0
606
Газета Культура Интернет-версия

29.12.1999 00:00:00

Бродячая собака


"Илия" в Москве

В ДНИ католического Рождества на главных концертных площадках столицы - сначала в Большом зале консерватории, а на следующий день в Концертном зале имени П.И. Чайковского - состоялась российская премьера величественной оратории Феликса Мендельсона "Илия", созданной в 1846 году на тексты Священного писания. В свое время немецкий композитор способствовал второму рождению музыки Баха, практически забытой (трудно поверить!) в девятнадцатом веке. Вторым кумиром Мендельсона был Гендель, ораториальное творчество которого послужило вдохновляющим импульсом к созданию сначала оратории "Павел", а затем и оратории "Илия". Герой впервые прозвучавшей в Москве вокально-симфонической фрески - ветхозаветный пророк Илия, извещающий людям Божественную волю, избавляющий от стихийных бедствий, болезней и смертей побеждает в споре со жрецами Ваала и в конце концов живым возносится на небеса.

Героями исполнения стали маэстро Геннадий Рождественский, добившийся от не самого лучшего в столице оркестра БЗК качественного и красивого звучания, мощный консерваторский хор под управлением Сергея Калинина и совсем молодые солисты, вчерашние и сегодняшние студенты консерватории. В партии Илии выступил перспективный бас с внешностью молодого Шаляпина Владимир Байков, партию Вдовы в европейской "инструментальной" манере, как и положено в такого рода опусах, исполнила обаятельная Яна Бесядынская, обладательница серебристого ангельского голоса, отдаленно напомнившего о Гундуле Яновиц. С пониманием провели партии Ангела и Царицы два альта - Светлана Трифонова и Ольга Алексеева. Было отрадно сознавать, что на смену набившему оскомину старому поколению кантатно-ораториальных певцов из филармонии идет талантливое племя новых, молодых.

Андрей ХРИПИН

Японская музыка

ПРАЗДНИЧНЫЙ вечер, посвященный дню рождения его величества императора Японии Акихито "Сад одного цветка", прошел в Центральном Доме архитектора. На старинных музыкальных инструментах кото, сякухати, сямисэн исполняли японскую традиционную музыку, что, конечно, не могло не произвести на присутствующих сильного впечатления. Кото - 13-струнный инструмент на деревянной основе, полый внутри, длиной около двух метров. Музыкант надевает на пальцы когти из слоновой кости. Незнакомый стеклянный звук завораживает. Завораживали, впрочем, и сами названия музыкальных произведений, похожие на строчки танка: "Цветочный плод", "Сокровенное сердце Луны", "Рисунки на песке". Слушатели уподоблялись философам, созерцающим японские ручьи, водопады, цветущую сакуру и пагоды, которые кажутся частью самой природы.

Сякухати - старинная японская флейта из бамбука, который специально высушивается много лет... Японцы особенно чувствуют связь природы и человека и считают, что без музыки нельзя понять душу другого народа, а музыка объединяет людей. Недаром у японцев всегда остается время "для любования" природой, для углубления в себя - это очищает душу.

Музыкальные произведения исполняли японские и российские музыканты - студенты российско-японского центра музыкальной культуры при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Во втором отделении публике показали фильм "Душа Японии" - о первом Международном фестивале японской культуры в Москве, который проходил с августа по ноябрь прошлого года в музеях и на различных сценических площадках Москвы. На вечере присутствовал посол Японии в России господин Такэхиро Того с супругой.

Раиса СИМОНОВА

Выставка "Голубой розы"

В ЗАЛАХ Музея личных коллекций открылась выставка "Голубая роза", где представлены работы мастеров, чья творческая деятельность была связана с этим художественным объединением начала века. Посетители увидят более 150 произведений живописи, графики и скульптуры 16 мастеров, участвовавших в 1907 году в выставке "Голубой розы": Кузнецов, Судейкин, Сарьян, Уткин, Фонвизин, братья Милиотти, Кнабе, Бромирский. В экспозицию включены и несколько работ художника Борисова-Мусатова, которого сами "голуборозовцы" считали своим кумиром и вдохновителем. Часть работ ранее не выставлялась. Материал для экспозиции был представлен из частных коллекций, поэтому выставка скорее является дополнительным штрихом к собраниям крупных музеев, нежели дает возможность представить наследие "Голубой розы" в полном объеме. Тем не менее эти работы вполне смогут дать новый импульс для изучения искусства начала века. Организаторы считают символичным тот факт, что под конец века художники вновь объединены единой экспозицией. С точки зрения Валерия Дудакова, искусство "Голубой розы" является квинтэссенцией последующих художественных исканий.

Надежда ПРОКАЗИНА


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
647
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
957
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
773
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
760

Другие новости