0
1259
Газета Культура Интернет-версия

22.10.1999 00:00:00

Фотограф и живописец

Тэги: фотография, живопись


"Семен Файбисович как Ленин в кепке". Из проекта "Монументальная пропаганда".

ЕСТЬ два Файбисовича. Один - гиперреалист, другой - фотограф. Первый известен по картинам, которые не раз выставлялись. Второй - по выставке в зверевском Центре современного искусства. "Наш пух" - экспозиция, которая открыла нового Семена Файбисовича.

Есть два Гороховских. Конечно, есть отец - Эдуард и сын - Евгений, оба - художники. Но речь не об этом: существуют въяве два Эдуарда Гороховских. Один выступил в Третьяковской галерее, другой - в галерее "Файн арт". Третьяковка представила ретроспективу, "Файн арт" - серию работ, созданных в 1998 году. Гороховский "старый" создавал картины с помощью фотографии. "Новый" - картине предпочел фотографию.

Живопись Гороховского выросла из классического портрета. Но при помощи фотографии. Потому что портрет, интересный ему, прошел через фотоателье. Гороховский использует старые снимки. Он вносит их в пространство произведения. На пути к картине художник их перерисовывает - клеточка за клеточкой. Но он берет старые фотографии и превращает их в картины не механически. Четкий силуэт, классическая "улыбочка" позирующих, группировка фигур, которая сохраняет приемы студийного фото, - многие черты заставляют зрителя ассоциировать картины Гороховского с фотографией. Сказать "это фотографично" о его живописи - значит прямо указать на природу этих работ. "Фотографичность" в них подчеркнута, как ключевой признак.

Гороховский свидетельствует об ушедшей реальности. Старые снимки разбросаны вольно по стене в Третьяковской галерее. Картины, в которых эти фотографии были использованы, - здесь же, рядом. Силуэты людей выступают из активного фона. Радикальный переход - от черно-белого изображения к цветному - оживляет фигуры: они переходят из пространства прошлого - в настоящее, приближаются к зрителю. Но игра пятен, мазки поверх "фото"-слоя подчеркивают живописную природу самого изображения. В поле холста живописное вступает в сложную игру с фотографическим. При этом фотография вносит в холст мемориальный сюжет. А живопись - живое течение жизни.

"Еще когда в начале семидесятых я начал, глядя по сторонам, скрести перышком по ватману, заметил, что изображенное мной слишком часто и подозрительно быстро исчезает с лица земли. По Кабакову, вербальное фиксирование дезавуирует предметный мир, а у меня тем же занималось визуальное, причем делало свое дело не концептуально, а "всерьез". Например, тут же снесли пару воспетых мною сараев; сгорели винный и продуктовый магазины; исчезла огромная, роскошная, многолетнего настоя помойка в соседнем дворе..." Так Семен Файбисович описывает воздействие своих работ на окружающую реальность. Фиксирование уничтожает предмет, а художник превращает бытие в небытие с результативностью, которой позавидует любой маг. Файбисович омертвляет. Гороховский, наоборот, возвращает к жизни.

Файбисович - гиперреалист. Именно в таком качестве он известен. Гипер-, он же фотореализм - это стиль производства картин, подражающих фотографии, средствами живописи, но с внешними эффектами фото. В картинах Файбисовича сконцентрирован московский сумрак. И отчуждение человека от мира в этом сумраке получает свое отчетливое выражение. "Фотографичность" у него - средство передачи отчуждения. Чем фотографичнее, тем безжизненней.

Гороховский и Файбисович работают по-разному. Но с помощью одного средства - фотографии, превращенной в картину. И это - два очень разных художника. Но их объединяет еще одно: в 1999 году они вдруг выступили как фотографы. Резкие линии, разрывы форм, контрастные сочетания плоскостей и - цвет, который доминирует в пространстве; эмоционально окрашенный цвет характерен для фотографа Гороховского. Размытые переходы полутонов, точка зрения, предельно приближенная к предмету, а сам предмет - легкий, невесомый, ускользающий - пух: так выглядят фотографии Файбисовича. Гороховского и Файбисовича объединяет то, что их новые работы фундаментально инаковы, чем их же холсты. Но эти произведения средствами фото решают живописные проблемы. Это фотографии живописцев.

"Фотография-картина-фотография" - так называется выставка Эдуарда Гороховского в Третьяковской галерее. Вопрос отношения фотографии к живописи и живописи к фотографии - один из самых важных для истории искусства на протяжении последних полутора столетий. Гороховский и Файбисович идут по одному пути - в своей живописи они идут вслед фотографии, в своих фотографиях - вслед живописи. Так противоречие между картиной и снимком решается в пользу плодотворного синтеза.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1002
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1648
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1481
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2788

Другие новости