0
2807
Газета Культура Интернет-версия

05.08.2018 13:49:00

В Савонлинну съехались русские и итальянские певцы

Старейший европейский фестиваль представил знаковые оперы

Тэги: оперный фестиваль, финляндия


оперный фестиваль, финляндия Природный колорит места проведения форума отразился и в сценографии оперы «Фауст» Вилппу Кильюнена. Фото со страницы Фестиваля в Савонлинне в Facebook

В июле и августе в Савонлинне проходит старейший оперный фестиваль Финляндии. Его история началась в 1912 году, когда финская певица Айно Акте оценила потенциал этих мест. Что же привлекает сюда сегодня ежегодно аудиторию свыше 60 тыс. человек? Genius loci здесь – уникальное сочетание средневековой крепости Олавинлинна, построенной в 1475 году, озера Сайма с его бесчисленными островами, неповторимого духа северной природы и  программы, состоящей из собственных постановок фестиваля и спектаклей гостей. В этом году в Савонлинне впервые показали «Пиковую даму», возобновили «Фауста», «Мадам Баттерфляй» и «Отелло», а итальянский фестиваль «Пуччини Торре-дель-Лаго» привез «Тоску» и «Турандот».

Оперы Чайковского в Савонлинне еще не ставили, хотя гости фестиваля – Большой и Михайловский театры показывали здесь «Иоланту» и «Евгения Онегина». Постановку «Пиковой дамы» поручили Ере Эрккиля, известного своим уважительным отношением к музыке, для обеспечения музыкальной аутентичности спектакля был приглашен российский дирижер Александр Ведерников и целая группа русскоязычных певцов, а в декорациях Яни Ульяса отчетливо видны были петербургские мотивы. Спектакль получился спорным, но интересным, хоть и несколько избыточным по деталям.  Режиссер перенес действие во вторую половину XIX века, время Достоевского, где Герман похож на Раскольникова, а Томский на Свидригайлова. Идеей фикс, пронизывающей действие, стала игра, не только для Германа, но и для всех остальных героев оперы: у детей – в солдатики, у подружек Лизы – в народность, на светском балу – в XVIII век и, конечно же, в фарфорово-мейсенскую пастораль.

 При этом ансамбль солистов был очень ярким, каждый обладал собственной харизмой: Миша Дидык, несколько раз певший Германа с Марисом Янсонсом, представил героя с внутренним надломом, Елена Гусева была красивой, статной Лизой, а Елена Заремба – роковой и совсем не старой Графиней. Томский у болгарского баритона Кирила Манолова получился полным витальных сил, этаким Фальстафом, циничным и не чуждым низовой культуры. Еще одним открытием стал московский баритон Константин Шушаков, представивший идеального по вокалу, светски-лощеного Елецкого, с отвращением взирающего на игру, но вынужденного вступить в нее, чтобы отомстить. Из спорных моментов спектакля нужно отметить постоянное присутствие на сцене танцевальной группы, становящейся то уличным цирком в Летнем саду, то кафешантанными девицами в игорном доме. Неубедительно был решен и финал оперы, когда Герман, застрелившись, поднимается и воссоединяется с Лизой, ждущей его наверху в белом платье.

Самым провокационным спектаклем стал самый старый: показанный в этом году «Фауст» впервые увидел свет 16 лет назад. Элегантной и изысканной партитуре Гуно, (представленной под управлением Филиппа Огена) постановщик Вилппу Кильюнен противопоставил жестко-брутальное действие, где сочувствие вызывала лишь Маргарита (финское сопрано Марьюкка Теппонен), пострадавшая от мужского мира. Из потери ею девственности Мефистофель (его пел известный финский бас Петри Линдроос) устраивает целое представление, выплескивая на белоснежный холст красную краску, размазывая ее и открывая тем самым путь к дальнейшему насилию. Дьявол сначала появлялся в элегантном белом костюме искусителя, а после грехопадения Маргариты сбрасывает  не только одежды, но и кожу, становясь похожим на анатомическую иллюстрацию. Фауст латиноамериканского тенора Хесуса Гарсии в финале доставался именно ему, Маргарита же уходила по лестнице  к ангелам. Постановка не привязана к конкретному времени, хор был облачен в костюмы, условно напоминающие картины Брейгеля со средневековым сознанием толпы обывателей. Изначально патриотической музыке Гуно («Фауст» был написан до поражения во Франко-прусской войне) постановщики противопоставили пацифистские идеи: с войны возвращается неуправляемая орда слетевших с катушек людей. Именно поэтому Валентин (Томми Хакалы) с посттравматическим синдромом и ортопедической конструкцией на ноге был так жесток с Маргаритой и проклинал ее перед смертью. В «Фаусте» были задействованы в основном  финские певцы, что является одной из традиций фестиваля, их всегда тепло принимает публика.

Сцену и зрительные ряды во дворе крепости, перекрытом тентом, возводят каждый год заново, вместимость зала более 2000 тыс. мест, и существенная часть 8-миллионного бюджета фестиваля поступает от продажи билетов. Поэтому здесь стараются учитывать мнение публики, у которой неизменной популярностью пользуются оперы Пуччини. Классическая постановка «Мадам Баттерфляй» (режиссер – Хенри Акина, сценограф – Дин Сибуя) возвращается на фестиваль регулярно, а новый ансамбль исполнителей добавляет свежие краски. Прочувствованное исполнение южнокорейской сопрано Сэ Кен Рим (Баттерфляй), Гастона Риверо (Пинкертон) и Клаудио Отелли (Шарплесса) получили заслуженные овации. Оркестром руководил доморощенный молодой талант – лауреат нескольких дирижерских конкурсов Кале Куусава, который работает в Савонлинне с 2011 года репетитором и ассистентом, «Мадам Баттерфляй» – его первая самостоятельная работа, и стоит признать, очень удачная.

Главной вокальной звездой фестиваля позиционировался Александр  Антоненко, исполнивший заглавную партию в «Отелло». Премьера спектакля Надин Дюффо состоялась два года назад, вместе со сценографом Эммануэлем Фавром режиссер создала стильное представление, в котором царят оттенки серебристо-серого цвета. Серый – везде, и в декорациях, и в костюмах, один лишь Отелло в кроваво-красном. Разбитое венецианское зеркало крупным планом отражает видеопроекции эмоциональных состояний главных героев – еще один прием, иллюстрирующий трагедию крушения героического в мире серой обыденности. То, что эмоционально недодала сцена, заместил яркий оркестр под управлением Ханну Линту, подчеркнувший знакомство позднего Верди с музыкой Вагнера. «Отелло» в сентябре повезут в Москву, и думается, что успех опере, которая уже 20 лет отсутствует в репертуаре московских театров, обеспечен.

Конечно, сам спектакль можно отделить и показать на классической оперной сцене, но для того чтобы в полной мере ощутить атмосферу старейшего финского фестиваля, нужно сюда приехать, пройти по понтонному мосту на остров, где внушительной громадой стоит крепость, пройти по дворам, выложенным камнем… А днем отправиться в круиз по Сайме до Пункахарью, где в историческом отеле времен Великого Княжества Финляндского встречались в прошлом году Владимир Путин и Саули Ниинистё (оперу в крепости они, кстати, тоже слушали). Можно посетить самую большую деревянную церковь христианского мира в Керимяки или музей леса «Лусто», а можно просто гулять по сосновым лесам на островах, не выходя из города. В Савонлинну хочется возвращаться, тем более что на следующий год гостем фестиваля станет миланский театр Ла Скала, который покажет редких «Разбойников» Верди и даст звездный гала-концерт.

Савонлинна–Санкт-Петербург 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Евросоюз закрывается от российских номеров

Евросоюз закрывается от российских номеров

Геннадий Петров

Машины из РФ нежелательны в Финляндии и Прибалтике

0
6398
Дело НАТО стало общим для Северной Европы

Дело НАТО стало общим для Северной Европы

Никита Белухин

После вступления в альянс Швецию ждет внутренняя трансформация

0
7611
Уход старых богов и вечная «Калевала»

Уход старых богов и вечная «Калевала»

Алексей Балашов

28 февраля карело-финский мир отмечал День национального эпоса

0
3859
13-й президент Финляндии не хочет иметь дел с Москвой

13-й президент Финляндии не хочет иметь дел с Москвой

Юрий Паниев

Внешнюю политику Хельсинки будут определять НАТО и ЕС

0
2350

Другие новости