0
4940
Газета Концепции Интернет-версия

09.12.2016 00:01:00

Что изменилось за три года во внешней политике России

Существующие военно-политические союзы не способны противодействовать всему спектру современных вызовов и угроз

Тэги: внешняя политика, сирия, япония, азия, тихий океан, сша, украина, ес, нато


В пятой Концепции внешней политики РФ, утвержденной указом президента 30 ноября 2016 года, в концентрированном виде изложена система взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности России. Подобные концепции были приняты в 1993, 2000, 2008 и 2013 годах. По ним можно проследить, как менялись мир и Россия.

В концепции 2013 года российское государство было названо одним из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира. В новом документе речь идет уже не о «конкурентном центре», а лишь о повышении конкурентоспособности российской экономики.

В числе региональных приоритетов впервые указано политическое урегулирование ситуации в Сирии и поддержание единства, независимости и территориальной целостности этой республики. Также впервые отмечен качественно новый характер глобальной террористической угрозы с появлением международной террористической организации «Исламское государство» (запрещенной в России) и подобных ей объединений.

В Европе основными партнерами названы Германия, Испания, Италия и Франция. Великобритания, с которой, согласно Концепции 2013 года Россия хотела развивать двусторонние связи, в новом документе вообще не упоминается, как будто этой страны не существует.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе Россия продолжит курс на выстраивание добрососедских связей и осуществление взаимовыгодного сотрудничества с Японией. При этом не упоминается о продолжении диалога «о путях взаимоприемлемого решения неурегулированных вопросов», как это было в Концепции 2013 года.

Из постсоветских государств с отдельными оговорками упоминаются, Грузия, Молдова и Украина, которая вычеркнута из числа приоритетных партнеров в СНГ. Во взаимодействии со всеми заинтересованными государствами и международными структурами Россия приложит усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта.

Москва заинтересована в нормализации отношений с Грузией в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона. Одновременно с этим Россия продолжит содействовать становлению Абхазии и Южной Осетии как современных демократических государств.

Россия способствует всеобъемлющему решению приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Молдовы при определении особого статуса Приднестровья.

Задачи формирования отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействия устранению имеющихся очагов напряженности и конфликтов на их территориях и предотвращения возникновения таких очагов и конфликтов в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических приоритетов, конечно, не могут не напомнить о главных событиях последнего десятилетия. В их числе операция по принуждению Грузии к миру, возвращение Крыма в состав Российской Федерации, а также украинский кризис в ноябре 2013 года – феврале 2014 года, приведший к госперевороту в Киеве и вооруженному конфликту на юго-востоке Украины. На Западе российская политика добрососедства в отношении Абхазии, Южной Осетии не была принята и одобрена, а из-за Украины Россия попала под санкции. Признавая за США право на сферы влияния по всему миру, Запад применяет прямо противоположный подход к внешней политике России.

В 2016 году Россия оказалась гораздо дальше, чем была в 2013 году, от решения проблемы международно-правового оформления своей государственной границы. Если в документе трехлетней давности Москва намеревалась «вести дело к завершению», то сейчас задача стоит не завершить, а только «активизировать процесс».

Три года назад Москва была уверена, что региональные конфликты не имеют силовых решений. В новой концепции о силовых решениях ничего не сказано, вместе с тем признается, что разрешение таких конфликтов возможно посредством вовлечения всех сторон в диалог и переговоры, а не посредством изоляции какой-либо из них.

В концепции отмечено, что на передний план наряду с военной мощью выдвигаются такие важные факторы влияния государств на международную политику, как экономические, правовые, технологические, информационные. Неотъемлемой составляющей международной политики становятся инструменты «мягкой силы». Отдельным пунктом прописано «укрепление позиций российских СМИ и средств массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве, доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы».

Европарламент авансом уже дал ответ российской «мягкой силе». 23 ноября он принял резолюцию «Стратегические коммуникации ЕС как противодействие пропаганде третьих сторон». В резолюции говорится: «Российское правительство применяет широкий спектр инструментов, в частности аналитические центры и фонды, специальные госучреждения, многоязычные телекомпании, псевдоновостные агентства и мультимедийные сервисы, международные социальные и религиозные группы, социальные сети и интернет-троллей для того, чтобы поставить под сомнение демократические ценности, внести раскол в Европу». Европарламент призвал, в частности, усилить «Оперативную группу по стратегическим коммуникациям на Востоке», которая борется с «дезинформацией» о Евросоюзе в русскоязычных СМИ.

В новой концепции взаимоотношения с США и НАТО и борьба с терроризмом – главные направления внешней политики страны. Принципиально новыми являются тезисы о возрастании рисков втягивания ведущих государств в региональные конфликты и эскалации кризисов, а также о неспособности существующих военно-политических союзов обеспечить противодействие всему спектру современных вызовов и угроз.

В документе в очередной раз подтверждена взятая Россией на себя особая ответственность за поддержание безопасности и мира, а также сформированная веками роль уравновешивающего фактора в развитии мировой цивилизации.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Сергей Никаноров

Комитет Госдумы решил детальнее разобраться с перспективой возврата аукционов на вылов биоресурсов

0
328
Россия отказывается обсуждать биологическое оружие в  грузинской "лаборатории Лугара"

Россия отказывается обсуждать биологическое оружие в грузинской "лаборатории Лугара"

Юрий Рокс

В Тбилиси назвали бредом обвинения в опытах, проводимых над людьми

0
536
Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Эффективные политические механизмы их сдерживания отсутствуют

0
594
В истории гибели Ил-20 остается много загадок

В истории гибели Ил-20 остается много загадок

Александр Шарковский

Причиной катастрофы могло стать отсутствие взаимодействия между военными Сирии и РФ

0
811

Другие новости

Загрузка...
24smi.org