0
1668
Газета Интернет-версия

23.09.2002 00:00:00

Россию ждет конфликт с НАТО

Тэги: россия, нато, конфликт


Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады Российской академии наук:

- С началом американской антитеррористической операции в Афганистане незримое соперничество между Россией и Соединенными Штатами будет развиваться. В наиболее ощутимой форме это уже проявляется в Грузии. План Москвы по военному решению "панкисской проблемы" Вашингтон не одобрил и скорее всего будет вынуждать Кремль отказаться от этой затеи. Что представляется достаточно опасным для позиции Москвы в данном регионе.

Кроме того, российско-грузинскую проблему можно и нужно рассматривать через призму саммита НАТО, который пройдет в октябре по вопросу о расширении блока. Тут мы уже крупно проиграли! Ведь мы, по сути, уже не возражаем против вступления в НАТО Прибалтики, и теперь в очередь могут поставить и Грузию, причем в первых рядах. Я думаю, что и американцы, и НАТО в ближайшее время обозначат свои интересы в Грузии очень четко, чтобы в российском Генштабе ясно поняли, что конфликт с Грузией - это потенциальный конфликт с НАТО. Такое безумное, даже оголтелое давление, угрозы - такие вещи в современном мире России не спустят. А Грузию мы скорее всего потеряли в любом случае, даже если к власти там придет, скажем, Игорь Георгадзе.

Теперь центральноазиатский узел. Я не разделяю господствующую сейчас точку зрения, что США изначально преследовали цели не только проведения собственно антитеррористической операции в Афганистане, но и одновременно хотели распространить и со временем усилить свое влияние в здешних странах СНГ. Ей-богу, я не могу понять, грубо говоря, на черта это влияние им нужно?! Ведь здесь для США нет интересных и перспективных стран, на которые можно было бы сделать какую-то ставку. Разве что на Казахстан - из-за его обширного выхода к Каспию. А так... Режимы здесь не просто неинтересные, а отвратительные, экономика валяется на боку, и с ней долго надо возиться, чтобы поставить ее на ноги. Зачем прагматичным американцам все это?

Американское руководство не может не понимать, что ввязалось в достаточно сложный клубок проблем: тут и Россия, тут и Китай, тут и весь исламский мир... Другое дело - Пентагон, и то это связано с решением чисто военных задач. Но вряд ли американские генералы захотят создавать здесь базы: это слишком далеко, дорого, ненадежно и малообещающе.

Но раз американцы все же пришли сюда, то проблема сосуществования с ними, конечно, есть. Причем это головная боль не только России, но и центральноазиатских режимов. Последние надеются "подоить" немного Соединенные Штаты, они их уже "доят", а дальнейшие перспективы такого "сотрудничества" просматриваются слабо. Наверняка местная политэлита уже задумывается о том, а будут ли США заинтересованы в том, чтобы держать Каримова у власти. Или насколько им может быть угоден Ниязов? Не начнут ли они готовить определенные круги либерального толка, которые уже сейчас находятся в оппозиции к существующим режимам? Ведь все мы понимаем, что демократия там "развита" лишь на словах. Поэтому я не исключаю вариант, что если Соединенные Штаты начнут-таки проявлять обозначенную мной политическую активность в Центральной Азии, то те же Каримов и Ниязов могут запросить у России помощи против подрывной деятельности США. И тогда все будет зависеть от российского политического разума - с кем быть: с США, где очевидны долгосрочные перспективы сотрудничества в борьбе с исламским фундаментализмом, который представляет реальную угрозу России, или начать мелочиться и соперничать с Америкой из-за влияния, образно говоря, на какой-нибудь кишлак... Все эти вопросы встают, но пока ответы на них просматриваются очень слабо.

Теперь что касается взаимосвязей с иракским узлом... Россия сейчас как бы мечется: почему она должна ехать в обозе США и терять свои позиции в Ираке? Россия хочет сохранить в Ираке свои позиции, а может быть, даже и приумножить. Но тогда возникает вопрос: а силенок-то хватит? Потому что вряд ли Москва может позволить себе роскошь снова противоборствовать с США из-за Ирака, ей дай бог сохранить свое влияние в Иране... И, на мой взгляд, достаточно мудро действует министр иностранных дел России Игорь Иванов, используя любую возможность, чтобы уйти от конфронтации с США по поводу Ирака.

Тем не менее США активно используют "иракскую карту" во взаимоотношениях с Россией при решении Москвой проблем на просторах СНГ. Это касается прежде всего опять же российско-грузинских отношений, но не только. США определенным образом используют против России и Украину, тем более что она сама того хочет, надеясь что-то получить от США в обмен на свой антируссизм. Кстати, замечу, что по этой причине такую политику в Киеве будут проводить всегда, вне зависимости от того, будет ли там антирусский или прорусски настроенный лидер. Но думаю, что Украина вряд ли что получит от США.

Особый разговор - Белоруссия. Думаю, ее сейчас также надо рассматривать через призму октябрьского саммита НАТО, о котором я сказал выше. Пока Москва конфликтует с Минском, причем на уровне президентов, на Западе будут оперативно делать свое дело. И хотя там с батькой Лукашенко никто не хочет и не захочет всерьез иметь дело, регулярная демонстрация им "военной мощи" Белоруссии в виде так называемых антитеррористических учений, которые он из года в год затевает, может сыграть свою роль. России это сулит неприятности в том смысле, что натовцы, используя в этом смысле одиозность белорусского лидера, вполне могут разместить какие-то военные объекты на территории Прибалтики. Кроме того, Лукашенко помешает российской политике в западноевропейских странах. И я считаю, что эта проблема для России куда более значима, чем та же иракская.

Досым Сатпаев, директор Группы оценки политических рисков внеправительственной аналитической организации (Алма-Ата):

- Сейчас выдвигаются две точки зрения по поводу возможных последствий американского военного присутствия в Центральной Азии и активизации антитеррористической борьбы в различных регионах СНГ. Первая, оптимистическая, заключается в том, что появление американских военных баз повысит безопасность Центрально-Азиатского региона. Акцент делается в основном на то, что это способствует активизации демократических процессов.

Вторая, преобладающая, - пессимистическая. Суть ее в том, что усиление американского военного присутствия может спровоцировать рост антиамериканских настроений в регионе. Кстати, в Киргизии и Узбекистане уже задерживались представители экстремистских организаций, которые распространяли листовки антиамериканского толка.

Нельзя исключать и того, что дальнейшее присутствие американцев может превратить страны СНГ в данном регионе в мишень для нападения международных террористических организаций. В Саудовской Аравии, например, эти военные базы США всегда были излюбленной мишенью как для местных радикальных экстремистских групп, так и международных террористов.

Еще один аспект связан с тем, что более решительные действия для защиты своих стратегических интересов может предпринять Китай, который волнует, что военное присутствие американцев трансформируется в их военно-политическое присутствие. На эти размышления могут наталкивать, в частности, и недавние совместные учения Китая и Киргизии на границе.

Активизация в рамках антитеррористической борьбы может привести также к столкновению интересов США и Ирана в районе Каспия, что сразу снизит инвестиционную привлекательность моря. А это, в свою очередь, ударит по экономическому благополучию прикаспийских государств, главным образом Азербайджана и Казахстана.

О Туркмении хотел бы сказать особо. Туркменбаши - единственный лидер в СНГ, которого очень легко можно было уличить в том, что он когда-то достаточно открыто поддерживал "Талибан" морально и материально, а полевые командиры этого движения активно использовали территорию Туркмении для транспортировки наркотиков. После ухода талибов с политической сцены Туркменбаши пришлось спрятаться за статусом нейтрального государства и заявить: мы, конечно, поддержим эту борьбу, но наш статус не позволяет активно участвовать в каких-либо военных коалициях. Что, как представляется, должно раздражать Вашингтон, который уже получил политическую лояльность абсолютно во всех центральноазиатских государствах, кроме Туркмении. Хотя в настоящий момент альтернативу Туркменбаши Вашингтон вряд ли будет активно подыскивать.

Для европейской части СНГ дальнейшая активность США в Афганистане и Ираке также будет иметь свои последствия. Украина попытается играть на балансе интересов между США, Россией и ЕС и будет повышать свою цену в глазах Вашингтона как одного из ключевых европейских государств, без участия которого невозможно будет создать эффективную субрегиональную систему безопасности на всем постсоветском пространстве. Что касается Белоруссии, то для нее проблема экстремизма не так актуальна, как для других государств. К тому же Белоруссия сейчас занята проблемой своей интеграции с Россией. Молдавия? Она традиционно не играла существенной роли на постсоветском пространстве.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

- На фоне происходящих событий в Центрально-Азиатском регионе и на Кавказе Россия как бы устранилась от внутриукраинских дел. Даже если это и не совсем так, то очевидно, что взаимоотношения с Украиной для России сейчас не являются приоритетными. Этот "вакуум влияния" заполняют США, и, надо сказать, достаточно успешно. Даже складывается впечатление, что Россия передает Украину под американское попечительство.

В свою очередь, Украина вряд ли будет как-то влиять на тот же российско-грузинский конфликт: в условиях своих внутриполитических распрей ей будет просто не до этого. Некоторые аналитики, правда, считают, что это может подтолкнуть Украину к выходу из СНГ, но, на мой взгляд, в ближайшее время это вряд ли возможно. Потому что вне зависимости от того, какая власть будет на Украине и как она будет оценивать амбиции России в отношении других стран СНГ, она не сможет не считаться с тем, что Украина является ближайшим соседом России и без нее - с учетом мощного российского потенциала в украинской экономике - полноценно жить не может. Если по какой-либо причине Россия сама захочет, чтобы Украина вышла из СНГ, то это - по обоюдному согласию - возможно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
848
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
991
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1382
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1113

Другие новости