0
1533
Газета Культура Интернет-версия

29.09.1999 00:00:00

ЮНЕСКО - не банк, а посредник

Тэги: ЮНЕСКО, Большой театр, ГАБТ


Вольфганг Ройтер.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

МЫ СЕРЬЕЗНО и с энтузиазмом подходим к проекту "Большой - ЮНЕСКО". Сохранение традиций всех народов Земли (а Большой театр - часть этой традиции) - неотъемлемый элемент такого мышления, при котором человечество только и может иметь будущее: уважение другого. Тот же принцип мы закладываем в программу объявленного ЮНЕСКО Года культуры и ненасилия.

Партнерство "Большой - ЮНЕСКО" началось не вчера. Оно основано на трехстороннем соглашении, подписанном театром, Министерством культуры России и ЮНЕСКО в 1993 году. Всем заинтересованным сторонам с самого начала было ясно, что, прежде чем начинать масштабные работы в основном здании театра, нужно предоставить труппе временное пристанище. Поэтому мы оказывали помощь в разработке концепции и проектировании строящегося сейчас филиала ГАБТа на Театральной площади. Здесь ГАБТ консультировал Михаэль Дитман, "отец" проекта парижской Опера Бастиль, хотя окончательные решения принимались российскими экспертами. Для них мы предоставили возможность ознакомительных поездок в музыкальные театры Европы.

Я считаю плодотворной саму идею "двухступенчатого" подхода к решению проблемы: можно предположить, насколько отрицательно сказывается на качестве труппы и репертуаре музыкального театра отсутствие постоянной сцены. Нигде не сделали так, как в России, которая в решении вопроса пошла по самому трудному - с материально-организационной точки зрения - пути. Но этим не только сохраняется возможность существования Большого театра как непрерывно развивающегося художественного организма, но и закладывается многосторонность будущего. Наличие двух сцен, большой и малой, всегда дает театру разные варианты развития и возможность экспериментов. Кроме того, это удачный пример урбанистического развития.

Когда я приехал в Россию, меня часто спрашивали: "А сколько ЮНЕСКО дает денег?" Я каждый раз объяснял, что мы - не банк, но организация компетентности и посредничества. Мы помогаем избежать ошибок, обращаемся к мировому опыту, привлекаем внимание к проблеме, организуем поддержку, в том числе и материальную. Кампания по поддержке реконструкции театра обрела конкретные формы после прошлогодних переговоров Владимира Васильева и Владимира Коконина в Париже с генеральным директором ЮНЕСКО г-ном Федерико Майором. Руководство ГАБТа отметило, что после завершения строительства филиала основной задачей станет бесперебойное финансирование реконструкции основного здания для обеспечения максимально сжатых сроков работ. Исполнительный совет нашей организации принял решение о проведении международной кампании по сбору средств и кампании оповещения мировой общественности - с тем чтобы собрать пожертвования. Кампания будет координироваться программой ЮНЕСКО для стран Центральной и Восточной Европы. Был создан Руководящий комитет, в который входят представители ГАБТа, ЮНЕСКО, российского правительства и правительства Москвы, а также директоры крупных оперных театров Европы и США. В его функции входит координация программы и контроль за поступлением и расходованием средств. Параллельно организуются Комитет партнеров и Комитет патронов, куда войдут соответственно бизнесмены и известные деятели искусств, авторитет которых может помочь.

В мае кампания официально началась, для чего в Москву приезжал г-н Майор. Он объявил об открытии специального счета ЮНЕСКО, на который могут поступать взносы, - номера рублевого и валютного счетов легко найти в Интернете, на сайте Большого театра. После этого генеральный директор разослал государствам - членам ЮНЕСКО обращение, в котором призвал граждан Российской Федерации и других стран мира, правительственные и неправительственные организации, представителей делового мира внести финансовый вклад в это начинание. Он также призвал ведущих исполнителей трупп, оперных театров и концертных залов всего мира передать часть сборов от одного спектакля в фонд кампании. Со своей стороны, художественный директор ГАБТа Владимир Васильев тоже выступил с обращением к деятелям искусства - актерам театра и кино, режиссерам, художникам, композиторам - с призывом провести первую в истории акцию солидарности всех театров Земли с Большим театром под названием "Большой". Днем, когда театры мира могут направить сбор от представления на счет ЮНЕСКО, мог бы быть день 28 марта 2000 года, в который 224 года назад императрица Екатерина Вторая вручила князю Петру Урусову правительственную привилегию на содержание театра в Москве. Эта дата считается днем рождения ГАБТа.

К началу нового театрального сезона уже получены первые отклики на это предложение. Интендант Берлинской оперы Гетц Фридрих дал согласие. Вскоре должно состояться заседание Международной ассоциации директоров театров, на которой будет рассмотрено обращение ЮНЕСКО и Большого театра.

Проведение кампании такого масштаба требует решения очень многих проблем. Возьмем, к примеру, обращение к потенциальным спонсорам. Для того чтобы просить у них деньги, мы должны предоставить им исчерпывающую информацию по самому проекту реконструкции и строительства. На сегодняшний день у ЮНЕСКО нет технико-экономического обоснования проекта от российской строительной фирмы, которой доверена реконструкция. (Победитель в конкурсе на право разработки проектно-сметной документации - ЗАО "Курортпроект" - должен представить ТЭО в течение 180 дней после объявления результатов тендера, т.е. после 2 апреля 1999 года. - "НГ"). А без этого невозможна дальнейшая работа. Мы продумываем возможности "морального почета" для дарителей: опять-таки во всем мире принято так или иначе увековечивать имя меценатов.

Кроме того, по инициативе ЮНЕСКО в ГАБТе должен пройти аудит (он состоится уже в октябре). Прозрачность финансового положения - очень важное обстоятельство, когда речь идет о больших деньгах и о спонсорской помощи. Такова азбука ведения дел. Это выгодно прежде всего самому театру. Кстати, прецедент такого рода в России уже был. В начале года Эрмитаж, получающий иностранную помощь, уже представил - после точно такого же международного аудита, проведенного тоже по нашей инициативе, - первый годовой отчет, который был сделан по международным финансовым стандартам.

С согласия Большого театра аудит будет проводить международная фирма. Что касается собственно российских государственных средств, отпущенных на реконструкцию и проходящих через городские структуры, то город обещал нам давать подробные сведения. Средства же, поступающие на спецсчета ЮНЕСКО по проекту "Большой", будут ЮНЕСКО и подконтрольны.

С начала 2000 года ЮНЕСКО планирует провести ряд мероприятий. Нам очень важно привлечь к проекту внимание не только иностранных, но и российских спонсоров. ГАБТ - не только достояние мировой культуры, но и прежде всего символ России. Тут много могут сделать ваши средства массовой информации. ЮНЕСКО отдает себе отчет в том, что Россия сегодня находится в очень сложной экономической ситуации. Но важен любой, даже маленький жест доброй воли граждан страны, помогающих своему государству в этом важном гуманитарном проекте. По предварительным оценкам специалистов, общая стоимость реконструкции комплекса "Большой театр" составит около 400 миллионов долларов, а ее второй очереди, т.е. самого здания театра, - около 200 миллионов. Но повторяю, это суммы предварительные, и я не хотел бы утверждать что-то конкретное до тех пор, когда ЮНЕСКО будет иметь окончательный проект и расчет стоимости работ. Что касается общей суммы пожертвований, которую мы могли бы получить в ходе международной кампании, то сегодня невозможно называть какие-либо цифры, даже гипотетические. Результат может колебаться в диапазоне от 10 до 100 миллионов долларов. Наши российские партнеры осознают, что мы лишь можем дополнить ту сумму, которая должна быть выделена из федерального бюджета России и бюджета Москвы.

Совместно с ГАБТом мы хотим создать передвижную выставку, которая бы путешествовала по Европе и Америке (особенно эффективно было бы сопровождать плановые зарубежные гастроли ГАБТа) и давала представление о прошлом театра, настоящей ситуации, о проекте реконструкции Большого. Это помогло бы развеять ошибочные представления тех людей на Западе, которые полагают, что Россия ничего не делает для спасения своего национального достояния, но ждет помощи от других. Другим элементом экспозиции станет большая фотовыставка, раскрывающая повседневную жизнь театра уже не в общественном, а в личностном ракурсе. Сцены из спектаклей, моменты репетиций, театрального быта, надо честно показать состояние здания со всеми трещинами и т.д. Условно все это можно назвать "Один день из жизни Большого театра". Мы также продумываем проект устройства благотворительных приемов, которые могли бы состояться параллельно и в связке с выставкой и гастролями ГАБТа в крупных городах мира. Такой известный способ может принести весомый финансовый результат.

Важно, что мы подписали соглашение с российским правительством: все оборудование и материалы, поступающие из-за рубежа в рамках проекта "Большой - ЮНЕСКО", будут освобождены от таможенных пошлин. Хотя это соглашение должно быть утверждено Думой, оно уже действует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1138
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
801
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
390
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
544

Другие новости