0
1865
Газета Интернет-версия

02.12.2002 00:00:00

Россия покончила с лицемерием

Тэги: снг, экономика, политика, власть, россия


Дмитрий Орешкин, руководитель аналитической группы "Меркатор" Института географии РАН

В 2002 году явственно обозначилось доминирование России на пространстве СНГ на основе экономических и политических ресурсов. Это проявляется в оправданной жесткости по отношению к Белоруссии, в рациональной позиции по отношению к Грузии и Украине. Экономического братства быть не может - в экономике правят интересы. Россия сейчас начинает обращаться к экономическим параметрам взаимоотношений. Это примерно то же самое, что происходило на территории Британского содружества, когда Англия перестала доминировать с помощью военной силы и бюрократических методов, но лидирует в культурной, интеллектуальной и языковой сферах.

С другой стороны, страны СНГ перестали хронически бояться российской военной или бюрократической агрессии. При этом они понимают, что дружба дружбой, а табачок врозь - за газ нужно платить. Рационализм и цивилизованный уровень отношений, с точки зрения России, гораздо эффективнее. Это очевидно на примере Белоруссии.

Уже два-три года назад было ясно, что Минск не собирается объединяться. Как только Лукашенко понял, что место Ельцина ему не занять, он выбрал вполне однозначную антироссийскую экономическую позицию. Но у российской элиты хватило ума не оставаться в плену пламенных призывов. И никуда Лукашенко не денется. Он ведет страну в экономический тупик - значит, все сильнее будет зависеть от России...

Существенный прогресс - согласованная политика по отношению к ресурсным базам чеченских боевиков. И в Казахстане, и в Азербайджане, и в Грузии, и на Украине каналы снабжения чеченских боевых групп практически перекрыты. Эффективнее стало взаимодействие между спецслужбами. У России есть козыри, которые позволяют решать такие задачи на территории СНГ.

Алексей Макаркин, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Основные события, происходившие на пространстве СНГ в минувшем году, связаны, безусловно, с Россией, которая продолжает играть лидирующую роль в рамках Содружества как страна с наиболее крупным экономическим, политическим и военным потенциалом.

В текущем году появился еще один фактор в непростых отношениях между Россией и Грузией - чеченские сепаратисты, которые нашли себе убежище в Панкисском ущелье. Тот факт, что изменилась атмосфера, подходы, стилистика, появилась тенденция к диалогу и взаимопониманию, говорит о том, что удалось отойти от очень опасного рубежа.

Важно также, что в этом году России и Украине удалось добиться прорыва в отношениях, когда был создан газовый консорциум на паритетных началах. Поставлена точка в десятилетней истории так называемого несанкционированного забора (а по существу - воровства) российского газа на украинской территории.

Еще один важный момент - в конце года России удалось урегулировать с Арменией долговой вопрос. Россия в обмен на погашение задолженностей получает акции армянских предприятий. Это очень интересный прецедент и для отношений России с иными странами СНГ.

Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра Карнеги, профессор МГИМО МИД РФ

Огромная заслуга Путина в том, что в этом году Лукашенко было указано на его место. Все эти игры с белорусско-российским единством закончились. Это очень важно, поскольку Россия таким образом заявила о приоритетности собственных национальных интересов. Сближение с Украиной, напротив, пока сложно оценить, ибо этот процесс только начался и может пойти как со знаком "плюс", так и со знаком "минус" для России. Нельзя дать однозначную оценку также отношениям России с Азербайджаном. "Потепление" может оказаться очередной игрой. С моей точки зрения, отношения с Азербайджаном - это в каком-то смысле лакмусовая бумажка для тактики России относительно каспийской проблемы.

Этот год не стал переломным в отношениях России и бывших среднеазиатских республик. Зато там произошло два очень важных события. Первое - это начавшийся процесс политического переустройства в сторону усиления парламентаризма, начавшийся в Киргизии. Я думаю, этот прецедент может повлиять на остальные государства Центральной Азии. Второе - исламская пауза. Активность исламистов в Центральной Азии резко уменьшилась. У меня ощущение, что они сейчас находятся на распутье. Но у политического ислама в этом году появился шанс стать (в той же Киргизии) умеренно взвешенным участником политического процесса.

Если говорить об Азии, то следует отметить еще одну важную и тревожную тенденцию: экономические реформы, которые якобы наметились в прошлом году (все эти инвестиции и субсидии после 11 сентября), кроме Казахстана, пока что нигде не идут. В странах Центральной Азии очень тяжелое экономическое положение, что провоцирует нарастание социальной напряженности.

Андрей Пионтковский, руководитель российского Центра стратегических исследований

Говоря о самых важных событиях уходящего года, отмечу начало новой политики России в отношении Белоруссии. Путин в отличие от Ельцина человек другой формации - с чистыми руками, холодной головой и горячим сердцем. Логично, что он не стал терпеть художества Лукашенко, дав понять, что никакого объединения России с Белоруссией не будет, что пора прекратить экономически невыгодный для России бартер и строительство всяких бюрократических надгосударственных конструкций. На мой взгляд, этот важный момент свидетельствует о том, что, покончив с лицемерием, мы открываем дорогу к нормальным дружеским отношениям с Белоруссией, которые, возможно, будут развиваться уже при другом белорусском лидере. Сейчас, судя по всему, Москва внимательно присматривается к ситуации в Белоруссии.

Второе важное событие года - едва не состоявшаяся нелепая война с Грузией. Было несколько дней в сентябре, когда это было возможно. И я не помню другого такого случая, когда вполне реальный сценарий войны был остановлен общественным мнением. Что касается чисто символического присутствия американских войск в Средней Азии, то оно вызывает серьезное раздражение российской политической элиты. И если два года назад мы обоснованно опасались перехода талибов в Ферганскую долину, то сейчас такой угрозы нет. Впервые в истории России кто-то другой, со стороны, преследуя свои собственные цели, сделал грязную работу для России. Американцы выполнили "русскую задачу" более эффективно, чем свою. При этом собственной цели американцы не достигли - бен Ладен не пойман, "Аль-Каида" не разрушена. Так что, на мой взгляд, это была очень искусная дипломатическая операция со стороны России.

Владимир Полохало, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины

События 2002 года происходили под знаком усиления политической и экономической роли официального Кремля вообще и президента Путина в частности.

В уходящем году Россия вполне использовала закономерности формирования нового мирового порядка и новые конфигурации для укрепления на постсоветском пространстве. Яркий пример - отношения с Украиной, где главным фактором стало ослабление Леонида Кучмы, который целый год был озабочен поиском преемника. Украинский президент, по существу, оказался в изоляции от Запада. Он вынужден апеллировать к России и обращаться к ней за поддержкой. В прошлом это не раз оборачивалось либо потерей самостоятельного развития, либо зависимостью Украины от России. Кучма эту историческую традицию не нарушил.

То же можно сказать и о южных соседях России, не говоря уже о Белоруссии. В 2002 году складывалась та конфигурация отношений и тот формат зависимости на территории СНГ, которые адекватны мировым тенденциям. В этом контексте демократические ценности и стандарты в странах СНГ отодвигаются на второй план. При этом постсоветские страны как слабые государства в мировом контексте, конечно, становятся уязвимыми как для Запада, так и для Востока, для Юга.

Итоги года подтверждают, что страны СНГ оказались на периферии мирового развития и закрепили свой имидж государств-неудачников.

Михаил Погребинский, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии

Кишиневский саммит 2002 года не оправдал надежд на реанимацию почти умирающего Содружества. Но перспективы СНГ будет трудно оценить до тех пор, пока не станет понятно, каким образом будут определены геополитические сферы контроля и влияния между основными политическими игроками на мировой политической сцене.

Сложно сказать сегодня, чем закончится допуск США в Среднюю Азию. Очевидно, что такая российско-американская геополитическая игра вносит много недоразумений и неясностей. Но, мне кажется, в последние месяцы позиции России в двусторонних отношениях со странами, которые демонстрируют желание сближения с США, усиливаются. Перспективы геополитического доминирования на юге у России неплохие.

Расим Мусабеков, политолог, член азербайджанской партии "Мусават"

Ситуация на постсоветском пространстве меняется качественно, она характеризуется завершением периода эксклюзивного преобладания на нем России. Каждая из стран СНГ уже обрела для себя альтернативных покровителей на Западе либо на Востоке.

Ничем путным так и не завершились многолетние разговоры о создании зоны свободной торговли в СНГ. Зато введение Россией с 1 ноября нового миграционного закона, уравнивающего выходцев из стран СНГ с прочими иностранными гражданами, может размыть гуманитарную, человеческую составляющую былого единства.

Так что очевидно, что СНГ как мягкая альтернатива СССР не состоялось и, судя по всему, энтузиазм в продвижении этой идеи испарился даже у Москвы. По-видимому, именно двусторонний формат будет в ближайшие годы преобладать в обеспечении прагматических интересов сторон. Но формальная процедура похорон СНГ проводиться не будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
857
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1532
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1366
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2566

Другие новости