0
6014
Газета Культура Интернет-версия

20.10.1999 00:00:00

Хореографические итоги

Тэги: хореография, театр, фестиваль


Эпизод спектакля Евгения Панфилова "Река".

Фестиваль был примечателен тем, что обозначил разность российской и западной ментальности в отношении к новейшему искусству танца. Им малоинтересно обсуждать понятия "уровень спектакля" или "профессионализм артиста", они готовы приветствовать любое начинание и предпочитают говорить о "расширении опыта" и "исследовании возможностей". Они протестуют, когда мы ищем в танце танец, эмоцию, драматургию или спрашиваем о смысле увиденного. Они говорят: никогда не интересуйтесь смыслом, смысл есть всегда, он в перечислении смыслов или в движении ради движения, он - в том, что творец объявил себя таковым и хочет что-то сказать, а ты, зритель, всегда должен быть готов это воспринять, отрешиться от любых наработок сознания, мешающих это сделать, в том числе от идеи "качества" и возможных упреков автору в дилетантизме. Они в таких случаях думают, что мы по-прежнему, как в былые годы, перегружены идеологией и потому хотим театру что-то предписать, создать правила его функционирования. Справедливо критикуя нас за то, что мы долгие годы недооценивали значение "пробы" в искусстве, но переоценивали свои привычки, они не хотят видеть то, что хорошо чувствуем мы, с нашим историческим опытом, - разницы между идеологией и идеей, процессом и точкой схода, ставя между ними знак равенства. Но они, как и мы, хотят понять, к чему все это приведет.

Именно по этим проблемам притирались друг к другу участники международного симпозиума, обсуждая "Линии и традиции танца XX века" во всех аспектах.

Наши западные коллеги особенно ратовали за проекты типа "Crash Landing" - то, что показала на фестивале Мег Стюарт. Речи о танце здесь нет, говорить можно только об "энергетических конструкциях, которые служат основанием для взаимоотношений сцены и зрительного зала". Да и зал исполнителю все меньше и меньше нужен, о чем честно сказала Стюарт в интервью: такой театр тяготеет к коллапсу, замыкаясь на лабораторных опытах, пробуя все, что исходит из факта нарушения неподвижности и даже из ее сохранения. Главным становится сиюминутная вовлеченность участников, совершенно не нуждающихся в одобрении или неодобрении посторонних. Три этапа показа проекта Стюарт не были похожи друг на друга, а сама идея состоит в том, что набирается группа танцовщиков, видеохудожников и музыкантов, которые что-то делают на сцене при участии работающих компьютеров: кто-то поет арию из "Паяцев", кто-то прыгает на стену, ничего из опробованного не закрепляется, и действие есть спонтанность. Это называется "изучение собственного тела" и "импровизация без прошлого и будущего".

"Самонезавершенное" - моноспектакль француза, работающего в Берлине, Ксавье Ле Роя, бывшего молекулярного биолога, заинтересовавшегося танцем, был замечателен поистине йоговской гибкостью исполнителя. Он послужил не только воплощением идей автора об исследовании тела в эпоху биотехнологий, но и иллюстрацией к одной из дискуссий симпозиума: что такое конфликт в современном театре и может ли постановка без него быть. Здесь конфликт состоял вовсе не в забавных заменах движений рук - ногами, а ног - руками, когда конечности "освобождаются из привычного контекста", чтобы создать какое-то неизвестное науке тело. Наш зритель напряженно гадал: разогнется ли согнутый голый исполнитель, искусно скрывающий своей верхней частью - нижнюю часть? Или так и уйдет со сцены, не привнеся в свой минимализм темы "голое "Я" на голой земле"? Разогнулся - в финале, что не ослабило впечатления.

Выступления труппы Ричарда Олстона (Великобритания) были самими англичанами заявлены как спор между классическим и современным стилем, а фестивальным зрителем восприняты как аргумент "за" сценический танец в его споре с танцем "лабораторным". Вечер одноактных балетов напомнил о здоровой спортивности постановок другого американца - Пола Тейлора. Крепко сбитые танцовщики с хорошей профессиональной выучкой одинаково ровно и стилистически похоже танцевали и "ночной" балет "Монтаж" под Брамса, и "Внезапный выход" с Красным бегом", где царил Хойбелс и "Нью-Йорк контрапункт", - сгибались и выкручивались, завинчивались винтом, прыгали с поджатой ногой...

Самым именитым гостем на фестивале был Иржи Килиан. На симпозиуме он отвечал на вопросы, приведя радикалов в негодование своей старомодностью: сказал, что в танце, "кроме направления, есть еще качество", а как просвещенный зритель он доверяет своему ощущению "нравится - не нравится". На сцене Музыкального театра один из лучших хореографов столетия устроил нечто вроде презентации одной из трех трупп, входящих в балетный конгломерат "Нидерландский театр танца". Объявленное как "мировая премьера жанра "открытой репетиции" мероприятие на репетицию ничуть не походило. Никакой демонстрации рабочего процесса, немного живого танца плюс десятиминутные фильмы-видеонарезки из репертуара пяти приехавших мастеров, в свое время премьеров из разных стран и разных трупп, а ныне, после наступления балетного пенсионного возраста, участников эксперимента, поставленного Килианом для балетных "стариков". В НДТ-3 они исполняют специально поставленные спектакли, с которыми мы знакомились на прошлогодних гастролях труппы в Москве. Эгон Мадсен, Сабина Купферберг, Жерар Леметр, Джиоконда Барбуто, Дэвид Крегель вышли на сцену, чтобы принять овации московских зрителей. В молодости они танцевали мастерски, а теперь им достаточно было просто сидеть на стуле и создавать балет рук, как в показанном фрагменте из позднего килиановского спектакля "Путь в одиночестве" - все равно видно, что мастерство их никуда не делось, просто перешло в новое качество, не менее захватывающее. Было не только интересно, но и грустно. В каскаде балетных отрывков (килиановские балеты 70-90-х, вперемежку со спектаклями Кранко, Бежара, Куделки, Дуато, Ван Манена, Тетли) мелькали вершины европейского и американского танца XX века.

Российскому современному танцу на фестивале был отведен "Русский вечер". Выступления одиннадцати разных по уровню коллективов с отрывками из текущего репертуара отчетливо выявили тенденцию "мы и они". Конечно, у нас пока еще много домашних радостей, следования кому-то и чему-то по принципу "там хорошо, где нас нет", много необоснованных претензий и многозначительности не по делу. (И у них этого хватает.) Но одновременно подходит к концу период чистого ученичества, когда отечественный "контемпорари данс" - не отрывался от мамки, т.е. западных образцов, и учился, лишь подражая. Наступает момент, когда лучшие российские мастера могут соперничать на равных с иностранными коллегами. Пример тому - "Свадебка" Татьяны Багановой (кстати, дважды лауреата Гран-при международных конкурсов современной хореографии в Париже и Ганновере). Не нуждаются в рекламе имена Геннадия Абрамова и Евгения Панфилова, хотя на вечере трудно было получить о них адекватное представление: "Многоголосие" первого и "Река" второго не смотрятся кусочками.

Мы пробуем все. В проектах Вячеслава Колейчука (по основной профессии - художника) сценически воссоздаются идеи оп-арта: исполнитель между экранами, как в аквариуме, тело танцовщика пытается подчиниться всем изменениям видеоряда. Игра с оптикой, визуальные изменения, геометрическая иллюзорность. Кто знает работы Виктора Вазарелли - столпа западного искусства, тот поймет. Школа современной хореографии Александра Шишкина не похожа на труппу "Нота бене" 1999 года рождения, руководимую Валерием Архиповым и Александром Корженковым. Первый делает "общий танец" с литературной подосновой (в программке сказано: по притче Артура Шопенгауэра), второй работает с "киношной" сюжетностью а-ля нравы гангстерских фильмов и анекдотов про новых русских, разумеется, с едва уловимым ироническим оттенком в духе "Криминального чтива". Театр танца Александра Кукина из Петербурга демонстрирует честную зависимость от американского модерн-танца. Челябинский театр современного танца Владимира и Ольги Пона с помощью контактной импровизации изучает суть инстинкта, превращающегося в сознание: фрагмент из спектакля "Ты есть у меня, или Тебя у меня нет" - это фрагмент молодежной тусовки, не имеющей смысла, но теоретически могущей его обрести. Театр танца "Эльта" (Елец) точно описан в буклете фестиваля: "симбиоз эстрадного шоу-балета, джаз-танца и модерна". Метафорическая серьезность Школы танца Николая Огрызкова (Москва) в спектакле "Латерна Магика" соседствует с характерной смешливостью "Смотрин" Ивана Фадеева, где три разбитные девицы, что называется, выкаблучиваются перед ошалелым кавалером.

Напоследок организаторы припасли подарок. Эмио Греко из Голландии - маленький смуглый виртуоз с проектом "Экстра драй", ученик Хайтауэр и Бежара, специалист по классическому танцу, модерну и "японскому "буто", сам себе хореограф, автор концепции "изучения внутренних импульсов тела" и исполнитель. Его спектакль, играемый на фоне обтянутых золотым стен, поразил свободой, рождающейся из точности, из мастерства владения телом в любой пространственной коллизии, самим же исполнителем создаваемой и разрешаемой. Наряду со "Свадебкой" Багановой "Экстра драй" стал лучшим проектом нынешнего смотра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
993
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1382
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1699
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1179

Другие новости