Калягин сегодня олицетворяет весь российский театр сразу, по-отечески хозяйственно возглавляя вот уже 20 с лишним лет Союз театральных деятелей. Он – самый нетривиальный чиновник, живой и отзывчивый, словом и делом реагирует на все театральные проблемы. Артист от природы, он перенес свою энергию в новое русло, ведя его творчески и с энтузиазмом. Еще Калягин руководит своим театром Еt Сetera, для которого с трудом добился здания – теперь оно гордо высится возле Чистопрудного бульвара. Калягин строил его любовно, именно здесь уже в зрелом возрасте и сыграл свои масштабные театральные роли – Просперо, Шейлока, Папашу Убю. Широкая, всеохватная натура Калягина, наверное, не могла иметь другой судьбы: вкладываться, созидать, развивать.
Потомственный интеллигент, Александр Калягин выучился на фельдшера и целых два года ездил в скорой помощи, но вовремя пошел в Щукинское училище. Актерскую биографию начинал у Юрия Любимова, на заре Таганки. Но снова решил изменить путь. Его дебютная роль – моноспектакль «Записки сумасшедшего» на ермоловской сцене в конце 60-х, где были впервые нащупаны нерв и объем собственного амплуа с убийственной самоиронией. Калягин так и не стал актером одного театра, но 30 лет прослужил во МХАТе. Играл и у Олега Ефремова, и у Анатолия Эфроса; тот писал в «Продолжении театрального романа»: «Калягин может сыграть все… он такой уютный в мизансценах – сразу все обживает, устраивается». Это особое душевное свойство Калягина быстро разглядел кинематограф, где в 1975 году актер сыграл свою поистине народную роль – тетку Чарлея в «Здравствуйте, я ваша тетя!». Сочная, смачная игра в фильме с эксцентриадой мюзик-холла, где обаятельный Калягин – эпицентр беготни и калейдоскопа переодеваний. Но это только одна из его актерских ипостасей. Его кумиром был и остается Чарли Чаплин. Поэтому романтизм и мерцание высшей драмы – то, что прячется за гениальной буффонадой. При полнокровной телесности, запоминающейся фактуре, витальности – легкость и невесомость чувств. Умение «рисовать» роли и жгучим маслом, и тончайшей акварелью. Мелодраматизм и историческую характерность Калягина точно раскрыл в своих фильмах Никита Михалков, особенно в «Неоконченной пьесе для механического пианино», где чеховский Платонов – молодой Калягин мучительно искал смысл жизни. И находил его – в любви.
«НГ»