0
882
Газета Культура Интернет-версия

15.12.1999 00:00:00

Евразия в Манеже

Тэги: художественный рынок, Манеж, искусство


МОСКВА - маленький город. В том, что касается арт-рынка. В Центральном выставочном зале "Манеж" сегодня закрывается художественная ярмарка. О таких событиях принято писать, подводя итоги продаж. На этот раз конец плачевен - судя по унынию галеристов и малочисленности красных точек, которыми маркируют обычно проданные работы. Это, впрочем, не новость, а свидетельство того, что художественный рынок до сих пор не отошел от прошлогоднего августовского кризиса. Это не вина устроителей ярмарки, а их беда - как и всех, кто занимается современным искусством в Москве. Так что судить об этой ярмарке с "рыночных" позиций невозможно.

"Арт-Манеж,98" стал знаменит благодаря Авдею Тер-Оганяну, который топором рубил иконы прямо на вернисаже. В этот раз скандал начался еще до открытия, когда стали известны планы правительства Москвы перенести ярмарку на период после выборов (официальной причиной такого решения могло стать желание мэрии продлить предыдущую выставку в Манеже). Хозяин - барин, учредители ярмарки - муниципальный комитет по культуре и ЦВЗ "Манеж". Однако отменить такое коммерческое событие оказалось сложно даже для московского правительства - ведь среди участников 68 галерей и иных художественных институций, в том числе представители Азербайджана, Германии, Казахстана, Кореи, Франции. Но спровоцировать нервозность участников и их недоверие к Москве властям города удалось. К тому же досадные промахи в системе безопасности (проще говоря, повальное воровство, когда со стендов тащат все, что ни попадя: видеоплейер, сумку с сотовым, деньги из закрытого офиса галереи) превратили саму ярмарку в событие, где участники больше боялись потерять свои кошельки, чем надеялись заработать деньги.

Две ярмарки - слишком много для одного города. Сейчас в Москве их две (как минимум). "Арт Москва" ориентирована на западный контекст и строгий вкусовой отбор. "Арт-Манеж" - на местный рынок и популярный вкус. "Арт-ЦДХ" (третий претендент в ярмарки) - пока что просто салон, мало отличимый от "вернисажа" у здания того же Дома художника. Но эти различия зависят от правильного позиционирования самих устроителей. "Арт-Манеж" за последние три года постепенно эволюционировал в сторону "Арт Москвы" (второй московской ярмарки): его "коммерческая" часть истончалась, в то время как "концептуальная" росла в весе. "Арт-Манеж"98" был условно разделен на два отдела: "некоммерческие" проекты заняли самый центр, остальные были оттеснены в углы. В нынешнем году этого деления больше нет, хотя среди участников несколько таких, чьи проекты были осуществлены без прямой оплаты стендов (то есть на некоммерческой основе). Кроме того, много тех, кто явно не рассчитывал ничего продать: например, галерея "Азия-арт" (Алматы) выставила бассейн, на дне которого лежат фотографии, отпечатанные при помощи компьютера на прозрачной пленке и заламинированные; над бассейном льется мягкий голубой свет, а все действо сопровождает медитативная музыка. Галерея "Ковчег" (Москва) представила проект "Обещание стиля" - коллекцию советской массовой графики, по частям ее не распродают. "Н-галерея" (Тбилиси) привезла видеоинсталляцию молодой грузинской художницы Теи Телия. "Полный пролет" Александра Пономарева - два фонтана, плюющиеся водой к радости детей и художников, которые открывали отсек "Московской студии". Так что "Арт-Манеж" - все меньше ярмарка и все больше выставка проектов.

"Евразийская зона" - подзаголовок ярмарки. Концепция - поженить Европу с Азией. Реализация - одна галерея из Кореи (так прямо и называется - галерея "Корея"), две - из Азербайджана, две - из Казахстана (все вместе они, видимо, отвечают за Азию). Европу представляют Вальтер Бишоф (Германия), Альбер Бенаму (Франция), группа "Ирвин" (Словения), журнал "Государство искусства" (Австрия) и некоторые другие (немногочисленные) участники. Вальтер Бишоф приехал с несколькими фотографиями Йозефа Бойса и принтами Кристо, а стенд его галереи был заметен благодаря тому, что его в яркие цвета раскрасил Валерий Кошляков. Альбер Бенаму привез с собой работы Антона Соломухи и Стива Миллера, а также выставил акварели Михаила Ромадина - так что один американец, один русский и один француз украинского происхождения вписались в глобальную идею "Евразии". Но "международный" характер ярмарки в целом - фикция, слишком мало иностранных участников заинтересованы в небольшом русском рынке. Слишком слаба работа устроителей по привлечению покупателей. Слишком иллюзорна сама идея - евразийство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
646
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1330
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1161
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2215

Другие новости