой полет, – писал строевой летчик Водостоев, – был для меня вдохновением. Постоянно знал, что смертен, но верил в свою причастность к бесконечной Вселенной».

ДУХ – ВАЖНЕЕ ВСЕГО

Раньше стеснялись писать о своих чувствах, все вкладывалось в один рефрен – долг, должен! А ведь долг порождается совестью, одухотворяется такой ценностью личности, как ответственность. Энергетика в чувстве должна удерживаться смыслом профессии и ее мотивом. И я бы никогда не затронул эту тему, тем более что 18 лет пролетал в качестве члена экипажа, выполняя сугубо прагматические задачи в области научного исследования и познания надежности человеческого фактора за счет повышения качества эргономики кабин летательных аппаратов.

Именно летчики, а не церковь вывели меня на дорогу познания их внутреннего мира души, а не только тела с его болячками. Медицина в полете изучает влияние перегрузки, гипоксии, перепады давления, вибрации, шумы и прочее. Все надо – ибо только так возможно разработать требования к средствам жизнеобеспечения. А ведь в полете еще есть и Дух!

Для убедительности процитирую летчиков:

«Полеты давали ощущение вечности, более того, приобщения к вечности бытия, от этого захватывало Дух».

«Духовность в полете проявлялась как приобщение к свободе, познанию нового, я бы сказал, для моей души, даже где-то к вечности».

Известный летчик, начальник Управления БП Центральной инспекции БП МО генерал Рыжов писал: «Авиация, хотя и не божий храм, но дает более острое ощущение понятий добра и зла».

Комдив стратегической авиации формулирует нравственный постулат: «У людей, рискующих жизнью, мне кажется, добро побеждает зло».

Что ни говори, но Дух, как и Бог, – это любовь.

У летчика, и я это хочу с гордостью подчеркнуть, в наибольшей степени среди тысяч других специальностей Любовь и Дух к профессии летания – есть высший смысл жизни.

Для себя я сделал одно открытие: душа летчика раскрывается в его эстетическом мире, в частности в стихах. Но я не поэт и не пишу стихов. А летчики пишут. И их стихи-мысли убеждают в их духовном происхождении.

Безусловно, красота нерукотворного мира, бесконечность пространства, вечное движение материи, живое вещество неба осовестляет, возвышает. Процесс осовестления бескомпромиссен к неразумности мысли и действий, к неряшливости, зазнайству, непорядочности, бессовестности. А это уже вопросы культуры. Авиация – прародительница высочайшей технологичности культуры, и она входит в наши поры. Бескультурный летчик хуже, чем больной, и опаснее, чем враг. С чего начинается профессиональная культура летчика? С психологического состояния доверия, тебе, летчику, сохранить чужую и свою жизнь. Качество ценить доверие как свойство духа переходит в фундаментальную черту – ответственность – первично как духовное свойство, затем как юридическое. Чувствую, что это надо пояснить. У человека есть внешнее проявление своего Я, у летчика это в основном профессионализм. И есть духовная культура как форма созревания второго Я, дислоцирующаяся в духовных слоях сознания.

Второе Я – это сгусток самооценок, это контроль за поступками. Это сосредоточие потребности в самооценке, в очищении от бескультурья и зазнайства. И одновременно с этим в летной профессии это сочетается с осмыслением права на риск. С позиции профилактики безопасности полетов смею утверждать: хождение по ступеням вверх, к профессионализму, осуществляется только в условиях расширения границ опасности. Отсюда воля, интеллект и самодостаточность есть ведущие профессионально важные качества. Ибо риск в полете – это познавательная активность через прогноз и психологическую готовность в сочетании с профессиональной способностью совершить целесообразные нестандартные действия. Требуется не только волевой ум, но и духовная культура ставить себе ограничения. Этого можно достичь через профессионализм не только в рамках навыков, но и в процессе созревания личности.

Процитирую чувственные мысли шести летчиков разных ведомств и возрастов. И если бы я вам это не сказал, вы бы их приняли за один текст. Вот этот психологический феномен я и называю: понимать друг друга в Духе.

«В полете ты свободен, и поэтому нельзя лгать, даже самому себе».

«Свобода породила необходимость возрастающей требовательности к себе».

«Познав свободу, как ответственность перед собой, стал постоянно стремиться к духовному развитию».

«Небо чистит нутро. И лишь одно чувство живет в сознании – это знак свободы, подаренный небом».

«Полет – это проявление жизни неба во мне».

«Вера в Дух помогает мне идти по жизни, определила смысл жизни – жить для других».

Я привожу эти цитаты не для украшения, а для научного подтверждения: человек в небе – это другой человек, ибо в своем образе мира он органически сливается с нерукотворным миром. С моей точки зрения, на занятиях или брошюрах для пассажиров должен быть изложен мир, облик, лик летчика. Нам пора выйти из доминанты подражания ценностям западного мира. Их мера ценностей – суперорганизованность, индивидуализм, максимальная комфортность. Мы же должны возвратиться к миру православно-нравственному, то есть базовому, что формирует истинную надежность: совесть, добродетельность, благодать, ответственность и жертвенность. К этим убеждениям я пришел от опыта летно-научной работы не столько с самолетом, сколь с летным составом.

Прислушаемся к мнению летчика-испытателя, доктора технических наук, профессора Всеволода Ефимовича Овчарова: «В профессии летчика не раз и не два бывают, нужны озарения духа, полная мобилизация душевных и физических сил».

Летчики заслужили, чтобы их понимали и с духовной стороны. Ибо сейчас падает духовность по причине растаивания мотива к полету, то есть смысла. Это надпрофессиональное явление находится не только в компетенции авиакомпаний, но и в компетенции Росавиации.

К людям, которых заговорило небо, надо относиться как к ангелам-спасителям. Те военные бухгалтера, которые считают, что налет часов есть арифметика трудозатрат, пусть спросят летчика от лейтенанта до маршала: «Чем вас заговорило небо?» И услышат: «Состояние жажды и любви к полету. Там в небе живу полноценной жизнью, а именно свободой души»; «Полет приносит новые ощущения, физические и зрительные, которые нельзя получить на земле. Полет заставляет реализовать все то, чем Бог наградил, а это вызывает чувство востребованности» и т.п.

УТРАТА МОТИВА К ПОЛЕТУ

Техническая подготовка летчика не должна заслонять собой необходимость его духовного развития. 	Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Техническая подготовка летчика не должна заслонять собой необходимость его духовного развития. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Ведущая предпосылка к утрате надежности «человеческого фактора» в авиации, как уже говорилось выше, есть утрата мотива к полету, переосмышление его ценности в будущей перспективе летной карьеры. Анализ научных исследований психологии направленности личности на летную работу, статистический анализ врачебно-летной экспертизы пригодности к летной работе, психологический анализ суицидов, психосоматических болезней, состояний депрессий, посттравматических стрессов позволил выявить связь указанных явлений с утратой мотива. К сожалению, организация регламентного порядка отключила педагогику внутреннего мира летчика.

Мы ведь из производственной деятельности практически исключили психологическую педагогику внутреннего мира профессионала в небе. А наши летчики все же живут небом:

«Познав невидимые не земле грани красоты природы, осознав свободу как ответственность перед собой, стал постоянно стремиться к духовному развитию» (Григорьев).

«Полет – всегда стимул к самосовершенствованию, прежде всего нравственному, ибо развивает духовное восприятие неба как живого» (Попов).

Мы не привыкли употреблять слова «нравственность», «Дух», считая их не относящимися к профессиональной деятельности. А вот что пишут летчики:

«Полет научил нравственно очищаться, ценить благородство, становиться добрее» (Селиванов).

«Уверен, что великое признание есть работа духа. Дух высший, по моему разумению, есть единение всех душ, живущих в нас» (Синицын).

Хочу подтвердить, что методология профподготовки, в том числе и СRМ, крайне нуждается в изучении культуры летчика, ибо культура – расширение горизонта, познавательная активность, целостность личности, понимающая другую. Культурное наследие должно использоваться при разборе ошибок, предпосылок, инцидентов, с учетом мнений летных экипажей и их самооценок своих возможностей. Особенно важно понять и осторожно показать, что руководство по летной эксплуатации (РЛЭ) – это не Библия, это алгоритм, но есть еще душа и честь Имени, есть нестандартная, нештатная ситуация и т.д. И познать все это только через РЛЭ невозможно. Нужно добавлять нравственные разборы внутреннего мира летчиков. Методически это не сложно – создав модели игровой ситуации, подбор пар с разными характерами и темпераментами, оценивать через отношение.

Что же такое духовность?

Духовность – это способность человека трансформировать добродетельную данность на других людей с целью развития вселенской любви, добра и самосовершенствования. Только духовность поможет человеку наиболее полно раскрыть смысл и предназначение человека.

Дух – это опыт, данный нам в чувственных переживаниях с активацией не только сознания, но и подсознания. Дух летчика есть реальность, представленная в его жизненном и профессиональном опыте. Именно из своего жизненного опыта познания нерукотворного мира в небе следует формировать технологию познания своего Я, второго Я, самокритичность в оценке своих поступков, воспитание воли как ограничителя своей свободы. Именно второе Я – это глубокое сознание своих возможностей и способностей, как путь к надежности и как личный знак твоего имени, чем летчик должен дорожить не меньше, чем жизнью.

ОБРАЗОВАНИЕ – НЕ ТОВАР

Несколько слов об образовании. Сегодня образование классифицируется как услуга, то есть товар, который продается. Стало быть, уровень знаний, умений, навыков есть качество профессиональных услуг летной профессии. Однако такой взгляд есть лишь рыночное мировоззрение, причем навязанное. Образование есть и будет прежде всего социальная деятельность.

При обучении и формировании профессионально важных качеств, порождающих летные способности, важно изучить психологию личности, ее мотив, смысл и цель жизни, ценности, нравственные ориентации, характер, темперамент, волю, интеллект, самооценку и идентификацию себя как человека и специалиста, уровень коммуникабельности. В данном случае методология образования в области психофизиологических, социальных знаний применительно к программе обучения в системе CRM, должна исходить из стратегии – какого именно профессионала мы хотим подготовить или какой нам нужен: специалист, твердо усвоивший регламент летного труда, дисциплинированный, организованный, ведущим качеством которого является исполнительность.

Или нам нужен профессионал дополнительно к перечисленным свойствам, обладающий творческим мышлением, задатками управленца, выраженными коммуникативными свойствами, ориентированный на достижение высшего результата. Психологически готовый взять ответственность на себя, обладать человеческими, культурными и духовными свойствами, организаторскими способностями, умением руководить и методически грамотно управлять людьми. И главное – его отношение к профессии, выраженное в вопросе: кто управляет экипажем, самолетом, полетом, обстановкой на борту, в кабине – командир (КВС) или компьютер? кто отвечает за результат – он или автоматика, кому доверяют свои жизни пассажиры – электронному роботу или КВС?

Для педагогов главная задача – методически подбирать и моделировать такие игровые ситуации, где при их решении будут обязательно востребованы профессионально важные для летной профессии не только знание алгоритма профессиограмы летных заданий в полете, но и знания о своих психофизиологических возможностях и, главное, ограничениях.

Наш научный и эксперименталный опыт показал, что в 40–60% случаев летных инцидентов, в том числе и тяжелых, происходят из-за того, что человек толком не знает свой организм и психику, идет на риск, не прогнозируя последствия. Сегодня знания о самолете относятся к знанию о себе в пропорции 7:1. Поэтому психологическое обучение должно формировать не только человеческий ресурс, но и потенциал личности, Человека летающего, то есть небожителя.

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПИЛОТА

Если исходить из гуманитарных принципов обучения, то они в некотором роде отличаются от предметного обучения, ибо предмет обучения имеет конкретную целевую программу – повысить летную квалификацию конкретной кабиной профессии. А если исходить из их духовной концепции, то вначале надо познать, что такое человек неба, и главное – его проникновение в смысл своей профессии, нравственной сущности свободы и собственного мира.

Поэтому методическую работу полезнее начинать не с предметной подготовки, а с психологического акцентирования слушателей, их личностного мировоззрения, ценностей, целей, отношения к профессиональной карьере и пр.

Летный профессионализм применительно к полету – прежде всего умение управлять собой, а затем и уровень овладения профессией – пилотировать самолет. Для этого надо иметь знания о себе, о своей физиологии, своих возможностях и ограничениях. Знать законы профессиональных действий в виде движения, восприятия и переработки информации, принятия решений, эмоциональных проявлениях. Понимать значимость чувства полета и самолета, образа полета при ориентации в пространстве. Законы поведения в стрессовых ситуациях, в групповой деятельности, знания о роли мотивации при достижении результата с использованием воли и интеллекта.

Только познание души человека, его внутреннего мира, его отношения к профессии, к товарищам, познание истоков ответственности через духовное освоение добродетельности как антитезы зла, познания его мотивов, целей, смысла нравственных и духовных психических состояний создает базу для управления и воспитания.

Что касается Человека летающего, то здесь все индивидуально и многомерно. Он одновременно строг к себе и добр к другим. Он исполнитель и творец, организован, раскрепощен, ограничен регламентом, но свободен в выборе, осторожен и смел. Одновременно хитер, агрессивен и мягок, грешен и безгрешен, верующий, атеист.

Авиация не терпит суеты и злости. Хрупкость жизни в полете заставляет понимать и уважать ее смысл. Авиация не может с позиции ее духа быть в обслуге! Ибо главное нравственное, добродетельное предназначение – творить добро живущим на земле, дерзая в неземной среде – взяв ответственность за жизнь на себя.

Одно из системообразующих оснований надежной деятельности человека в полете – это то, к чему пришел Михаил Михайлович Громов. Его главная мысль – о том, что прежде чем научиться управлять ЛА, надо научиться управлять собой. Управлять собой – это прежде всего знать и уметь регулировать свое психическое состояние, переориентировать его на волевую и интеллектуальную активность с целью достижения заданного результата. Это проявляется в преодолении страстей, в повиновении регламенту, в ограничении суперэмоций, в сохранении холодного рассудка, порожденного ответственностью. И в этом процессуальном акте деятельности свобода все же выступает как «осознанная необходимость».

И вместе с тем человеку в полете дано глубокое нравственное, на уровне святости, проявление свободы, которое гораздо шире раскрывает внутренний мир человека.

Послушаем летчиков:

«...Летная работа порождает этических проблем не меньше, чем профессиональных. В полете ты свободен, но поэтому нельзя лгать даже самому себе. Будешь наказан. И в этом великий этический смысл летной профессии. Человек отвечает за свои поступки САМ, и немедленно, публично...» (К.А. Сеньков).

«...Общение с необычной природой неба, свободой перемещения в трехмерном пространстве заставила смотреть на мир другими глазами, точнее, с позиции настоящих человеческих ценностей. Пройдя через трудности, начинаешь уважать все и всех, кто тебя окружает, понимать все, что вокруг происходит...» (Н. Григорьев).

Разве в этих небесных размышлениях мы не улавливаем огромную духовную работу над собой, над своей собранностью, смирением? Разве не чувствуем, как идет смещение акцентов анализа своей профессиональной деятельности вглубь своей души, в ее нравственные чувства, в мир, если хотите, 10 заповедей?

Мы должны почувствовать в этом воздействие особых законов роста личности человека в опасной профессии. Личность летчика преобразовывает, точнее, одухотворяет многие земные понятия, несущие просто юридический смысл. К примеру, понятие дисциплины. В полете выполняется регламентный алгоритм при исполнении действий и операций. Однако небо требует более высокого уровня осмысления этого понятия. Это осмысление исходит из ценности жизни твоей и тех, кто тебе доверил. Мы существенно повысим безопасность полета, если не только научим, но и воспитаем святость, окормляющую сущее в дисциплине. Дисциплина в полете – это работа мысли, то есть души, свобода выбора, нравственная оценка последствий своих действий, оснований к риску, своих возможностей и коллег в полете.

Духовная связь и пребывание в пространстве «не от мира сего» отчетливо формирует добродетельность, совесть, ценность жизни. Вчитаемся в небесные мысли, окормленные святостью высших чувств.

«...Именно в авиации я ощутил, что полеты формируют нравственную часть личности. В моем характере открылся взгляд на понятие чести. В полете много неожиданностей, бьющих по самолюбию, взывая к потребности понять смысл жизни в летной профессии...» (Н. Григорьев).

«...Авиация дала духовную закалку, помогла сформировать совестливость...» (В. Селиванов).

«...Катаклизмы современной жизни сильно уродуют людей. Но лекарство под названием «небо» хорошо помогает. У людей, постоянно рискующих жизнью, мне кажется, добро побеждает зло...» (Ю.Н. Шеффер)

В нашей педагогической деятельности мы слабо раскрываем влияние полетов на развитие чувства прекрасного.

«...В полете возникли состояния эйдетического восприятия красочных видов рассвета, наступления ночи, цветовых гамм горизонта. Интересно появление ассоциаций со сказками, с ощущением выхода из себя, из национального менталитета, как бы становясь человеком земли. Все необычные состояния сопровождаются приливом добродетельности. Наверное, небо облагораживает...» (В. Селиванов).

«...Полет дает новые, совершенно неожиданные ракурсы смены тени и света, игры красок на земле и в небе, где вы можете увидеть такой земной луч, который упреждает восход солнца. Где еще, как не в полете ночью, такие близкие и яркие звезды – протяни руку и потрогаешь...» (А. Синицын).

Вот пример процесса переплавки внешней среды жизни и труда во внутренний мир человека. Человек летающий способен перевести материальный мир человека в идеальный и уже из него выйти одухотворенным смыслом: своего предназначения. Так идеал порождает веру и почитание летной дисциплины. Отсюда берет истоки сущее в человеке – это духовное поле, где силовые вектора освящают путь к любви, состраданию, доброте и совести. Сущностная сила личности опасной профессии зиждется на нравственном фундаменте – преодолей себя, сделай добро, защити. Поэтому сам процесс обучения пронизан воспитательным императивом: незнание, слабость духа и тела в их профессии обернутся горем для других.

Базовым свойством личности летающего человека является не потребностная сфера, а сфера, представленная целеустремленностью и высшей степенью мотивированности к полету.

В душе летчики всегда хранят высшую ценность: не сделай грех, не превращай небо и свою трепетную любовь к полету в наживу. Земляне посылали человека в небо, и он оправдал их надежды, так как с неба возвращался всегда чище, святее, благороднее и добрее.

Научная авиационно-космическая психология достаточно наработала, чтобы императивно утверждать: Человек летающий отобран природой, пробужден Духом, социально предназначен быть созидательным. Он обречен и обучен небом, любовью к полетам. И в этом мы обязаны Духу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1250
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
876
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
425
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
591

Другие новости